Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классовые различия
Кросс-культурное исследование итальянских и американских семей, проведенное Мелвином Коном (1969), показывает, что классовые различия оказывают важное влияние на процесс социализации. Родители из средних слоев общества обычно имеют гибкое отношение к власти и авторитету. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют их способность к сопереживанию. В семьях рабочих детям предпочитают внушать готовность подчиняться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большое значение вежливости и послушанию. Матери из рабочих семей считают, что роль отца заключается главным образом в поддержании дисциплины и порядка в семье; матери из средних слоев придерживаются мнения, что отец должен в первую очередь заботиться о семье, а не проявлять свою власть. Для выявления причин этих классовых различий, влияющих на социализацию, Кон проанализировал специфику деятельности представителей средних слоев и рабочего класса. Он установил, что отцы, которые были представителями свободных профессий, например скульпторы или репортеры, как правило, старались воспитать у своих детей стремление к инициативе и свободомыслию. Отцы, которые работали под строгим контролем, например, рабочие сборочных линий, закладывали у детей склонность к конформизму. Подобное различие характерно также для отцов, занятых, с одной стороны, умственным, а с другой - физическим трудом. Отношение матерей к конформизму и свободомыслию обнаруживало тесную связь с характером работы их мужей. Кон сделал вывод: небольшие различия между итальянской и американской выборками по этому признаку объясняются тем, что влияние классовой принадлежности на социализацию перевешивает влияние культурных факторов. Исследование американских семей, проведенное в 30-х годах, предоставило дополнительные данные о воздействии классовых различий на процесс социализации (Элдер, 1974). Дети, выросшие в бедных и неблагополучных семьях, в значительно большей мере стремились зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от родителей, чем дети из зажиточных семей. Кроме того, в семьях, где отец в течение длительного времени был безработным, обычно возрастал авторитет матери. При этом усиливалась традиционная социализация по ролям, свойственным каждому полу: мальчики шли работать, а девочки оставались дома и занимались хозяйством. Дети из таких неблагополучных семей были склонны отдавать предпочтение матери и становиться на ее сторону в семейных конфликтах.
|