Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учреждения тотального типа
Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов ее членов. Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формулируется государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п. Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют контроль над многими сторонами их жизни, включая питание, жилье и даже индивидуальную заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости обитателей этих заведений от охранников издается множество постановлений. В результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех, кто им подчиняется. Эрвин Гоффман (1961), который ввел термин " тотальные учреждения", выделил несколько типов таких организаций: 1) больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные); 2) тюрьмы (и концентрационные лагеря), предназначенные для людей, считающихся опасными для общества; 3) военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для определенных целей; 4) мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам. Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жестоких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлой жизнью и подчинения нормам заведения. Гоффман описывает, как новые курсанты, или " увальни", знакомятся с жизнью военного училища: " Полный разрыв с прошлым должен быть достигнут за относительно короткий срок. Поэтому в течение двух месяцев " увальню" не разрешается уходить с территории военной базы или поддерживать социальные контакты с гражданскими лицами. Эта полная изоляция способствует созданию скорее серой безликой массы, чем группы индивидов с разными взглядами и статусами. В первый же день курсанту выдается военная форма, на обсуждение уровня благосостояния и семейных связей налагается табу. Хотя курсантам платят очень мало, им запрещено получать деньги из дома. Роль курсанта должна вытеснить все другие роли, к которым привык индивид. Сохраняются лишь немногие черты, раскрывающие перед внешним миром прошлый социальный статус человека" (с. 15). Жизнь в таких условиях создает крепкие связи между обитателями подобных учреждений. Их язык, ритуалы и опыт становятся страстно защищаемой субкультурой. Вероятно, эта глубокая взаимосвязь - одно из немногих средств их самозащиты от тирании. Однако в особенно унизительных ситуациях наблюдался противоположный результат. Беттлгейм (1947) рассказал, что жертвы зверств в нацистских концентрационных лагерях иногда заимствовали мировоззрение своих палачей, отождествляли себя с ними и проявляли садистские наклонности по отношению к самим себе. Это явление известно под названием " идентификация с агрессором".
|