Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взгляд с позиций конфликтологического подхода
Сторонники теории функционализма подчеркивают позитивное значение взаимодействия образования с другими общественными институтами: экономикой, классовой структурой и политикой. Но исчерпывается ли этим анализ образования? Не чревато ли оно, подобно другим социальным явлениям, опасностью конфликта? Наверное, следует ответить на этот вопрос положительно, и не составляет труда найти убедительные доказательства, подтверждающие эту точку зрения. Например, рассмотрим, каким образом различные группы ведут борьбу за ценности, которые следует усваивать в школе. Некоторое время назад группы родителей пытались запретить использование в школе учебного материала, в котором, по их мнению, нашли отражение расистские, антиамериканские, антисемитские и антихристианские настроения, а также слишком откровенно выраженный интерес к сексу. В результате с 60-х годов большинство учебников были составлены заново - из них были исключены устаревшие стереотипы; стали глубже изучаться предметы, которыми в прошлом пренебрегали, например история групп меньшинств. Но с другой стороны, отдельные книги были сокращены, изменены или изъяты с библиотечных полок. Некоторые общности запретили своим членам чтение определенных книг, и даже сожгли их. Наряду с другими из многих библиотек страны были изъяты такие книги, как " Приключения Гекльберри Финна" (поскольку одного из героев называли " Черномазый Джим") и " 365 дней" (воспоминания о том, как обращались с ранеными во время войны во Вьетнаме; в книге употребляется неприличное слово) (" Могут ли школы запрещать книги? " 1982). Кроме того, могут возникать конфликты по поводу предпочтения тех или иных ценностей при составлении учебных планов. Классическим примером является теория эволюции. В 1925 г. Джон Скоупс был осужден за преподавание " ереси" школьникам в Теннеси. " Ересью" назвали теорию эволюции Чарлза Дарвина. Некоторые группы фундаменталистов считали, что теория Дарвина поставила под сомнение библейское объяснение сотворения мира. В ней утверждалось, что люди произошли от приматов, поэтому дело Скоупса назвали " обезьяньим процессом". С тех пор теория эволюции получила признание и прочно вошла в учебные программы по биологии в большинстве государственных школ США. Однако некоторые религиозные группы оказали давление на местные органы управления, требуя столько же времени отводить изучению " теории сотворения мира". Последняя представляет собой попытку дать научное обоснование библейскому объяснению происхождения человека. Ее сторонники утверждают, что появление людей на Земле не является результатом эволюции низших особей; для подтверждения этой точки зрения они используют данные биохимии, палеонтологии и физики. " Теория сотворения мира" отвергнута большинством ученых, но она преподается наряду с теорией эволюции в некоторых школах Далласа, Атланты и Чикаго. В 60-е годы функционализм доминировал в социологии образования, но уже тогда он был поставлен под сомнение многими сторонниками конфликтологической теории (или " радикальной" теории, как называет ее Хэрн, 1978). Эти ученые не ограничились тем фактом, что между группами возникают конфликты по поводу содержания образования. Они считают, что само образование можно рассматривать как воплощение различных групповых конфликтов. Само собой разумеется, что, в то время как функционалисты были настроены оптимистически и подчеркивали позитивное воздействие образования на развитие общества, сторонники теории конфликта рисовали более мрачную картину. Они считали, что образование способствует эксплуатации и угнетению групп, находящихся в неблагоприятных условиях. Иллих и " отказ от массового образования"
|