Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урегулирование конфликта
Каким образом улаживается политический конфликт? Ответ на этот вопрос обусловлен политической структурой государства. Комитеты политического действия оказывали влияние на представителей политической власти: мэров, членов городских советов, государственных законодателей, членов палаты представителей и сенаторов. Эти люди занимаются разрешением конфликтов. Суды осуществляют такую же роль, когда наблюдают за конституционностью законов. Даже при диктаторских режимах, где законодательные органы н суды не имеют власти, на каком-то уровне можно найти некоторые механизмы урегулирования конфликтов; так Адольф Гитлер был вынужден улаживать конфликты, когда советы его генералов противоречили мнениям крупных немецких промышленников. В этой главе мы рассмотрим компоненты политического процесса. Однако начнем с нескольких основных понятий и определений.
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Глава 17. Политическая система
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: ВЛАСТЬ, СИЛА, ГОСПОДСТВО
Политическое устройство можно определить как совокупность идеологий и институтов, формирующих политическую деятельность в обществе. Для понимания политического устройства мы должны знать, что означают понятия власть, сила и господство. Власть Сила Господство авторитета
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Глава 17. Политическая система
ВЛАСТЬ Можно утверждать, что власть - основа политики. Социологи, исследующие политическую жизнь общества, должны серьезно разбираться в существе природы власти. Макс Вебер, разработавший многие социологические понятия, ввел некоторые основные положения политической социологии. Он предложил одно из наиболее известных определений власти: это " возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению" (1925/1968, т.1, с.53). Такое определение применимо к отношениям между двумя партиями. Подразумевается, что одна из них осуществляет власть над другой. Власть может быть основана на применении силы, связана с занимаемой политической должностью, унаследованным авторитетом или авторитетом статуса, как скажем власть родителей над несовершеннолетними детьми, и со многими другими факторами. Что представляет собой власть, когда речь идет о более крупных группах, например, общностях и обществах? Талкотт Парсонс (1969) характеризует ее как " способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей". Еще власть можно определить " как способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения" (с.204). Парсонс сравнивает власть с деньгами, поскольку она тоже " один из видов ресурсов". Кроме того, власть - это действенность системы, способность принимать законы, поддерживать порядок, защищать общество от врагов. Однако определение власти остается в некоторой степени неясным. Она может означать применение силы по отношению к кому-то; можно также говорить о власти общности или всего общества, что вовсе не означает господства одного человека или группы над другими. Мы будем рассматривать власть одновременно и как способность навязывать свою волю, и мобилизовывать ресурсы общества для достижения поставленной цели. Разногласия по вопросу о природе власти возникли также в связи с так называемой проблемой нулевой суммы. Власть можно сравнить с ограниченным количеством товара - если ее больше у одной партии, то у другой должно быть меньше. Более того, если власть перераспределяется, это всегда влечет за собой потерю для одной или другой группы. И определение власти как нулевой суммы отражено в описании политики с точки зрения того как, кто, что, когда и каким образом получает " (Лассвелл, Каплан, 1950). С другой стороны, некоторые теоретики, включая Парсонса, утверждают, что власть имеет неограниченный характер. Парсонс снова проводит аналогию с деньгами. Кредит может способствовать увеличению денежных ресурсов, но богатство одного человека не всегда приводит к бедности других людей. Таким образом, увеличение власти необязательно связано с чьим-то поражением.
|