Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физического воспитанияСтр 1 из 27Следующая ⇒
Основные понятия теории и методики Абсолютная сила - это сила, которую проявляет человек в каком-либо движении безотносительно к собственному весу. Абстрагирование - мысленное отвлечение, отбрасывание предметов, свойств и связей, полученных об изучаемом явлении на первичных этапах его анализа [1]. Анализ - метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств процесса, явления [1]. Аналогия – представляет прямой перенос знания с хорошо изученного объекта на объект менее изученный, но сходным с ним по существенным свойствам и качествам [1]. Быстрота - это физическое качество, комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Взрывная (скоростная) сила - способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Выносливость - это физическое качество, способность человека противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость аэробная - компонент общей и специальной выносливости, способность выполнять работу за счёт аэробных источников энергообеспечения (за счёт использования кислорода). Выносливость анаэробная - компонент специальной выносливости, способность выполнять работу преимущественно за счёт анаэробных источников энергообеспечения (в условиях недостатка кислорода). Гибкость - это физическое качество, проявление морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата, определяющих степень подвижности его звеньев. Гибкость активная - амплитуда движений в суставах, проявляемая только за счёт активности мышц. Гибкость пассивная - наибольшая амплитуда движений в суставах, которая может быть достигнута за счёт воздействия внешних сил. Двигательное умение – это такой уровень освоенности движения, когда оно выполняется под контролем сознания, опираясь на знание [2]. Двигательный навык – оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т. е. минимальным контролем со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения [12]. Динамометрия – в антропологии, медицине, спорте измерение силы мышц человека [10]. Знания – это конкретные взаимосвязанные факты, теоретические обобщения, законы. Это совокупность накопленных в процессе общественно-исторического развития человеческого общества сведений о природе, культуре, технике, самом человеке [8]. Игровой метод тренировки заключается в выполнении двигательных действий в условиях игры, в рамках предусмотренных правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций [3]. Измерение – установление факторов путем их фиксации, упорядочения, группирования, генерализации, классификации и систематизации [1]. Координация – это преодоление избыточных степеней свободы органов движения, превращение их в управляемые системы. Ловкость - это физическое качество, способность человека быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов, приемов и операций) [9]. Методы – определенные способы педагогического воздействия для достижения определенной цели. Моделирование – метод исследования, обеспечивающий получение сведений, показателей, данных о событиях, недоступных для прямого выявления в условиях реально проводимых экспериментов [1]. Наблюдение – визуальный, непосредственный, с помощью технических средств отбор впечатлений, активное, преднамеренное, целесообразное и целенаправленное восприятие объектов и фактов [1]. Принцип – положение, отражающее важнейшую для конкретной области знаний закономерность [1]. Профессионально-прикладная физическая подготовка – процесс формирования профессионально значимых знаний, умений, навыков, развития психофизических качеств, способствующий повышению готовности человека к успешной профессиональной деятельности [1]. Реакция простая – заранее определенное ответное действие или движение на заранее известный раздражитель (сигнал), внезапно появляющийся в условиях спортивной деятельности. Реакция сложная – выбор нужного ответного действия или движения на внезапное появление одного из заранее известных раздражителей (сигналов), характерных для данной спортивной деятельности. Наиболее типична реакция на движущийся объект [10]. Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. [12]. Обобщение – одно из средств научного познания, связанное с переходом от отдельных факторов, ситуации, событий на более высокий уровень абстрагирования [1]. Описание – словесное, графическое, математическое выражение полученных данных как переходный этап к общению [1]. Общая выносливость - это выносливость в продолжительных работах умеренной интенсивности, включающих функционирование всего мышечного аппарата. Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой [7]. Общая тренированность – характеризуется общим уровнем приспособленности к самым разным видам двигательной деятельности. Относительная сила - под ней понимают величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса. Сила - это физическое качество, способность человека преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. Сила взрывная – способность проявлять наибольшую силу в наименьшее время. Проявление силы с максимальным ускорением (например, сила, развиваемая в акцентированных ударах боксера, при отталкивании прыгуна). Сила динамическая – сила, проявляемая спортсменом в динамическом режиме, т. е. в движении, и связанная с изменением длины мышечных волокон. Сила статическая – сила, проявляемая в условиях, когда длина мышцы при её напряжении остается постоянной, а тело спортсмена не изменяет своего положения в пространстве. Система физического воспитания – типичный для каждой общественной формации способ организации социальной практики физического воспитания, её исходные основы (идейные, теоретико-методические, программно-нормативные), определяющие стороны, объединенные в целостную структуру [10]. Соревновательный метод тренировки предусматривает специально организованную соревновательную деятельность, позволяющую повышать активность занимающихся, уменьшать монотонность тренировки и готовить спортсмена к успешным действиям в ответственных состязаниях [3]. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определённой деятельности, избранной как предмет специализации. Специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности [7]. Специальная тренированность спортсмена выражается в степени приспособленности его организма к специфическим требованиям избранного вида спорта. Спорт – это часть физической культуры, которая представляет собой соревновательную деятельность, подготовку к ней, взаимоотношения в процессе этой деятельности, направленные на достижение высоких спортивных результатов. Спортивная тренировка как педагогическое явление – это специализированный процесс физического воспитания, непосредственно направленный на достижение высоких спортивных результатов. Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью её совершенствования [8]. Средства – это всё то, с помощью чего преподаватель воздействует на обучаемого. Стретчинг – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц [12]. Теория физического воспитания - наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека. Техника физических упражнений - те способы физических упражнений, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с наибольшей эффективностью. Технической подготовкой спортсмена принято называть обучение его технике движений и действий, служащих средством тренировки. Точность движения – это интегральная характеристика, отражающая степень соответствия процесса координации усилий в пространстве и во времени особенностям двигательной задачи и условиям её решения [8]. Тренированность – это приспособленность организма к определенной работе, достигнутая посредством тренировки. Урок физической культуры – основная форма занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе и др. учебных заведениях [10]. Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся [12]. Утомление – функциональное состояние органа или целого организма, характеризующееся временным снижением работоспособности (в ряде случаев нарушением гомеостаза) под влиянием тяжелой физической или психической нагрузки. Утомление мышечное – утомление, развивающееся в результате большой и продолжительной работы. Утомление сенсорное – утомление, возникающее после выполнения упражнений, требующих большого напряжения органов чувств. Утомление умственное – утомление, развивающееся в результате большого умственного напряжения. Утомление эмоциональное – утомление, возникающее в результате значительных эмоциональных нагрузок и переживаний, как у спортсменов, так и у тренеров, зрителей и других участников соревнований [10]. Физическая культура - это часть общей культуры, совокупность достижений общества в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа. Физическая подготовка спортсмена представляет собой воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовленность - результат физической подготовки спортсмена. Физическая реабилитация - вид физической культуры, целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Физическая рекреация - процесс использования физической культуры для отдыха, развлечения, физического самосовершенствования, охватывающий различные формы организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями. Физические качества - совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность. Физическое упражнение - двигательное действие или же использование физических качеств, для достижения поставленной цели. Физическое воспитание - это педагогический процесс, который направлен на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний. Физическое образование - педагогический процесс, направленный на получение знаний, умений и навыков в области физической культуры. Физическое развитие - это процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, происходящих под влиянием условий жизни и, в частности, питания. Физическое совершенство - идеал физического развития и физической подготовленности спортсмена. Цель физического воспитания – это оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность [8]. Эксперимент – это форма научного опыта для многократного воспроизведения наблюдения за объектом в строго контролируемых условиях воздействий наблюдателя на изучаемый объект [9].
|