![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам Российской Федерации
Несмотря на сохранение напряженной ситуации с исполнением региональных бюджетов, проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» предусматривает сокращение общего объема межбюджетных трансфертов в 2016 г. в номинальном выражении на 3, 9%. Данное сокращение складывается за счет разнонаправленной динамики номинальных расходов по подразделам межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований снижаются на 2, 3% за счет значительного (на 24, 2%) сокращения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, и хотя удельный вес дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в межбюджетных трансфертах общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2015 г. почти 3 раза выше, чем у дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, их рост на 5, 5% не может полностью предотвратить сокращения расходов на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субсидии и субвенции в 2016 г. по отношению к 2015 г. снижаются на 17, 5% и 11, 5% соответственно. Увеличение более чем на треть иных межбюджетных трансфертов уменьшает величину снижения общего объема межбюджетных трансфертов, но не предотвращает полностью их снижения в силу небольшого - 11, 7% в 2015 г. - удельного веса этих расходов в общем объеме межбюджетных трансфертов. Таблица 3. Межбюджетные трансферты в 2014–2016 гг. (млн. руб.)
Примечания: * Кассовое исполнение федерального бюджета по состоянию на 01.01.2015 г. ** Уточненная роспись по состоянию на 01.03.2015 г. *** Приложение № 14 к пояснительной записке к проекту федерального закона " О федеральном бюджете на 2016 год"
Общий объем расходов на межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации в реальном выражении в ценах 2014 года сокращается еще заметнее в 2016 году, чем номинальные расходы на межбюджетные трансферты. Темп сокращения общего объема межбюджетных трансфертов и межбюджетных трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2016 г. замедляется по сравнению с 2015 годом. В 2016 году замедляется темп сокращения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Продолжается сокращение субсидий и субвенций. Следует также отметить очень значительный рост иных межбюджетных трансфертов в 2016 году в ценах 2014 г. Таблица 4. Межбюджетные трансферты в 2014–2016 гг. в реальном выражении (в ценах 2014 г.)
Расходы на межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в 2016 г. снижаются также по отношению к ВВП. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по отношению к ВВП сокращаются с 0, 9% до 0, 82% ВВП, что вызвано заметным уменьшением реальных размеров дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Общий объем межбюджетных трансфертов сокращается с 2, 24% ВВП в 2015 г. до 2, 01%. Таблица 5. Межбюджетные трансферты в 2014–2016 гг. в % к ВВП
Примечание: для расчета отношения в 2016г. использован размер ВВП по базовому вариант прогноза МЭР до 2018 г.
Доля расходов на межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в 2016 году также снижается по отношению к общему объему расходов федерального бюджета. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сокращаются из-за снижения удельного веса дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в общих объемах расходов федерального бюджета. Субсидии и субвенции также уменьшаются по отношению к общему объему расходов федерального бюджета. Таблица 6. Межбюджетные трансферты в 2015–2016 гг. в % к общему объему расходов федерального бюджета
Субъекты Российской Федерации скорее всего не смогут компенсировать влияние сокращения расходов на межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в 2016 году. В последние месяцы 2013 года начался быстрый рост государственного долга субъектов Российской Федерации, который увеличился на треть по сравнению началом 2013 года. В 2014 г. рост государственного долга субъектов Российской Федерации продолжился: за год он вырос на 20%. На 1 июня 2015 года стало очевидно, что регионы пока не могут снизить размер своего долга, который по данным Минфина составлял на эту дату 2093 млрд. руб., тогда как 1 января 2015 г. он формировался на уровне 2089 млрд. руб. Правительством Российской Федерации принимались серьезные меры, чтобы улучшить ситуацию с высоким и не снижающимся уровнем государственного долга субъектов Российской Федерации. Однако их оказалось недостаточно и в августе было принято решение об изменении правил предоставления бюджетных кредитов субъектам Федерации (принятия постановления от 25 августа 2015 года №886 «Об изменении правил предоставления бюджетных кредитов субъектам Федерации»), которое предусматривает возможность погашения коммерческой задолженности регионов за счёт бюджетных кредитов и рефинансирования задолженности по бюджетным кредитам. Тем не менее, в условиях сокращения объема трансфертов мер, установленных данным постановлением, также может оказаться недостаточно для снижения государственного долга субъектов Российской Федерации.
|