Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Н. М. Муравьев
(1796—1843)
Любопытный разговор [35] [22] Вопрос: Что есть свобода? Ответ: Жизнь по воле. Вопрос: Откуда проистекает свобода? Ответ: Всякое благо от бога. — Создав человека по подобию своему и определив добрым делать вечные награды, а злым вечные муки, — он даровал человеку свободу! — Иначе несправедливо было бы награждать, за доброе по принуждению сделанное, или наказывать за невольное зло. Вопрос: Все ли я свободен делать? Ответ: Ты свободен делать все то, что не вредно другому. Это твое право. Вопрос: А если кто будет меня притеснять? Ответ: Это будет тебе насилие, противу коего ты имеешь право сопротивляться. Вопрос: Стало быть, все люди должны быть свободными? Ответ: Без сумнения. Вопрос: А все ли люди свободны? Ответ: Нет. Малое число людей поработило большее. Вопрос: Почему же малое число поработило большее? Ответ: Одним пришла несправедливая мысль господствовать, а другим подлая мысль отказаться от природных прав человеческих, дарованных самим богом. Вопрос: Надобно ли добывать свободу? Ответ: Надобно. Вопрос: Каким образом? Ответ: Надлежит утвердить постоянные правила или законы, как бывало в старину на Руси. Вопрос: Как же бывало в старину? Ответ: Не было самодержавных государей! Вопрос: Что значит государь самодержавный? Ответ: Государь самодержавный или самовластный тот, который сам по себе держит землю, не признает власти рассудка, законов божиих и человеческих; сам от себя, то есть без причины по прихоти своей властвует. Вопрос: Кто же установил государей самовластных? Ответ: Никто. Отцы наши говорили: поищем себе князя, который бы рядил по праву, а не по самовластью, своевольству и прихотям. Но государи мало-помалу всяким обманом присвоили себе власть беспредельную, подражая ханам татарским и султану турецкому. Вопрос: Не сам ли бог учредил самодержавие? Ответ: Бог во благости своей никогда не учреждал зла. Вопрос: Отчего же говорят: Несть бо власть аще не от бога? Ответ: Злая власть не может быть от бога. Всякое древо доброе добры плоды творит... всякое же древо, не приносящее плодов добрых, будет посечено и ввергнуто в огнь. Хищным волкам в одеждах овечьих, пророчествующим во имя господне, мы напомним слова Спасителя: Николи же знах вас: отъидите от меня, делающие беззакония. Вопрос: Есть ли государи самодержавные в других землях? Ответ: Нет. Везде самодержавие считают безумием, беззаконием; везде поставлены непременные правила или законы. Вопрос: Не могут ли быть постоянные законы при самодержавии? Ответ: Самодержавие или самовластие их не терпит; для него нужен беспорядок и всегдашние перемены. Вопрос: Почему же самовластие не терпит законов? Ответ: Потому, что государь властен делать все, что захочет. Сегодня ему вздумается одно, завтра другое, а до пользы нашей ему дела мало, оттого и пословица: близъ царя, близь смерти. Вопрос: Какое было на Руси управление без самодержавия? Ответ: Всегда были народные вечи. Вопрос: Что значит вечи? Ответ: Собрание народа. В каждом городе при звуке вечевого колокола собирался народ или выборные, они совещались об общих всем делах; предлагали требования, постановляли законы, назначали, сколько где брать ратников; установляли с общего согласия налоги; требовали на суд свой наместников, когда сии грабили или притесняли жителей. Таковые вечи были в Киеве на Подоле, в Новегороде, во Пскове, Владимире, Суздале и в Москве. Вопрос: Почему же сии вечи прекратились и когда? Ответ: Причиною тому было нашествие татар, выучивших предков безусловно покорствовать тиранской их власти. Вопрос: Что было причиною побед и торжества татар? Ответ: Размножение князей дома Рюрикова, их честолюбие и распри, пагубные для отечества. Вопрос: Почему же зло сие не кончилось с владычеством татар? Ответ: Предание рабства и понятия восточные покорили их оружию и причинили еще более зла России. Народ, сносивший терпеливо иго Батыя и Сортана, сносил таким же образом и власть князей московских, подражавших во всем сим тиранам.
|