![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Счета бухучета, их назначение и строение.
Счета – это средство формирования и хранения учетной информации, необходимой для составления отчетности и принятия управленческих решений. Счета открываются на экономически однородный вид имущества в соответствии с классификацией объектов учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям. Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит», отсюда: – дебитор – должник или заемщик; – кредитор – заимодатель, лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу. По дебету счета отражают поступление средств, по кредиту – их расходование. В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета. Активные счета предназначены для учета имущества организации. Пассивные счета – для учета обязательств организации. Сальдо – остаток средств или источников их образования на начало или конец периода. Запись на счетах начинают с указания начального остатка (начального сальдо) имущества или источников его формирования. В активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных – по кредиту. Существуют активно-пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть дебетовым и кредитовым. Между счетами и балансом существует взаимосвязь: – каждой статье баланса соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов; – счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса; – остатки хозяйственных средств и источников их образования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе; – суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива баланса, по всем пассивным счетам – итогу пассива баланса; – баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса. В течение месяца в организации совершаются хозяйственные операции: их изменение в сторону уменьшения или увеличения. Результат движения отражается в балансе раз в месяц как результат происшедших в хозяйственных средствах и их источниках изменений. Само движение средств в балансе не отражается. Но нужна ежедневная информация о движении хозяйственных средств и их источников. Показатели движения материалов – показатели движения средств, дающие экономическую характеристику каждой операции, совершающейся в организации. Необходимо отражать движение хозяйственных операций по мере их совершения, учитывать их. На счетах в течение месяца (квартала, года) производится группировка операций по характеру учитываемых объектов и датам совершенных операций, что позволяет получать о них сводные показатели и по окончании месяца (квартала, года) переносить их в баланс. Счета предназначены для текущего учета и контроля над движением хозяйственных средств, их источников, производственных процессов и их результатов. Движение каждого объекта учета происходит либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения. Движение материалов характеризуется их поступлением или выбытием; изменение долга перед поставщиком состоит из его увеличения или уменьшения. Для раздельного учета увеличений и уменьшений счет делится на две части. Левая часть условно называется дебет, правая – кредит. По внешнему виду счет представляет собой таблицу в виде карточки, свободного листа. Стороны дебета и кредита в этих таблицах могут быть расположены друг против друга и в шахматном порядке (дебет – по горизонтали, кредит – по вертикали). План счетов – система счетов бухгалтерского учета, используемая для текущего учета и контроля. С их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее обобщения и накопления. Основной принцип образования отдельного счета – это однородность учитываемых объектов. «Сальдо» (остаток) – термин, которым пользуются для обозначения остатков на счетах. Оборотами являются суммы записей по дебету и кредиту соответствующих счетов. В сумму оборота не входит начальное сальдо, которое перенесено в счет из начального баланса. Зная начальный остаток и оборот по счету, путем их соизмерения можно определить конечный остаток по счету. Запись на счетах начинают с указания начального сальдо, на активных счетах сальдо только дебетовое. По активному счету сальдо отражаются по дебетовой стороне счета на начало и на конец периода операции, вызывающие увеличение остатка, по кредитовой стороне счета – лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка. У активного счета увеличение и все сальдо записываются по дебету, а уменьшение – по кредиту. При записи в активных счетах могут возникнуть только две ситуации: – сумма начального сальдо и сумма по дебету счета должна быть больше суммы, показываемой по кредиту, в этом случае остается конечное сальдо; – сумма начального сальдо и сумма оборота по дебету должна равняться сумме по кредиту счета, в этом случае конечного сальдо не будет. На пассивных счетах сальдо только кредитовое. По пассивному счету отражаются по кредитовой стороне начальное и конечное сальдо и операции, увеличивающие остаток, по дебетовой стороне – операции, уменьшающие остаток. У пассивного счета увеличение и сальдо записываются по кредиту, а уменьшение – по дебету. При записях в пассивных счетах могут быть только две ситуации: – сумма начального сальдо и сумма оборота по кредиту должна быть больше суммы, показываемой по дебету, в этом случае мы имеем конечное сальдо; – сумма начального сальдо и сумма оборота по кредиту равны суммам оборота по дебету, остатка не будет. Имеются также счета, которые сочетают в себе признаки как пассивных, так и активных счетов. Такие счета называются активно-пассивные. Они бывают двух видов: – с односторонним сальдо (дебет или кредит); – с двухсторонним сальдо (развернутое дебетовое и кредитовое одновременно).
25. Двойная запись, ее сущность и значение. Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковых суммах. Все операции должны быть подтверждены документами. Записи операций составляются на основе документов. Бухгалтерской записью – проводкой – называют запись операции, т. е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов, в которые записывается сумма операции. Корреспонденция счетов – связь, возникшая между счетами в результате двойной записи на них. Корреспондирующими счетами называют счета, применяемые для отражения операции способом двойной записи. Порядок отражения операций способом двойной записи: – операция первого типа отражается по дебету и кредиту активного счета; – операция второго типа отражается по дебету и кредиту пассивного счета; – операция третьего типа отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета; – операция четвертого типа отражается по дебету пассивного счета и кредиту активного счета. Ее использование обеспечивает возможность самоконтроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах. Используя двойную запись, один счет дебетуется, другой счет кредитуется на одну и ту же сумму. Если правильно сделана разноока операций по счетам, то сумма оборотов по дебету всех счетов и сумма оборотов по кредиту всех счетов будут равны. Если ошибочно изменена сумма по корреспондирующему счету или запись произведена на одной и той же стороне корреспондирующих счетов (неверно перенесено сальдо), то выявленное неравенство дебетовых и кредитовых оборотов по счетам означает ошибку в сумме или в характере записанной операции. Вместе с тем двойная запись имеет познавательное значение, так как показывает, откуда поступили средства и куда направляются. Запись на счетах производят на основании документов, поэтому все бухгалтерские документы подвергаются бухгалтерской обработке, одним из этапов которой является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отражаемой в документе. Определение и запись на документах корреспондирующих счетов – контировка. Контировка сопровождается подписью бухгалтера, сделавшего ее. Применение двойной записи обеспечивает постоянный самоконтроль за правильностью разнесенной по счетам суммы и за правомерностью (экономическим содержанием) произведенной операции. Отражение хозяйственной операции на счете называется проводкой. Cоставить бухгалтерскую проводку – значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции. Различают проводки: простые – в которых корреспондируются только два счета; сложные – в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.
|