Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектура Римской империи III-IV вв.
С конца II века прослеживается общее снижение художественного уровня строений Римской Империи, связанное со всесторонним экономическим и социальным кризисом, что сказывалось только на внешней, декоративной стороне. Некоторые монументальные сооружения все еще могли тягаться на равных с архитектурной мыслью прошлой эпохи, но все равно обнаруживали в себе признаки упадка: перегрузка декоративного убранства, в ослабление строгости декоративной логики и в снижении качества декоративного оформления. Как пример иллюстрирующий эту тенденцию можно привести триумфальную арку Септимия Севера на Римском Форуме. Основа арки выполнена из травертина, колонны и облицовка — из мрамора. Арка имеет три пролета, имеет раскрепованный композитный ордер; аттик оставлен гладким. Главная особенность арки - внутренние поперечные проходы между пролетами. Со стороны Форума к пролетам арки ведут невысокие лестницы, появившиеся позднее. В конструкции и расположении арки есть неконструктивное зерно. Так она расположена на повороте и подъеме дороги. Наличие поперечных проходов между пролетами так же не обосновано. Нераскрепованная горизонталь аттика композиционно конфликтует с вертикалями колонн, скульптурным изобилием средней части и раскреповкой основного массива арки. Рельефы арки не отличаются большими достоинствами ни по своей композиции, ни по мастерству выполнения. По сравнению со временем Республики архитектура терм ушла далеко вперед по сравнению с аналогичными сооружениями, выстроенными в провинции и Риме в предшествующий период. Термы Каракаллы были заложены при Септимии Севере, открыты Каракаллой и достроены уже при Александре Севере. В плане термы Каракаллы представляли собой прямоугольный участок 353х335 м, с общей площадью около 12 га. Термы расположены на искусственной платформе, под которой обнаружены подвалы с обширными помещениями и коридорами. На северо-восточной стороне участка возвышалось главное здание терм, имевшее в длину 216 м. и 112 м. в ширину. С трех сторон главное здание окружалось полосой зеленых насаждений с аллеями и цветниками. Периферия участка была застроена зданиями различного назначения. Повидимому, именно на периферию участка терм были вынесены помещения «клубного» характера, в то время как главное здание исполняло свою главную функцию.Большие помещения по краям юго-западной стороны были, вероятно, залами для культурных развлечений Середина юго-западной стороны была занята рядами мест для зрителей стадия. За ними находился отстойник для воды. Бросается в глаза большая деталировка и тщательная продуманность функциональной стороны плана, с учетом самых различных требований быта, комфорта, рационального устройства и конструкции. Прямоугольники ансамбля и центрального здания обращены к странам света углами, так что ни одна из сторон не была совсем лишена солнца. При этом на юго-запад обращен тот фасад центрального здания, который больше других нуждался в добавочном источнике тепла. В то же время фригидарий помещен на северо-восточной стороне. В композиции терм Каракаллы обращает на себя внимание исключительное разнообразие форм отдельных интерьеров и открытых частей. Тут и огромная ротонда, и полукруглые ниши, и овальные залы, и помещения прямоугольные с одной скругленной стороной, и помещения чисто прямоугольные всевозможных пропорций, квадратные, слегка и сильно вытянутые в одном направлении, вплоть до длинных перистильных портиков и коридоров, идущих по дуге круга. Ко всему этому следует добавить всевозможные варианты раскрытия стен нишами и окнами различной формы и размеров. Крупные интерьеры и крупные открытые части нигде не примыкают непосредственно друг к другу, и переход из одной в другую неизменно осложняется промежуточными помещениями значительно меньшего размера. Колоннады, разграничивая пространство, не изолируют его части одну от другой, а оставляют сквозной, ясно ощутимый доступ из одной в другую. Разнообразие интерьеров осложняется, таким образом, богатством сквозных видов через пролеты арок и колоннад из одного интерьера в другой, в третий и дальше, вдоль открывающихся то там, то здесь анфилад. Все центральное здание терм связывалось в единый комплекс двумя анфиладными осями, пересекавшимися под прямым углом в центре среднего зала. Грандиозности и богатству пространственной композиции соответствовала роскошь внутреннего убранства терм. В величественной общей композиции терм ордер играл роль лишь одной из частей их роскошной декорации. Дошедший до нас во фрагментах антаблемент характерным образцом понимания антаблемента и его обработки в начале III века. Здесь налицо возврат к перегруженной декорации: чрезмерное обилие орнамента, ажурные вставки между зубчиками. При всем своем богатстве, декорация ордера уже потеряла прежнюю чистоту рисунка. Тонкость рисунка и чистота моделировки, составлявшие прелесть орнамента в I—II веках и возводившие его на степень произведения искусства, теперь исчезла.
|