Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Испанский костюм
Элементы испанского костюма можно выделить лишь в общих чертах, потому что Испания отличается большим разнообразием народной одежды. В основу испанского костюма легла одежда крестьян древнего центра страны – Леонско-Кастильского района. Особенности одежды представителей различных социальных слоёв общества определяются не столько покроем, сколько стоимостью ткани и украшений. Для женского костюма характерна рубаха на лямках, широкая сборчатая юбка с передником, светлая блузка, корсаж или прилегающая короткая шерстяная куртка. На груди скрещивается пёстрая шаль. На голове платок, гребень, кружево или сомбреро. Обувью для женщин и мужчин служат сыромятные плетёные кожаные тапочки (абаркас), кожаные остроносые сарапатос или лёгкие плетёные тапочки (альпаргаты). В Испании больше, чем в какой-либо другой стране, принято носить традиционную верхнюю несшитую одежду: плащи, плащеобразные накидки с прорезью, пледы и т.п. Традиционный мужской костюм состоит из белой льняной рубахи (камисы) с вшивными рукавами, узких, чуть ниже колен тёмных штанов, жилета (чалеко), короткой шерстяной куртки на пуговицах и широкого пояса из яркой ткани. На голове сомбреро или шапочка со складкой посередине и отогнутыми вверх краями (фаха монтера). Различные области характеризуются, как уже отмечалось, большим своебразием костюмов. Женская одежда жителей Эстремадура отличается богатством отделки, густой, тяжёлой вышивкой шёлком, серебром, золотом и филигранными украшениями. Одежда жителей Пиренейских гор во многом напоминает костюмы Верхнего Арагона. В Пиренеях до сих пор есть два села Ансо и Эго, в которых сохранилась старинная одежда, известная ещё в средневековья. Женщины носят белую льняную рубаху с рукавами, которые собраны буфами, с высоким воротником и длинную зелёную сборчатую баскину (напоминает русский сарафан). Волосы укладывают в виде высокой короны и покрывают накидкой типа чалмы. Мужчины ходят в тёмных до колен штанах, чулках и кожаных тапочках (абаркас), белой камисе, а поверх надевают просторный чалеко (жилет) и старинную ангуарину – одежду типа кафтана. В Ансо подпоясываются ярким, а в Эго – тёмным задрапированным поясом. Живописный наряд мужчин дополняется небольшой круглой шляпой, иногда надеваемой на платок, завязанный сбоку. В нижнем Арагоне наряд, недеваемый на праздник и при исполнении хоты (широко распространённый в Испании танец), похож на одежду Леванта (областей Валенсии, Мурсии, Альмерии и части Каталонии). В Леванте мужской костюм состоит из широких до колен полотняных шаровар (сарагурлес), открытой рубашки с отложным широким воротом, широкого чалеко (свободный жилет) и открытых сандалий. На голове сомбреро или платок, концы которого завязываются сбоку. Женщины Леванта носят короткую сборчатую юбку, вышитый цветами короткий передник, блузку с короткими рукавами, скрещенную на груди цветастую яркую шаль. На ногах – альпаргаты (лёгкие плетёные тапочки) или туфли на каблуках без задников.Женщины городов Южной Андалузии надевают в праздничные дни открытые, узкие, длинные платья со множеством оборок и, так называемую, манильскую шаль. В волосы вкалывают высокий черепаховый гребень, на который накидывают кружевную чёрную или белую мантилью, в руках – традиционный веер. Мужчины носят узкие длинные чёрные брюки, короткое, до талии, обтягивающее фигуру болеро (курточка) и, так называемые, кордовские твёрдые круглые фетровые шляпы.Эти костюмы по сравнению с описанными ранее имеют более позднее происхождение. Для исполнения испанского танца хорошо сделать костюмы по типу тех, что носят в Южной Андалузии. Они очень красочны, используются на профессиональной сцене. В женском костюме платье почти до пола, из шёлковой блестящей ткани жёлтого цвета, с большим круглым вырезом, без рукавов; юбка из шести раскошенных клиньев. На юбке три оборки (шириной 26 см каждая) из капроновой ткани с крупным цветочным рисунком. Края оборок отделаны чёрным кружевом. Нижняя юбка из белой хлопчатобумажной ткани с широкой, туго накрахмаленной оборкой, которая заканчивается двумя рядами широкого кружевного шитья. Пояс юбки собран на широкую резинку. Шаль из чёрной шерстяной ткани с крупным рисунком (жёлтые розы с зелёными листьями) заканчивается широкой бахромой чёрного цвета. Для такой шали можно использовать кашемир с набивным рисунком. Можно также на гладкий чёрный кашемир нашить аппликации – розы, вырезанные из ткани, отделав их края вьюном в цвет рисунка. Применима здесь и разрисовка по трафарету. Бахрому к шали пришивают фабричную: шёлковую или хлопчатобумажную, - либо делают из куска чёрной шерстяной ткани (надсекают края ножницами). Шаль накидывают на плечи или повязывают во время танца вокруг бёдер. Обувь – зелёные кожаные туфли без задников на каблуках. Костюм дополняют кастаньеты или веер. В ушах длинные серьги. Волосы укладывают высоким пучком, который укрепляют черепаховым гребнем. Сверху – кружевная чёрная мантилья. Её нетрудно сделать из простого тюля, разрисованного под кружево трафаретной росписью и рельефным рисунком. Если у исполнительницы короткие волосы, необходимо пользоваться париком. Мужской котюм состоит из курточки (болеро), брюк, рубахи, галстука, пояса и шляпы. Курточка и брюки сшиты из чёрной шерстяной ткани. Курточка длиной до талии, с длинным узким рукавом, воротником и отворотами, сшита на красной саржевой подкладке. Её полки отделаны по краям «золотыми» пуговицами.Брюки длинные, узкого покроя, без манжет, плотно облегают ноги. Пояс у брюк на 6-7 см. Выше талии, с застёжками на боках. Поверх него надевается пояс шириной 20 см. из ярко-красной шёлковой ткани. Он туго обёртывается несколько раз вокруг талии и застёгивается на левом боку.
Костюм в народном танце, передаваемый из поколения в поколение, постоянно меняется, обогащается все новыми и новыми элементами. С течением времени многие элементы костюма отмирают и нарождаются новые. Костюм кристаллизируется и совершенствуется. Все наносное отмирает как несущественное, а все то, что передает черты национального характера, чувств, творчества, остается и передается из поколения в поколение как наиболее типичное и характерное. Некоторые национальнве костюмы, наиболее художественные и совершенные, становятся достоянием всех народов. В живом процессе творчества красота и форма костюмов в народном танце видоизменяются, отражая сдвиги, происходящие в исторической, социальной, бытовой и культурной жизни народа. Возникают новые костюмы для народных танцев.
|