Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американская пресса во время Войны за независимость (1776-1783). Памфлеты Т.Пейна. Партийные издания, борьба федералистов и республиканцев. Т.Джефферсон о свободе слова.






Отражение в журналистике этого периода. Политический памфлет, получивший небывалое развитие в эпоху английской революции, остается одной из ведущих форм журналистского творчества, но и газета во времена войны за независимость в США становится на один уровень с памфлетом.

Имя Томаса Пейна приобрело широкую известность после выхода в январе 1776 г. его памфлета " Здравый смысл" (Common Sense), в котором прозвучало требование независимости американских колоний от метрополии. Книга Пейна, разошедшаяся в первые три месяца в количестве свыше 100000 экземпляров, оказала огромное революционизирующее влияние на умы американцев и сыграла решающую роль в идеологической подготовке революции. В " Здравом смысле" обосновывалась правомерность освободительной войны против Англии. Утверждая, что " все люди от природы равны по происхождению", Пейн доказывал неотлагательную потребность создания нового государства, что через несколько месяцев было закреплено в " Декларации независимости".

Во время любой войны или революции интерес к новостям резко возрастает, и спрос на газеты увеличивается. Но суровые военные условия затрудняют издательскую деятельность, особенно, если война ведется на своей территории. Так было и в ту войну, причем число газет в 1775-1783 уменьшилось с 48 до 38. Многие были закрыты военными властями.

Наиболее влиятельным и последовательным революционным изданием была «Бостон Газетт», издававшаяся известным общественным деятелем и видным журналистом Самуэлем Адамсом. Военные новости в этой, как и в других газетах, были отрывочными и не особенно достоверными, поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко должны были питаться слухами. Значительное место в «Бостон Газетт» отводилось описаниям актов насилия оккупантов. Английское командование всячески отрицало свою вину, но после того, как в 1770 войска открыли огонь по мирной демонстрации, эта газета вышла в траурной рамке с изображением 4 гробов – по числу жертв, а затем ежегодно напоминала читателям о трагедии.

Влияние этой газеты было столь велико, что когда Адамс заявил, что располагает доказательствами причастности губернатора Хатчисона к введению гербового сбора (эти доказательства он так и не предъявил), толпа сожгла дом губернатора.

Наибольший тираж (3500 экз.) имела в те годы бостонская революционная газета «Массачусетс спай». Секрет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газету за полцены. В какой-то мере это издание предвосхитило массовые газеты 19 века.

Тяжелые испытания выпали на долю нью-йоркских революционных газет. Этот город почти всю войну был оккупирован англичанами, и газеты издавались в эвакуации, в отрыве от их основной аудитории. В отличие от Нью-Йорка Филадельфия была оккупирована англичанами всего 9 месяцев (сент. 1777-июнь 1778), что упрощало издание революц. филадельфийских газет.

Наряду с многочисленными примерами самоотверженной борьбы в истории Войны за независимость известны случаи политического лавирования и компромиссов. Это в полной мере относится к газете «Филадельфия Ивнинг Пост». Ее издатель, Бенджамин Таун, начинал в 1775 как ярый патриот. После вступления в 1777 в город англичан он переметнулся на их сторону, но когда на следующий год американская армия вернулась, он с прежним пылом, как будто ничего не произошло, принялся выступать за независимость. Объявляясь большим другом всех сменявшихся в городе властей, Таун смог избежать эвакуации с ее неизбежными трудностями, и в 1781 впервые в Америке «Филадельфия Ивнинг Пост» стала ежедневной газетой. Однако частые смены курса оттолкнули от газеты читателей, она стала выходить нерегулярно, а в 1784 закрылась.

Поскольку подавляющее большинство газет в годы войны выходило еженедельно, а важное известие могло прийти задолго до выхода очередного номера, то часто делались экстренные выпуски. Так постепенно амер. журналистика приближалась к возникновению ежедневной печати. Первой регулярно выходившей ежедневной газетой стала «Пенсильвания Пэкет» (с 1784 в Филадельфии).

Делая выводы, нельзя не отметить важного вклада в борьбу за независимость, внесенного американской печатью. Несмотря на трудности военного времени, журналистика вышла из войны окрепшей, завоевавшей гарантии свободы слова и уважаемое место в американском обществе.

В послевоенный период в США складываются две партии – федералистов и республиканцев. Федералисты (1787-1800) выступали за сильное государство с армией и чиновничеством, высокие налоги и расходы на оплату государственного аппарата, долгов и развитие промышленности. Республиканцы (не следует путать с сегодняшней республ. партией США) были сторонниками слабого правительства, местного самоуправления, минимальных налогов и государственных расходов.

В период с 1763 по 1783 годы американские типографии, число которых достигло двухсот, выпустили в свет около 9 тысяч печатных изданий – газет, книг, плакатов. Все эти издания были полем боя в политической дискуссии, которую вели федералисты и республиканцы. В ней участвовали практически все лидеры американской революции, за исключением, может быть, Д.Вашингтона. Но наиболее яркими представителями двух противоположных сторон, принимавших участие в этой революции, были Томас Джефферсон, Томас Пейн и Александр Гамильтон.

Журналистика принимала активное участие в послевоенной политической борьбе. Конец 18 в. – эпоха расцвета партийной печати как в США, так и в Англии. Оставаясь частными, газеты того времени обычно ориентировались на политические партии и служили их рупорами, а не третейскими судьями, как это чаще всего бывает сейчас. Почти все газеты молодой республики разделились на федералистские и республиканские, так, что в каждом мало-мальски значительном городе обе партии были представлены своими газетами.

Богатый плантатор из Вирджинии Томас Джефферсон – один из «отцов-основателей» нации, видный политический деятель, публицист и президент США – запечатлен в истории этой страны не только как один из лидеров американской революции, но прежде всего как создатель знаменитой Декларации независимости («Декларация представителей США, собравшихся на общий конгресс», 1776 г.). Это произведение Т.Джефферсона аккумулировало в себе лучшие идеи английского, американского и французского Просвещения. В нем нашла выражение идея построения справедливого демократического общества, основанного на доверии к человеку, его разуму. Автор Декларации выступает как соратник теории «естественного права», последователь философа Джона Локка, в творчестве которого он почерпнул для себя идею «собственных свобод» граждан и ограниченности функций государства. Декларация независимости написана идеалистом. В ней провозглашаются высокие принципы права каждого человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью». В ходе развития истории американского общества понятие «счастье» стало равнозначно материальному успеху. Таким образом идеалистическая Декларация стала краеугольным камнем американского образа жизни и мышления. Т.Джефферсон был лидером противников сильной власти и создания централизованного государства в США. После окончания Гражданской войны он вел активную полемику по этому вопросу с А.Гамильтоном.

Первой республиканской газетой стала «Нэшнал Газетт», издававшаяся поэтом Филиппом Френо на деньги госдепартамента, который возглавлял Томас Джеферсон. Хотя она финансировалась не так щедро, как ее главная федералистская соперница, благодаря своей близости к госсекретарю она была лучше информирована о международных делах.

Наиболее популярной республиканской газетой была ежедневная филадельфийская «Аврора» (1790-1822). Ее издатель, внук Б. Франклина Бенжамин Бах, был одним из последних представителей «персонального журнализма». Все создание номеров газеты, начиная со сбора новостей и заканчивая типографской работой, лежало на нем одном. Рабочий день Баха продолжался 15-17 часов – и так каждый день, кроме воскресенья. Баху удалось выявить и опубликовать немало сенсационных материалов, как, например, крайне невыгодный для США и потому державшийся правительством федералистов в тайне договор Джея с Англией. Работа в типографии над номером была закончена к утру 29 июня 1775. К тому времени в ожидании новостей у издательства собралась большая толпа. Передав тираж продавцам, Бах сразу же пошел организовывать митинги протеста против договора Джея.

Полемика между газетами и их нападки на политических противников были крайне резкими и изобиловали, как бы сейчас сказали, «непарламентскими» выражениями. Но то, что кажется нам сейчас дикостью, было нормой в спорах между соперничавшими партиями и газетами того времени. Широко известно, насколько велик в США престиж Джорджа Вашингтона. Но так кажется лишь со стороны. А для республиканских газет первый президент был выразителем идей федералистов, а стало быть – мишенью для нападок. «Если один человек способен оболванить целую нацию – то такой человек – Вашингтон», - злословила республиканская «Аврора». В своей критике первого президента эта газета далеко вышла за рамки разумного и объявила его английским шпионом!

Конец 18 века дал первые примеры «макрекерской» журналистики, то есть журналистики, специализирующейся по разоблачениям. Особую роль здесь сыграла «Ричмонд Экземинер» Джемса Каллендера, ранее высланного из Англии, где он был известен своей скандальностью. В Америке он стал влиятельным республиканским журналистом. Не довольствуясь обычной руганью в адрес политических противников, Каллендер начал изучать их биографии. Результат не заставил себя ждать. Вскоре ему удалось найти и опубликовать сенсационную новость: лидер враждебной партии, почтенный отец семейства Гамильтон (о нем мы еще будем говорить далее) за счет своего министерства содержит любовницу! Новость потрясла Америку, и в атмосфере назревавшего скандала Каллендер чувствовал себя, как рыба в воде. Вопреки советам друзей и элементарной осторожности Гамильтон опубликовал ответ, в кот. излагалась вся правда: деньги министерства выплачивались любовнице не добровольно, а по причине шантажа. Расчет Гамильтона на то, что его страстная исповедь вызовет симпатии сограждан, не оправдался. Напротив, в выигрыше оказался Каллендер, так как его информация подтвердилась из первых рук. На политической карьере Гамильтона можно было поставить крест.

Чтобы защититься от нападок прессы, правительство федералистов провело в 1798 через Конгресс законы, согласно которым клевета на президента или Конгресс карались большим штрафом и тюремным заключением на срок до пяти лет. Но само понятие клеветы на практике могло трактоваться весьма широко и включать в себя любую критику в адрес правительства. Так, например, журналисту Томасу Куперу, назвавшему президента Адамса некомпетентным, на суде было предложено доказать, что президент не в состоянии справиться с обязанностями, в противном случае его заявление признавалось клеветой. Доводы Купера не убедили суд, журналист был оштрафован и отправлен в тюрьму.

В первые месяцы действия закона было арестовано 25 человек, из которых 10 признаны виновными. Семеро лиц, признанных виновными, были журналистами. В их число входил и Каллендер, сильно досадивший правительству своими нападками.

Однако новый закон все же не повис дамокловым мечом над американской прессой, а скорее сыграл роль бумеранга, вызвал всеобщее возмущение.

Непопулярные законы были одной из причин поражения федералистов на очередных выборах. В 1800 президентом США был избран республиканец Джефферсон, прекративший аресты и выпустивший из тюрем осужденных. Новому президенту пришлось сполна испытать на себе всю горечь унижения своего предшественника. Федералистская пресса обрушилась на него с той же яростью, с какой в прошлом республиканская нападала на Адамса.

Помилованный Джефферсоном Каллендер сразу же начал изучать прошлое своего освободителя. Поиски опять увенчались успехом: выяснилось, что у нового президента имеется наложница-мулатка. Верный своему правилу делать личное общим достоянием, Каллендер незамедлительно опубликовал эту новость.

Джефферсон – как ни велик был соблазн – не возобновил массовые гонения на печать. Его убеждения в необходимости свободы слова любой ценой остались незыблемы. Сам он в 1802 заявлял, что готов защищать даже право на ложь, так как народ в конечном итоге сможет отличить ее от правды. Весьма любопытно его высказывание, сделанное несколько ранее: «Если бы пришлось выбирать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я без колебаний выбрал бы последнее». Выдающийся человек своего времени, Джефферсон является не только одним из основателей либеральной концепции свободы печати, базирующейся на принципах либерализма. В приведенном выше высказывании звучит не только идея свободы печати, но и приверженность либеральной программе слабого правительства, опоры на частную инициативу и твердый индивидуализм. С приходом в 1800 республиканцев к власти эти идеи восторжествовали и стали лейтмотивом развития американского общества в течение всего 19 века.

 

Великая французская революция 1789-1794 гг. и персональный журнализм. Рождение политической печати. Революционные газеты и журналис ты (О.-Г. де Мирабо, К.Демулен, Ж.-П.Бриссо, Ж.Р.Эбер, Ф.Н.Бабёф).

К концу XVIII в. во Франции сложились все предпосылки буржуазной революции. Утверждению нового, капиталистического способа производства препятствовал феодально-абсолютистскии строй, феодальные производственные отношения. Только революция могла разрушить эту преграду. «Декларация прав человека и гражданина» - Крестьянские восстания и «муниципальная революция» в городах расширили и закрепили победу, одержанную народом Парижа 14 июля.1789 г. Власть в стране фактически перешла в руки буржуазии. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина»- важнейший документ Французской революции, имевший всемирно-историческое значение. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», - говорилось в Декларации. За годы революции политическая активность народных масс сильно возросла. В столице и в провинциальных городах возникли различные политические клубы. Наибольшее влияние имели клуб якобинцев и клуб кордельеров. Официальное название якобинского клуба было «Общество друзей конституции», а клуба кордельеров - «Общество друзей прав человека и гражданина».Состав якобинского клуба в 1789-1791 гг. был довольно пестрым; клуб объединял буржуазных политических деятелей различных оттенков - от Мирабо до Робеспьера. Клуб кордельеров, возникший в апреле 1790 г., служил политическим центром для простых людей, принимавших активное участие в событиях революции. Среди деятелей этого клуба выделялись блестящий оратор Жорж Дантон (1759-1794) и талантливый журналист Камилл Демулен. С трибуны клуба кордельеров раздавалась резкая критика антидемократической политики Учредительного собрания и цензовой конституции 1791 г. Бриссо де Варвилль Жак Пьер в революцию Бриссо вступил как журналист и литератор, издатель газеты " Французский патриот". Выступал против королевской власти, за установление во Франции республики, но после вхождения жирондистов в правительство пытался предотвратить падение монархии. Открытое столкновение жирондистов с якобинцами в Конвенте привело к народному восстанию 31 мая - 2 июня 1993 г., в результате которого Бриссо и другие жирондистские лидеры были арестованы. Выражая стремления бедноты, левые («крайние») якобинцы (руководители Парижской коммуны Ж. Р. Эбер, П. Г. Шометт и др.) и близкие к ним деятели парижских секций и Клуба кордельеров требовали дальнейшего проведения уравнительных мер, ограничивающих крупную собственность и свободу буржуазной наживы, строжайшего соблюдения максимума, ужесточения революционного террора, войны до полной победы. На противоположном политическом фланге «снисходительные» (дантонисты) во главе с Ж. Дантоном и К. Демуленом, связанные с поднявшейся во время революции новой буржуазией, добивались ослабления режима революционной диктатуры, а во внешней политике — скорейшего заключения мира. хотели реформировать общество Бабёф, Фурье или Кабе. Ф. Н. Бабёф добивался прежде всего равенства для всех людей. Созданная им тайная организация называлась «Во имя равенства», а его концепция общественной реформы известна как «доктрина равенства». Новое общество, к которому он стремился, возможно в условиях, когда все будут иметь достаточно средств к существованию, но никто не будет иметь их слишком много. Поэтому имущество должно быть отобрано и обобществлено, а продукты труда делиться поровну между всеми. Точно так же и жизненные удовольствия должны доставляться всем в равной мере. Все же в реформе Бабёфа меньше внимания уделялось удовольствиям, а больше равенству, намерениям морального характера, а не гедонистического.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал