Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Кружковой работы «капельки»
Программа
Кружковой работы «Капельки»
Эстетическо – музыкального направления
(для детей старшего дошкольного возраста)
г. Кодинск
“Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.
Т.Э.Тютюнниковой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как научить ребенка любить и понимать музыку? Этот вопрос задает себе каждый педагог, занимающийся детьми музыкой. Как объяснить ребенку на доступном языке, что же такое музыка, из чего она состоит?
Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия музыки на человека. Из всех искусств только музыка обладает таким сильным воздействием на человека. Свет, видимые краски, формы и движения, печатное слово должны молчаливо ожидать, пока на них обратят внимание. Звук же заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю. Поэтому одной из актуальных проблем в воспитании дошкольников остается проблема осознанного восприятия музыки. Обращение к такому виду деятельности, как детское музицирование в воспитании дошкольников открывает широкие возможности для решения этой проблемы.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальной деятельности, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Учить играть на музыкальных инструментах нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и уметь.
Проблема:
Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать умения слушать и слышать все, что нас окружает. Игра - импровизация на самодельных музыкальных инструментах поможет дошкольникам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а также умения воспринимать и понимать музыку.
Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, в МКДОУ «Сибирячок» организована кружковая деятельность «Капельки».
Деятельность кружка направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Рассчитана на один год, для детей старшей и подготовительной группы, занятие проводится 3 раз в неделю (среда – пятница 10.50-11.20 - пение; четверг10.50-11.50 – игра на музыкальных инструментах).
Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:
1. Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
2. Привить навыки игры на музыкальных инструментах
3. Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике.
4. Овладевать простейшими элементами музыкального языка.
5. Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления
6. Развивать навыки общения и сотрудничества.
Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарному музицированию являются активные формы:
1. Пение
2. Игра на детских музыкальных инструментах
3. Речевые упражнения и движения
Цели:
Способствовать развитию певческой культуры детей, их общему музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию их будущей личности.
Задачи:
Обучающие:
1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
3. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
4. Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул
5. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.
6. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
7. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Развивающие:
1. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
2. Развивать чувство ритма и ручной праксис.
3. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
4. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные:
1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Предполагаемый результат:
· у детей формируется познавательный интерес к культуре и искусству России;
· дети владеют знаниями о фольклорных праздниках, исполняют народные песни и танцы, используют в своей речи пословицы, поговорки, заклички и прочие малые формы фольклора, знают народные музыкальные инструменты и умеют играть на них;
· у детей развивается музыкальный слух, формируются исполнительско-творческие навыки и умения;
· дети становятся активными, инициативными, раскрепощенными, умеющими выражать волнующие их чувства в художественном образе.
Перспективно-тематический план работы кружка «Веселый оркестр»
Тема занятий
| Задачи
| Музыкальный материал
| Сентябрь:
«Деревянные истории»
| 1. Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них
2. Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.
3. Развивать фантазию, творчество и воображение.
|
Играем:
«Рондо с палочками»
муз. С. Слонимского
Фантазируем:
«Деревянные разговоры»
«Деревянные танцы»
«Камаринская» Чайковского
«Марш» муз. Шульгина
«Полька» муз. Александрова
«Вальс» муз. Майкапара
Озвучиваем стихи:
«Игрушки» Степанова
«Прыг-скок» В. Данько
Играем в оркестре:
«Лошадка» муз.Давыдовой
«Вальс» муз.Майкапара
| Октябрь:
«Осенний калейдоскоп»
| 1. Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы.
- Развивать остроту и тонкость тембрового слуха.
3 Развивать слуховое воображение
- Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями.
|
Озвучиваем стихи:
«Разговор листьев» Берестова
«Осеннее утром» Ходырева
Фантазируем:
«Осеннее настроение»
муз. Васильева
«Осенний дождик»
муз. Парцхаладзе
Играем в оркестре:
«Дождик» р.н.п.
| Ноябрь:
«Бумажный карнавал»
| - Познакомить детей
С шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.
- Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний.
- Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки.
| Озвучиваем стихи:
«В тишине» Суслова
«Шорох к шелесту спешит»
Мошковской
Играем и поем:
«Много разных звуков»
муз.Боровик
«Мы веселые мышата»
детская песенка.
Играм в оркестре:
«Шуточка» муз.Селиванова
Играем с инструментами:
«Бумажное шествие»
под музыку торжественного марша
«Танец бумажных бабочек»
под музыку китайского танца
| Декабрь:
«Снежная сказка»
|
1. Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы
2. Развивать способность к образным и свободным импровизациям.
3. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
|
Поем и танцуем:
«Снежная сказка»муз.Лемит
Озвучиваем стихи:
«Снежинки» Липецкого
«Снег, снег» Токмаковой
Фантазируем:
«Зимнее рондо»
Байнихатиса
Играем в оркестре:
«Танец Феи Серебра»
муз.Чайковского
| Январь:
«Стеклянное королевство»
|
1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.
2. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами
3. Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями.
4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
| Озвучиваем стихи:
«Хрустальный колокольчик»
Данько
«Хрустальные спицы»
Николаенко
Играем:
«Чайничек с крышечкой»
русский фольклор
«Чайная полька»
Фантазируем:
«Аквариум» Т.Коти
Играем в оркестре:
«Вальс – шутка» муз.Шостаковича
| Февраль:
«Металлическая фантазия»
|
1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами.
2. Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.
3. Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы.
|
Озвучиваем стихи:
«Веселый старичок» Хармса
Фантазируем:
«Дракон» Берестова
«Туча» Токмаковой
Играем и поем:
«Колокольцы» р.н.п.
Играем в оркестре:
«Тамбурин» муз.Рамо
«Шарманка» муз.Шостаковича
| Март:
«Солнечная капель»
| 1. Развивать способность детей слышать «музыку природы»
2. Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.
3. Развивать слуховое воображение.
| Озвучиваем стихи и сказки:
«Сосулька-свистулька»
Степанова
«Волшебная снежинка»
Хмельницкого
«Весенняя телеграмма»
Суслова
Фантазируем:
«Солнышко» р.н.п.
«Голоса птиц»
польская песенка
Танцуем:
«Бал ароматов весны»
муз.Чайковского «Фея Сирени».
Играем в оркестре:
| Апрель:
«Дождик бегает
по крыше»
| 1. Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дождики, ливни.
2. Развивать представление об ускорении и замедлении темпа.
3. Побуждать детей находить нужные музыкально-выразительные средства.
4. Чувствовать взаимосвязь темпа и динамики, темпа и артикуляции.
| Озвучиваем стихи:
«Водяная сабелька»
Токмаковой
«Две тучки» Белозерова
Играем и поем:
«Дождик» муз.Поляновой
«Капельки» муз.Дубравина
Фантазируем:
«Деревья на ветру»
«Танец молнии»
Играем в оркестре
| Май:
«С утра до вечера»
«Звездный урок»
|
1. Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом.
2. Развивать способность к импровизации
Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способность к звукоизображению «неслышимого» – звуков вселенной, музыки звезд, хора планет.
|
Озвучиваем стихи:
«Рассвет» Данько
«Утренняя сказка» Данько
«Утренние звуки» Э.Фарджен
Играем:
«Зарядка» Данько
Фантазируем:
«Жук» М.Веховой
Играем и поем:
«Кукушка и сова»
немецкая нар.песня
«Ария лягушек»
Играем в оркестре:
«Кукушкин вальс» Ч.Остен
«Вальс петушков»
И. Стрибогг
Озвучиваем стихи:
Бунин «Звезды»
Дж. Ривз «Лунные феи»
Фантазируем
«Звездный дождик»
«Разговор звезды небесной и морской»
«Разговор звезды и светлячка»
Играем и поем:
«Лунный кораблик»
«Горят цветные огоньки»
Играем:
«Звездочет»
Играем в оркестре:
«Космическая фантазия»
|
Перспективное планирование песенного репертуара кружка «Капельки».
Программное
Содержание
| Репертуар
| Период
прохождения
| Расширить диапазон детского голоса, способствовать прочному усвоению интонационных оборотов мелодии.
Учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, точно попадать
на первый звук мелодии запева.
Д.И.для развития звуковысотного слуха.
Н.Г.Кононова.
Закрепить умение различать долгие и короткие звуки, уметь удерживать дыхание до конца фразы, учить концы фраз не обрывать, петь протяжно, передавая лирический характер мелодии.
Уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции.
Д.И.для развития чувства ритма.
Учить точно пропевать тонику в словосочетании
«гоп», «гоп», «гоп», своевременно
вступать после проигрыша, петь, соблюдая темповые изменения.
Уметь импровизировать
простейшие мелодии в характере марша и колыбельной, используя заданный текст.
| Упражнение на развитие
голоса и слуха:
«Кукушка».
Муз. Тиличеевой.
Песня:
«Солнышкино платьице»
Сл. и муз. Е.Гомоновой.
Дидактическая игра:
«Ступеньки»
Песня:
«Осень в гости к нам идет»
Муз. О.Ананьевой.
Сл. И. Бунина.
Упражнение на развитие голоса и слуха
«Бубенчики»
Муз. Тиличеевой.
Дидактическая игра:
«Определи по ритму»
Песня:
«Конь».
Сл.Н.Найденовой.
Муз. Е.Тиличеевой.
Песенное творчество:
«Колыбельная», «Марш»
В.Агафонникова
| I квартал:
Сентябрь.
Октябрь.
Выступление на праздничной осенней ярмарке.
Ноябрь.
|
Петь протяжно, выпевая гласные, легким звуком; уметь подстроиться к тону, заданному руководителем, и петь в 2-3 ближайших тональностях.
Учить петь весело, легко, подвижно, точно передавая пунктирный ритм; своевременно начинать петь после муз, вступления.
Д.И.для развития детского творчества.
Учить петь, напевно, ласково, не спеша, точно выдерживая паузы: исполнять естественным звуком, уметь отмечать динамические оттенки.
Предлагать детям пропевать простейшие интонации.
Развивать ладовый слух детей, предлагать допевает мелодию до тонического устоя.
Д.И. для развитии памяти и муз. слуха.
Петь песню передавая характер по содержанию, правильно передавая ритмический рисунок.
Побуждать детей правильно передавать характер музыки, спеть, как поет грустный и веселый петушок.
Д.И. для развития памяти и слуха.
|
Упражнение на развитие слуха и голоса:
«Антошка»
(р.н. дразнилка)
Песня:
«Праздник- безобразник»
Сл. и музыка Е.А. Гомонова
Дидактическая игра:
«Музыкальная шкатулка»
Песня:
«Разговор с эхом»
Сл.А. Локтева и музыка О.А. Девочкина
Песенное творчество:
«Пропой свое имя»
(Та-ня, Та-не-чка): «Лифт», «Ваза». Т. Бырченко
Дидактическая игра:
«Сколько нас поет»
Песня:
«Про меня и муравья»
Сл. В.Степового, муз. Л.
Абелян.
Песенное творчество:
«Как поет петушок?»
(плясовая и колыбельная)
Сочинить мелодию на стихи А. Барто «Наша Таня громко плачет».
Дидактическая игра:
«Что делают в домике?
| II квартал.
Декабрь.
Выступление на новогоднем празднике.
Январь.
Февраль.
|
Петь напевно, ласково не спеша в темпе вальса, точно выдерживая паузы, передавая добрые и нежные чувства к маме.
Петь подвижно, отчетлива артикулируя, в разных тональностях.
Д.И.для развития детского творчества.
Учить петь весело, жизнерадостно, передавать динамические оттенки, уметь правильно брать дыхание в конце муз. фраз, смягчать их окончание.
Учить, побуждать детей импровизировать интонацию плясовой.
Развивать предпосылки творческих проявлений.
Д.И.для развития диатонического слуха.
Развивать эмоциональную отзывчивость на чувство любви к Родине, учить петь легким звуком, подвижно, отчетливо произнося слова, уметь чисто интонировать мелодию.
Учить исполнять песню слаженно, в одном темпе, чисто интонировать мелодию, передавая эмоционально характер песни.
Д.И. для развития детского творчества.
|
Песня:
«Мамочке любимой»
Автор Е.А. Гомонова
Упражнение на развитие голоса и слуха:
«Скок, скок, поскок»
(р.н.п.)
Дидактическая игра:
«Наши любимые пластинки»
Песня:
«Озорница Жучка»
Ст. Л Поляк, муз. О. А. Девочкина.
Песенное творчество:
Показать, как кукла пляшет, напевая ее плясовую мелодию – интонацию.
Сочинить колыбельную для куклы, используя терцовую интонацию.
Дидактическая игра:
«Громко тихо запоем»
Песня:
«Наследники Росси»
Сл. и муз. Е. Гомоновой.
Песня:
«Музыкальный сверчок»
Сл. Пляцковского,
муз. Л. Белевцова
Дидактическая игра:
«Музыкальный магазин»
| III квартал
Март.
Выступление на утреннике
«Мамин день»
Апрель.
Май.
Выступление на празднике:
«До свиданья, детский сад!»
Концерт: «День защиты
детей»
|
литература
журнал «Справочник музыкального руководителя»
«Звук – волшебник», Т.Н.Девятова, Линка – Пресс 2006
«Камертон», Э.Костина, Линка - Пресс
|