![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение международной журналистики. Функции журналиста-международника в различных изданиях. Изменение парадигмы журналистики в XXI веке.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Журналистика – это сфера деятельности, направленная на сбор, авторскую обработку и распространение общественно ценной информации при помощи технических средств по соответствующим коммуникационным каналам, а также анализ, оценку общественно значимых событий и критическую их интерпретацию. (Определение из учебника Мисонжникова) Можно выделить следующие характеристики современного российского журнализма как профессии:
Задача журналистики – обеспечивать гласность и прозрачность в обществе, помогая этим функционированию рынка и системы права. Также журналистика – это род профессиональной деятельности человека. Профессия - это род трудовой деятельности людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. (Определение из учебника Свитича) Профессия – это специализация и комбинация деятельности личности, которая является для этой личности шансом для получения постоянного дохода и обеспечения себя. (Определение Макса Вебера, немецкого социолога) Международная журналистика (англ. International journalism) — раздел журналистики, изучающий международные аспекты деятельности журналистов и средств массовой информации; международные и региональные организации, разрабатывающие стандарты, правовые и этические нормы сбора, создания, обработки, хранения и распространения информации через каналы массовых коммуникаций. Особое внимание исследователей в области международной журналистики привлекают трансформация средств массовой информации в условиях формирования информационного общества, и появления " новых" СМИ (англ. new media) — средств массовой информации, возникших в результате синтеза мультимедиа и глобальных сетей связи. Международная журналистика - Вид международной общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Международная журналистика занимается сбором и обработкой информации о событиях, происходящих в различных точках земного шара. Она занимается освещением политических, общественных и культурных событий, военных событий из " горячих точек", с крупных политических мероприятий, влияющих на отношения между народами. МЖ – раздел журналистики, изучающий международные аспекты деятельности журналистов и СМИ; международные и региональные организации, разрабатывающие стандарты, правовые и этические нормы сбора, создания, обработки, хранения и распространения информации через каналы массовых коммуникаций. Разделяется на интернациональную (освещает события и темы, происходящие за рубежом, жизнь других стран, народов) и глобальную (глобальное вещание: BBC, CNN и т.д.). Функции журналиста-международника (функции по Прохорову): · - коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет “исходной функцией журналистики”; · Gatekeeper (функции «сторожа») и gatewatcher (наблюдатель); «Беспристрастный наблюдатель, независимый участник» (Пёткер). «Четвёртая власть» (контролирует и критикует 3 другие ветви власти). Особенно важна роль журналистов-международников в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, тем, которые касаются экономики других государств, качества и инновационности производимых в них товаров и услуг, функционирования мировых рынков и т.п. Существует различие между российской и западной журналистикой: в последней существует функция транспарентности (прозрачность; установление в обществе оптимальной прозрачности, формирование публичной сферы, гласности) и отсутствует функция идеологическая.
По Роберту Макчесни: - быть «строгим сторожевым псом» по отношению к власть имущим и тем, кто стремится к власти; - выискивать правду среди потока лжи; - предоставлять широкий спектр мнений и позиций по ключевым вопросам. Очень много вариантов типологии функций журналистики. Изменение парадигмы: На изменение повлияло три фактора: • глобализация • экономический фактор • технологический фактор
Глобализация: Связана с компьютеризацией и появлением интернета. Люди получили возможность получать информацию из заграничных источников. В связи с этим, крупные информационные агентства строят новость так, чтобы каждая страна нашла информацию для себя (глобальный подход). Практикуется использование местных журналистов в инф. агентствах (стрингер). Тенденция монополизации информации (страны Запада и США – развивающиеся страны Восточной и Центральной Европы, бывшие республики СССР). Пример: приватизация второго румынского канала британско-канадским консорциумом Atlantic Television (25% - доля государства, 75 приватизировано). Особенно возвысилось США, которое во многом формирует информационную картину мира. Глобальная конкуренция. Программа ЮНЕСКО по увеличению публикаций материалов о странах «третьего мира». Информационный разрыв между старанами Европы и «третьего мира». Повысилась роль журналиста-фрилансера. Например, Дэвид Экс, Паулина Тильманн и др. Повышается универсальность журналиста. Тенденция к деспециализации (в журналистике работает не журналист). Особенно это проявилось тогда, когда инф. агентствам нужны журналисты на местах. Сдвиг к журналистике мнений, что связано с появлением возможности писать в блоги. Экономический фактор Работодатели сокращают число журналистов-международников, потому что это очень дорого. Пример: французская газета «Котидьен», которая сократила штат, чтобы справиться с долгами. Это повлияло на качество материалов и, как следствие, на спрос со стороны покупателей в худшую сторону. Закрываются информационные бюро в некоторых странах. Всё большая опора на информацию международных агентств. Журналисты не создают новое, а просто перерабатывают уже добытую кем-то информацию. Зачастую информация в разных СМИ взята из одного источника. Сокращение традиционных (особенно печатных) СМИ из-за бесплатного распространения информации в интернете. Более лёгкое размещение рекламы в Интернете, что особенно актуально в условиях глобального кризиса (2001 и 2008 год). Разрушается бизнес-модель. Происходит глобальная коммерциализация журналистики. Деньги стали основным. Технологический фактор: Основное технологическое достижение – Интернет. Отныне не таким большим спросом пользуется верстальщик, поскольку газета переходит в формат веб-сайта. Журналист может работать один, что налагает на него большую ответственность. Появление Интеренета стало началом такой тенденции, как сотрудничество гражданских, непрофессиональных сайтов в профессиональными СМИ (WikiLeaks, Ушихиди). Появление «гражданской журналистики» (конкурс ПТВ «Ты - журналист»).
Возрастает число блоггеров (как журналистов, так и непрофессионалов), что ведёт к ухудшению качества материалов, но в тоже время, расширяется информационный диапазон. Например, во время трагедии в Крымске, официальные СМИ (такие, как «1 канал») пользовались информацией, которую очевидцы и жители города публиковали в соц.сетях (эмоционально окрашенную, с потерями в объективности).
|