Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Городской костюм XVIII-XX вв.






Богатейшая коллекция предметов русского городского костюма ХVIII-ХХ вв. насчитывает свыше 8 тысяч единиц хранения женской, мужской и детской одежды, в том числе верхнего платья, различных предметов белья и дополнений костюма, таких, как головные уборы, зонты, трости, веера, перчатки, обувь, сумки.

В понятие " городской костюм" включается обычно костюм представителей тех социальных слоев города, которые одевались по западноевропейской моде.

На высокохудожественных образцах из собрания ГИМ прослеживается эволюция форм городского костюма в России, ее взаимодействие с изменениями в общем направлении искусства, со сменой стилей. При рассмотрении истории городского костюма необходимо учитывать то, что мастерство многочисленной армии создателей костюма - ткачей, портных, вышивальщиц, кружевниц, белошвеек - наиболее остро проявлялось прежде всего в создании дорогостоящих костюмов, принадлежавших представителям господствующих классов - дворянства и буржуазии. Именно эти платья являются воплощением художественного вкуса и мастерства создателей, имена которых, за редким исключением, оставались неизвестными.

Отличительной особенностью собрания городского костюма ГИМ является отражение влияния традиций русского народного кроя на костюм, сшитый по западноевропейской моде.

На рубеже ХVIII-ХIХ вв. форма костюма испытывает влияние новых идей, навеянных французской буржуазной революцией. Она направлена на упрощение силуэта и конструкции женской одежды. Во всех видах искусства конца XVIII в. на смену стиля рококо приходит новый стиль - классицизм - с характерным для него заимствованием античных форм. В своем стремлении к простоте модное направление также обращается к эстетическим идеалам античности. Пышные парадные платья сменяются туникообразными. На смену тяжелым шелкам, бархату, парче приходят тонкие воздушные ткани, чаще всего белые. Исчезают фижмы, корсеты с китовым усом. В моде платья с высокой талией, большое круглое декольте, короткий рукав, юбка со складками, довольно густыми на спинке. Такой фасон должен был подчеркнуть естественную красоту фигуры. Женщины в подобных туалетах напоминали изображения с античных ваз, барельефов. " И право, было недурно, " - вспоминает по этому поводу мемуарист, - " на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто, свежо: собранные в виде диадемы волосы так украшали их молодое чело. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан, верно обрисовывали прелестные формы".

Развитие моды в XIX в. происходит очень интенсивно и затрагивает, в основном, женскую одежду, в то время как формы мужского костюма все более стабилизируются и униформируются.

В собрании ГИМ сохранились женские платья начала XIX в. из прозрачных тканей. Это кисея, линобатист, узорный тюль, легкая шерстяная " дымка", " тарлатан" - хлопчатобумажная ткань, напоминающая марлю, легкий ажурный шелк. Некоторые платья украшены ручной вышивкой гладью, мережкой, стягами, филе тончайшими нитями, иногда покрывающей целиком поверхность платья. Такие работы обычно выполнялись руками безвестных крепостных мастериц. Одно из таких платьев вполне подходит к облику толстовской героини романа " Война и мир" - из белой воздушной кисеи, все расшитое вручную, оно исполнено изысканной красоты и напоминает нам о первом бале Наташи Ростовой.

Эффектным дополнением женского туалета были шерстяные шали. Их носили летом и зимой, не расставаясь с ними на балах. Популярным был даже танец с шалью - " па де шаль". Хранящиеся в собрании шали - шедевры русских вотчинных мануфактур, среди которых наибольшую известность приобрела мануфактура Надежды Аполлоновны Мерлиной. Выполненные в тончайшей технике двустороннего ткачества на ручных ткацких станочках, они поражают не только уникальной техникой исполнения, но и тонким художественным вкусом, Богатством орнаментальных мотивов, красочностью цветовых оттенков и сочетаний.

В конце 20-х годов модный силуэт претерпевает изменения: талия посте пенно снижается и переходит на свое естественное место. Снова появляется корсет со вставленными внутрь гибкими пластинами из китового уса. Это дает возможность делать талию очень узкой, а благодаря шнуровке весь лиф платья с " осиной" талией приобретает вид венчика цветка. На смену туникообразной, сравнительно узкой юбке, приходит широкая юбка, скроенная из нескольких полотнищ, сосборенная у талии на боках и расклешенная к подолу. Носят ее на нескольких накрахмаленных нижних юбках, а зимой - ватных.

В 30-х годах в моде пышные рукава " жиго", что в переводе с французского означает " бараний окорок". Это пышные, густо сосборенные у плеча рукава, которые сужались к запястью. Одетые в такие платья женщины напоминали воздушных мотыльков. Прически усложнились: впереди по двум сторонам от пробора - круто завитые букли, на темени - либо корона из накладных кос, либо высокий бант из стоящих волос, так называемый " узел Аполлона", удерживаемый ажурным гребнем. Такие туалеты и прически мы видим на женских портретах и миниатюрах К. Брюллова, П. Соколова, В. Гау, К. Гампельна и других. Туфли были в виде узких плоских тапочек без каблуков с завязками-лентами, охватывающими всю голень ноги до колен. Они изготавливались из плательных тканей под цвет платья или его отделки. Украшались туфельки разнообразной вышивкой, лентами, бантами, кружевом.

Женский костюм 1840-х годов отличается новым силуэтом: на смену пышным рукавам приходит узкий рукав, плотно облегающий руку. Узкая талия слегка занижается, а обтяжной лиф спереди и сзади заканчивается узким мысом - шнипом. Вырез по-прежнему широкий и круглый, открывающий плечи. В " моде" снова покатые плечи " мраморной" белизны. Вспомним у Лермонтова: " Графиня Эмилия - белее, чем лилия". Бальное платье с таким декольте часто оторачивалось рюшами, кружевом или отделывалось горизонтальной оборкой, так называемой " бертой", которая делалась из кружева или из ткани платья. Юбка становится еще шире, напоминая форму колокольчика. В начале 50-х годов крахмаленые нижние юбки стали заменяться одной с вшитыми поперечными и продольными обручами из китового уса, получившей название" кринолин".

В фондах ГИМ хранятся женские платья 40-х годов. Одно из них предназначалось либо для бала, либо для свадьбы и было сшито из белого шелкового кружева-блонд, сплетенного вручную на коклюшках из тончайших нитей шелка-сырца. Это уникальная работа русских крепостных мастериц. Кружево было эффектно положено на белый атласный чехол. Такое платье могла себе позволить лишь очень богатая невеста. Например, такая, как Олимпиада Самсоновна, дочь московского купца из комедии А. Н. Островского " Свои люди - сочтемся". Сразу после замужества, она сшила себе около 40 нарядов. И в одном из эпизодов комедии она хвастает ими перед родственницей, упоминая при этом " блондовое платье на атласном чехле".

Большую часть платьев 40-х годов шили из клетчатых материй. Это были сочетания двух цветов: либо гармоничных оттенков - синий и голубой, розовый с серебристо-серым, сиреневый с лиловым, либо контрастных цветов - синий с малиновым на белом фоне, черный с красным на сером фоне, на ярко-красном фоне - зеленый с черным. Клетчатые материи вошли в моду в эти годы в связи с увлечением древней и современной историей Шотландии, романами Ч. Диккенса.

Начиная с 40-х годов одним из важных элементов женского костюма становятся косынки, шали, платки, накидки, мантильи. Они были круглые, углами или с длинными концами впереди из разнообразных шелковых материй - тафты, бархата, атласа, шерсти, барежа (сочетание шелка с шерстью), кружева, со всевозможной отделкой лентами, кружевом, кистями, бахромой, макраме, тесьмой, вышивкой бусами, стеклярусом, выложенным шнуром. Для холодного времени года их делали стегаными на вате или шерстяных очесах. Любимой верхней одеждой московских купчих были салопы. Они по покрою напоминали русские шубы - широкая распашная одежда, зимой на меху или стеганая на вате. Такой салоп из собрания музея выполнен из переливчатого коричневого шелка, затканного букетами и гирляндами синих цветов. Он прострочен вручную на шерстяных очесах. Нарядность его подчеркивается двойной круглой пелериной, отделанной по краям макраме и бахромой. Зимние салопы богатых купчих были на собольем или лисьем мехах.

В такие салопы одевались героини ранних пьес А. Н. Островского.

Со второй половины XIX в. в России начался бурный рост капитализма, набирает силу буржуазия. В Москве возвышается купечество. Мода середины века вполне соответствует целям и устремлениям этих слоев общества. Пышные юбки приобретают гигантские размеры и доходят в ширину до шести метров. Они удерживаются с помощью кринолина - сооружения в виде абажура из поперечных и продольных металлических или волосяных обручей, соединенных между собой тесемками или вшиваемых в нижнюю юбку. Входят в моду оборки, фестоны, воланы. Количество их на одной юбке - от двух до десяти, края их часто делают волнистыми или зубчатыми, таким же образом отделывается и лиф. По-прежнему в обиходе узкий корсет на прокладках из пластин китового уса. В моду входят рукава фасона " пагода" - узкий у плеча, расширенный у локтя и ниже, под него надевают широкие подрукавники из белой кисеи, батиста, тюля, схваченные на запястье узкими манжетами. Вечерние и визитные платья шьют из шелковых материй, шерсти, причем существует не только большое количество сортов, названий и разновидностей шелка, но и разнообразное сочетание шелка с шерстью, с хлопком, с бумажными нитями. Пестрота узорных шелков, перегруженность костюма деталями и отделками, - всё это призвано было подчеркнуть эффектность туалетов, показать богатство их обладательниц-представительниц буржуазии, " нуворишей".

В собрании ГИМ подобных платьев немало. Одно из них - бальное платье из ярко-розового муара с белым купонным узором, тканым в стиле " рококо"; оно украшено пышной отделкой: густыми шелковыми кружевными оборками, рюшами белого тюля, лентами розового атласа и бантами. В подобное платье одета героиня знаменитой картины П. А. Федотова " Сватовство майора".

Еще одно платье сшито из ярко-зеленой тафты с пышным узором, одновременно тканым и набивным да еще с шелковой бахромой, выпущенной у нижнего края тканья. Тканый узор - в виде тонкой клетки черного, темно-зеленого и белого цветов. Набивной узор исполнен в технике " шине", когда узор из ярких розовых и красных букетов роз наносился на нити основы. Красочность и пестрота узоров на юбке, производит впечатление огромной цветочной клумбы. Не такое ли платье было в гардеробе Олимпиады Самсоновны, упоминаемое как " шинероялевое"?

В собрании ГИМ сохранилось большое количество всевозможных накидок, мантилий легких из шелка, кружева для теплого времени года и выполненных из бархата, сукна, драпа с разнообразными отделками для холодного времени года. В бархатные накидки одеты дамы, глядящие на нас с полотен К. Маковского, И. Крамского.

Уже в середине XIX в. применение механических станков в текстильной промышленности, изобретение машин для производства вышивок и кружева делают всевозможные ткани, кружевные и вышитые изделия более доступными для широкого круга потребителей. Изобретение и внедрение швейных машин удешевляет изготовление всевозможных видов одежды. Со второй половины XIX в. в крупных городах России появляются торговые фирмы и мастерские по продаже заграничных и отечественных модных товаров - тканей, одежды, головных уборов, белья, обуви, предметов галантереи. В Москве самыми большими универсальными магазинами были " Мюр и Мерилиз" на Петровке, пассаж Попова на Кузнецком мосту, пассаж Постникова на Тверской улице, Лубянский пассаж на Лубянке. Все это способствует некоторой демократизации моды.

В 70-80-е годы женский костюм приобретает еще более вычурную форму. На смену пышным юбкам приходит юбка, заднее полотнище которой причудливо драпируется на турнюре - сооружении из волосяной подушки, подкладываемой сзади у талии. Платье, узкое спереди, приобретает на боках и на спине пышные незаглаженные складки-пуфы и заканчивается большим декоративным бантом с длинными концами, переходящими в шлейф или в веерообразный трен, волочащийся по полу наподобие " русалочьего" или " павлиньего хвоста". В этот период платья изготавливают из плотного рубчатого шелка типа репса, плюша, бархата, шерсти, обильно украшают сложными драпировками, каскадами лент, бантов, кружева, тесьмы и бахромы гофрированными, плиссированными оборками из тюля. Пышности платья вторят прическа и обувь. Прическа с накладными высокими шиньонами, узлы из волос, ниспадающие по спине локоны, косы. Туфли имеют высокие каблуки, так называемого " французского" фасона - с тонкой " талией" и широким основанием, носки их обильно украшены пышными бантами, лентами, перехватами, пряжками.

В собрании ГИМ платья этого периода представлены довольно хорошо. Наибольший интерес вызывает визитное платье белого с серебристым оттенком муара, с длинным веерообразным шлейфом. Оно богато отделано ручной вышивкой лиловым шелком, в технике глади, узелками, аппликацией тональным бархатом в виде цветков " анютиных глазок", оборками из сиреневой тафты и белого машинного кружева. Длинный шлейф скрепляется декоративным бантом. Такое платье могла позволить себе богатая женщина, оно выполнено в мастерской Московской фирмы " Жозефина Брусси" в конце 1870-х годов.

К 1890-м годам турнюр выходит из моды. Торс по-прежнему затягивается в узкий корсет. Появляется юбка, скроенная по косой нитке, узкая у бедер и расширенная внизу. Во второй половине 1890-х годов снова появляются пышные рукава, но к концу века они выходят из моды. На рубеже XIX и XX вв. модный силуэт напоминает латинскую букву " S". Низкий лиф приобретает спереди напуск, юбка, плотно облегая бедра, веером распускается от колен к подолу; в моде высокая " лебединая шея", воротник-стойка на целлулоидных прокладках.

Платье из собрания ГИМ такого фасона сшито из тонкого кремового цвета сукна и отделано по рукавам, лифу, подолу юбки гирляндами цветов, листьев, вазонов из скрученных лент белого атласа и шифона. Его отличает особая строгость линий и элегантность. Выполнено оно в 1902-1906-х годах для торжественных случаев известной мастерской Н. П. Ламановой. Она была открыта в Москве в 1885 году на улице Большая Дмитровка и пользовалась известностью среди художественной и творческой интеллигенции, изделия ее экспонировались на художественных выставках. Позднее Н. П. Ламанова стала одним из организаторов школы советского моделирования, а в 30-х годах - известным театральным художником.

В конце первого десятилетия XX в. формы женского костюма испытывают влияние стиля " модерн", уже господствовавшего в других видах декоративно-прикладного искусства. Этот стиль с его тяготением к волнистым формам и текучим линиям вызывает появление нового силуэта женского костюма - туникообразного покроя платья с асимметричной драпировкой, иногда спиралеобразно закручивающейся вокруг стана, с остроугольным треном сбоку. Шились эти платья из переливчатых полупрозрачных тканей - тюля, газа, шифона блеклых оттенков. Дополняли такие наряды боа из белых и черных страусовых и петушиных перьев или тюлевыми шарфами с металлической вышивкой. Все это подчеркивало хрупкость и эфемерную призрачность женского облика. Загадочные образы этого стиля были навеяны произведениями поэтов, писателей и художников той поры - А. Блоком, В. Брюсовым, Л. Андреевым, В. Серовым, К. Коровиным, М. Врубелем.

В стиле " модерн" решено платье из коллекции, предназначенное для концертов или раутов в 1910-е годы. Оно из черного тяжелого блестящего шелка. Полотнище ткани в виде спирали закручивается вокруг тела, обвивая его сверху донизу. Платье поражает оригинальной асимметричной отделкой в виде ручной вышивки по черному тюлю черным граненым прозрачным бисером, стеклярусом, бусами.

Верхняя одежда этого периода представлена нарядной накидкой " сорти де баль", которую надевали на бальное или подвенечное платье. Она выполнена из тонкого бежевого сукна превосходного качества и отделана машинной вышивкой шелком в цвет сукна, а также вышивкой в технике просечного узора, орнамент которого в виде спиралеобразных кругов напоминает крупное кружево. Края воротника-стойки и полы отделаны густым рюшем из кремового гофрированного шифона. Накидка датируется 1900-ми годами и относится к производству одной из самых крупных московских фирм конфекциона " Братья Н. и Ф. Петуховы".

Во второй половине XIX в. наметившаяся тенденция к демократизации моды получает свое дальнейшее развитие. Возникает конфекцион - массовое производство на продажу готовой одежды, сначала мужской, а затем женской и детской. Его зарождению и развитию способствовали бурный рост городов, увеличение городского населения за счет притока в города крестьян для работы на заводах, фабриках, мастерских, конторах, магазинах. Концентрация населения в крупных городах создает основу для завершения процесса образования единого общедоступного костюма, что ведет к складыванию стандарта в костюме, сначала в мужском, затем в женском.

Появлению стандарта в женской одежде способствовало движение за эмансипацию женщин как в Европе, так и в России, главным образом в среде интеллигенции, разночинцев и мещан. Оно было связано с горячим желанием женщины принять более активное участие в общественной жизни, стать равноправным членом общества, получить образование, профессию. К концу XIX в. все большее число городских женщин, получив образование и профессию, втягивается в трудовую и общественную жизнь России. Возникает потребность иметь строгий, деловой внешний облик, что вызвало появление рациональной и практичной одежды.

Именно с этого времени неотъемлемой частью женского гардероба становится костюм. Сначала он назывался " тальер" или " портной" и состоял из двух предметов упрощенных фасонов - жакета и юбки, сшитых из недорогих практичных тканей темных тонов - сукна, шерсти, драпа. В начале XX в. к ним присоединяется третья часть - блузка, которую шьют из светлых легких материй, с отделкой вышивкой или кружевом. Этот вид женской одежды стал устойчивым и явился прототипом сформировавшегося позднее так называемого " английского костюма", который в дальнейшем получает большую популярность и сохранился до сих пор.

Костюм женщин, пришедших из села и занятых в различных отраслях производства, приобретает новые черты. На смену сарафанам, юбкам и рубахам приходит так называемая " парочка" - приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней сочетаются традиции народной одежды, требования городской моды и стандарта. Кофта шьется с воротником-стойкой, кружевной вставкой на груди и пышными рукавами; широкая юбка - иногда с оборкой по подолу. Для будничной одежды применяется ситец и другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной - шелк, шерсть или их смеси.

Такие " парочки" имеются в собрании ГИМ Интересна одна из них, сшитая из бирюзового атласа, с отделкой машинным белым кружевом, тесьмой и бантами из розовых шелковых лент. Ее сшили к свадьбе молодой девушке из глухого селения Вологодской губернии по модной картинке, присланной ее братом, питерским рабочим, вместе с материей и прикладом к ней.

Верхней женской одеждой служили полупальто, жакеты из плиса (хлопчатобумажного плюша), недорогого драпа. Такие вещи упрощенных фасонов из дешевых тканей можно было приобрести в магазинах готового платья.

Мужской костюм рабочего состоял из ситцевой рубахи-косоворотки, надеваемой поверх брюк и подпоясанной ремнем или кушаком, темных брюк, заправляемых в сапоги, жилета, пиджака или сюртука. Все это шилось из покупных тканей фабричного производства.

Таким образом, традиционная форма костюма рабочего, сохраняя народные элементы, все же тяготеет к новым стандартным формам, утверждающим практичность, удобство и целесообразность. Эти-то особенности костюма и выдвигаются на первый план после первой мировой войны.

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменяет весь строй и уклад русского общества. Костюм перестает быть сословной принадлежностью, привилегией отдельных классов. После Октября 1917 года наступает новая эра в развитии искусства костюма, призванного служить для полного удовлетворения потребности широких масс трудящихся России.

Авторы: Ефимова Л. В., Алешина Т.С.
Художник: Ныркова Г. В.
Фото: Серегин В.Н.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал