Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Склонение имен сущ. Сист. падежей.






Склонение – это изменение по падежам и числам. Это система окончаний у слов, которые изменяются по падежам и числам. Типы склонение выделяются по формам ед.ч.:

1 скл. – сущ. м.р. с , сущ. ср.р. с ок. о, е; 2 скл. – сущ. ж.р. с ок. а, я, сущ. м.р. с ок. а, я; 3 скл. – сущ. ж.р. с 

Смешанное скл. – это сущ. на –мя и путь, сущ. на ие, ия, ий

Адъективное скл. – слова, перешедшие из прил. в сущ. (рабочий)Нулевое скл. – неизменяемые слова, падеж которых определяется синтаксически (был в пальто П.п.)

Понятия падежа обычно занимает одно из главных мест в хар-ке и.сущ, т.к в основе падежных отношений лежат отношения между предметами и явлениями, существующими в реальной действит-ти.Кат.падежа сущ-это словоизменит-ая морфолого-синтаксическая категория, выражающая отношение и.сущ. к др.словам в словосочетании и предлож-и.Для и.сущ.характерна не только изменяемость по числам, большин-во, как изменяющихся по числам изменяются в завмсимости от того, с какими словами они сочет-ся(Афины, Афинами, об Афинах).Эта книга(и.п) меня заинтересовала.Читать книгу(в.п).Чтение книги(р.п).Радоваться книге(д.п).Восхищаться книгой(т.п).Говорить о книге(п.п).Такие видоизмениние и.сущ и д.р измен-ых имен принято называть падежами или падежными формами.А сомо такое видоизменение-склонением.В с.р.я падежная система предс-на 6-тью формами.Падежные формы различ-ся флексиями.Окончание у и.сущ. явл-ся показ-ем не только рода, но и числа и падежа.Кроме падежных флексий, пад-ые различия выр-ся син-ки, т.е формой согласуемого слова.(Им.прилаг-го-новая книга).Система падежных окон-ий предст-ет парадигму.Из 6-ти падежей И.п противоп-н, как прямой, остальным 5-ти косвеннымпадежам.И п явл-ся исходной формой парад-мы сущ-го(но он в нее входит).И з 6-ти падежей один (И п) упот-ся всегда без предлога.П падеж всегда только с предлогом.Остал-ные могут с предлогом и без него.И п-занимает независимую позицию.Предложная форма хар-ся разл-ми значениями, кот.связаны с понятием: субъект(активный производ-ль д-вия), объект(то, на что направлено), опред-ние, обстоят-во.Т.о можно выделить 4 общих значения, предст-х падежной формой рус.сущ: суб, об, опред, обстоят-е.Каждый падеж хар-ся опред-ым набором конкрет-х значений.И.П- являясь показат-ем независим.позиции в предлож, выраж-т следую-ее значение: 1.Значение субъекта д-вия или слстояния, представ-ное вслове, выпол-м синт-ую ф-цию подлеж=го.(Осень наступила.Мой брат изучает науку.2.Значение предикативного определ-я суб-та и предс-ное в слове, выпол-м фун-цию сказ-го(при нулевой связке)(Мой брат студент.Я-студентка 3 курса).И.п широко прим-ся вне текст-го окруж-я, как форма, выпол-щая чисто назывную фун-ию(в словарях, в номенклатур-ых перечнях, в подписях долж.лиц и авторов произв-ний).В пределах текста И.п может испол-ся в след=х функ=х: главный член самост.односостанного номинатив-го предлож.(Хмурое утро.Прохлада.)В обращениях(Таня запиши задание).Значение вводимой темы высказывания(Москва как много в этом звуке).Вокативная(Таня!).Ответные реплики диалога, имеющие целью назвать предмет(Как ваша фамилия? -Иванов.)Все названия ф-й И.п связаны с номинацией, независим-тью. Род. П. может выр-ть: 1.зн-е принадл-ти (в приименной позиции) как разнов-ть определит-го зн-я (карандаш студента – чей?), 2. зн-е прямого об-та (при перех-х гл-х) а)как часть целого (выпить воды, налить молока – прямое доп-е), б)при гл-х с отрицанием (не ел хлеба), 3.зн-е косв-го об-та (при гл-х удал-я, лишения, достиж-я, желания, а также при сущ-х, образ-х при этих гл-х) ждать приезда, желать успехов. 4. зн-е суб-та д-я при именах отглаг-го происх-я (возврщение сына, пение птиц), 5. зн-е носителя пр-ка (доброта матери, белизна снега) 4 и 5 вып-т ф-ю опред-я. 6. зн-е кол-ва (литр молока) все соч-е выст-т как целое. 7. определит-е зн-я, кроме принадл-ти (человек высокогороста) 6.способы образования имен существительных

Существительные образуются главным образом при помощи суффиксации: строитель(от гл. строить), скорость (от прил. скорый), итд. Используется также префиксация (правнук, сверхскорость), сочетание суффиксации с префиксацией (подстаканник), основосложение(овцебык, луноход) и сочетания основосложения и суффиксации(мореходство, письмоносец). В некоторых случаях используется в качестве словообразовательного средства конверсия - изменение парадигмы слова, которое переводит его в другую часть речи, имеющую другие грамматические значения. При этом изменяется и лексическое значение слова. Например, прилагательное золотой изменяется по родам, числам, падежам: золотой слиток, золотую монету, золотых рудников. Существительное золотой, обозначающее монету, не изменяется по родам. С помощью конверсии от прилагательного золотой образовано существительное золотой.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал