Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Силовые структуры в системе власти.
Силовые структуры (армия и органы внутренних дел) всегда занимали чрезвычайно важное место в политической системе. Можно выделить три основных вида участия силовых структур в механизме политической власти: • инструментальный – силовые структуры являются послушным средством государственной власти в целом или отдельных органов, не проявляя никакой политической самостоятельности; • инструментально-субъектный – силовые структуры получают некоторую самостоятельность, достаточную для воздействия на власть и политических лидеров; • превращение в самостоятельный субъект политики – силовые структуры включаются в политическую борьбу со своими целями, способны взять в свои руки высшую политическую власть и управление государством.
Третий вид был характерен для ряда стран Африки, Азии и Латинской Америки. Нашей стране были присущи в основном первые два вида, которые сохраняются и в наше время. Известна лишь одна неудачная попытка силовиков взять власть в свои руки – корниловский мятеж.
Западные учёные выделяют три функции военных в системе политической власти: представительскую, советническую и исполнительскую. Возможность для оказания военными влияния на государственную политику оставляют советническая и исполнительская функция. Военное руководство должно иметь право на изложение своей позиции и привлечении правительства на свою сторону, как и другие правительственные учреждения. Однако опасность заключается в том, что военные, во-первых, отличаются от гражданских сильным корпоративным духом, во-вторых, в их распоряжении всегда остаётся оружие, за которым надо «присматривать ревнивым взглядом». Характер взаимодействия политической власти и армии достаточно сложен и зависит от общественного и государственного строя, политического режима, конкретной социально-экономической и политической обстановки, прочности правопорядка, эффективности всей системы инструментов властвования. Можно выделить следующие типы взаимосвязи армии и политической власти: • армия полностью находится в руках политической власти, являясь её послушным оружием; • армия, выполняя, главным образом, функции инструмента государственной власти, обладает известной долей самостоятельности вплоть до превращения в один из центров государственной власти, способный в определённых условиях оказывать воздействие на главных носителей этой власти (самостоятельно или совместно с военно-промышленным комплексом); • политическая власть лишается армии; • армия учавствует в борьбе за власть и приходе новых сил к власти; • военные берут власть в свои руки и устанавливают военное правление.
Основными особенностями «силовой модели» взаимосвязи политического режима и органов внутренних дел являются следующие: • преобладание силовых средств в осуществлении политической власти над иными средствами; • неразвитость демократических процедур влияния на политику со стороны законодательной власти и общественных институтов; • конфронтационный характер политических процессов в обществе и политико-правовых отношений; • высокая степень автономности функционирования силовых структур, реальная возможность вступления их в политическую борьбу; • высокий уровень централизации контроля над силовыми структурами в руках главы государства; • преобладание силовых методов регулирования внутриполитических отношений; • преимущественное развитие внутренних войск в составе МВД, оснащение их тяжёлым вооружением, а также сил и средств, частей и соединений «быстрого реагирования», «специального назначения».
|