Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВергилийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Энний Анналы – погодичное изложение (анно – год). Исторический принцип – особенность Рима. В эпоху Октавиана Августа возникает новый латинский эпос. Вергилий Начал он с сочинений «буколики» в духе александрийской поэзии. У них была новая жанровкая форма, развившаяся потом в эллинизме. По сути, это беседы пастухов «георгики» - дидактическая поэма. Четвертая часть была посвящена пчелам, потому что пчелиный улей – образ идеального государства. В остальных описывается сельское хозяйство. Энеида – настоящий героический эпос. Песнь об Энее (Как Илиада – песнь об Илионе – Трое) Вергилий работал долго, тщательно редактировал и отделывал каждую фразу. Существует автоэпитафия Виргилия: «Мантуя меня похоронила….пел я пастбища, села, вождей». Умер он в Неаполе Лирические жанры. Мелос – песня, греки называли мелическим жанром. Разная стихотворная вариативная метрика, маленький размер, изначально были связаны с культом. Кроме гимнического, еще был культ плодородия. Поле для развития открывается за счет вариативности размера. Конец 7-6 – начало 5 веков до н. э. – расцвет греческой лирики Характер типизации: передаются общие типы чувств. Появляется индивидуальный авторский голос, сила художественных выражений. Группа элегических стихов (чередование гекзаметра и пентаметра) Формы погребальных плачей. Архаика: Тиртей (к. 7века), Миннерт, Солон (законодатель, один из 7 мудрецов, Феогнид (6 век) – у него всегда присутствует имя, к которому обращены тихи (алтер эго) У Горация развилась тема бессмертия поэта и поэзии
Сапфо " Богу равным кажется мне по счастью..." Богу равным кажется мне по счастью Человек, который так близко-близко Пред тобой сидит, твой звучащий нежно Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом Перестало сразу бы сердце биться: Лишь тебя увижу, уж я не в силах Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей Быстро легкий жар пробегает, смотрят, Ничего не видя, глаза, в ушах же — Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью Члены все охвачены, зеленее Становлюсь травы, и вот-вот как будто С жизнью прощусь я.
Но терпи, терпи: чересчур далёко Все зашло...
Перевод знаменитого стихотворения Сапфо (фр. 2, сохранился в цитате в анонимном трактате «О возвышенном», 10), обращенного к ученице, которую она ревнует к жениху. Вот его подстрочный перевод (курсивом даны места, опущенные или измененные Катуллом):
Катулл вводит в стихотворение обращение к адресату — «Лесбия» (т. е. «лесбосская девушка»); видимо, после этого оно и стало для него постоянным псевдонимом его возлюбленной. Что Клодия стала «Лесбией» в честь самой Сапфо, — менее вероятно: Сапфо, по античному преданию, была чернява и некрасива. Катулл оборвал свой перевод на 3-й строфе, а 4-ю добавил от себя, чтобы она резко переосмыслила и весь предыдущий текст. В латинской поэзии такие повороты лирического сюжета были не редкостью (таков знаменитый второй эпод Горация с лирическим содержанием и сатирическими кавычками в концовке), но поэтам и филологам нового времени такой ход был непривычен, поэтому еще с XVI в. (комментарий Ахилла Стация, 1566) стало высказываться мнение, что 4-я строфа Катулла — или ошибка редактора, присоединившего к законченному стихотворению посторонний отрывок (как в № 2b, 14b, 78b), или подделка переписчика. Некоторые филологи держатся этого мнения до сих пор. По тому же образцу Сапфо сделано описание связи души с телом у современника Катулла — Лукреция (III, 152—157, пер. Ф. А. Петровского):
Ст. 8. Голос теряю … — Этот стих пропущен в рукописях Катулла и восстанавливается издателями по греческому тексту Сапфо. Ст. 13—16. Праздность, мой Катулл, для тебя зловредна … — Общее место античной моралистики: ср. в латинской поэзии еще у Теренция, «Самоистязатель», 109: «Всему тому виною — праздность крайняя! В твои года я занят не любовью был…» и т. д., а потом — в тираде Овидия, «Лекарство от любви», 135—150: «Праздность рождает любовь и, родив, бережет и лелеет; Праздность — почва и корм для вожделенного зла…» и т. д. Цари и грады, погибшие от изнеженности, — Сарданапал, Крез, Александр в Вавилоне, сибариты в Сибарисе и пр. В каком соотношении находится содержание катулловой строфы и 5-й строфы Сапфо, от которой сохранилось лишь начало, указывающее на подобный же композиционный перелом, — мы не знаем.
1 февраля 2012 г. Гомеровский эпос берет одну точку, которая длится 51 день (21 день – в первой песне) Элемент дидактической поэзии – сообщение о каком-то знании. Связь жанра, времени и поэзии. Эпоха эллинизма породила множество новых форм, это еще и эпоха собирательства и классификации. Темы могли быть любые. Первая крупная дидактическая эпоха Рима – самое начало 1 века, Лукреций «О природе вещей» Тексты написанные до эпохи Октавиана Августа дошли в малом количестве «Метаморфозы» Овидий – последняя дидактическая поэма. Овидий начинает с того, что просит музу помочь ему. Это типично для римлян обращаться к мифологии. Цицерон настаивал, что отличие человека от животного в умении говорить. У Овидия в Золотом векене плавали корабли – не насиловали море, не носили оружие, в безопасности жили без судей. Римляне гордились своими законами, регламентацией и порядком. Гесиод говорит, что создали поколение золотое, к ним не приближалась старость, речь больше идет о людях, а не об их условиях. А у Овидия по-другому, он больше все описывает через НЕ Отличие золотого века от серебряного у Овидия – появление времен года. У Гесиода концентрация все времена фигуре человека, А Овидий старается описывать все объективно. Основная идея: если ты не будешь слушаться моих наставлений, то Гесиод… А Овидий излагает ретроспективный материал. Прометей (метис – мысль) – мыслящий вперед, разумный, предугадывает действия и последствия Использование Гомеровских моделей у Вергилия очевидно. Его упрекали, что он переводит Гомера. Но к Вергилию относились с почтением. Но Вергилий не закончил Энеиду. Эпические сравнения У Вергилия пропадают типические повторы, о отличие от Гомера. Они пропадают, потому что У Гомера была устная традиция, они помогали организовывать текст, а у Вергилия авторский художественный текст. Щит Ахилла и щит Энея. И там и там герой вступает в битву. У Ахилла нарисован весь мир, а у Энея – весь Рим, которого еще и в помине не было. Океан(обобщение) омывает два города, один мирный, а другой – враждующий. У Энея тоже река, но на ней корабли. Рим не приравнивается ко всему миру. Это заказ правителя Рима для Вергилия Сильный образ, связанный с политикой Августа, образ ярости, связанной с войной. Пророчества в Энеиде: Пророчество не Энею: это разговор богов Еще одно Последнее: щит У Вергилия герой наделен всеми героическими чертами, он выделяется, центральный герой. Как эпический образец Энеида стала произведением номер один и стала школьным текстом. Ее учили. Для средних веков Вергилий получает даже колдовской ореол, его считали повелителем ветров Jлохи Лирика: Стихотворения Сапфо и Катулла У Катулла есть прием парности. Когда 2 стихотворения одно строфой написаны ; строчки были присоединены к 51 стихотворению 8 Февраля 2012 Элегики: Овидий, Галл, Тибулл и Проперций +Катулл – Форма определяет жанр Катулл бедный, у него в кошельке одна паутина, он все время ноет, что он бессилен. Топос – место, тот постоянный мотив, который переходит от одного поэта к другому. У него это проходит через стихи, как бедный, несчастный, но это не значит, что это на самом деле не так Поэт должен быть чистым, а стихи – необязательно У Катулла в таком шутливом стишке в середине очень серьезное заявление (программа) о своей позиции. У Катулла много разных личин В Риме во время триумфа, когда всему войску позволено войти в город с полководцем, рядом сним шел человек, который на ухо нашептывал полководцу оскорбления, чтобы он не возгордился.(в форме резких стишков0 Одно из самых грубых стихотворений Катулла 1-60 стихи-полиметры, написанные маленькие стихи, эксперименты с метрикой, С 61-68 – крупные стихи в традициях александрийской эпиграммы Далее Овидий был ритером по профессии, но он что-то там еще отказался от этого и стал поэтом, его элегии дают практику любви, теорию любви и
Структура хора: пролог, потом эписодии – диалог персонажей с хором, затем – стасим– стоячая песнь хора Эсхил «Просительница» там нет разделения на герое и хор, они совмещены. Потом стала тенденция уменьшения хора Хор фиванских старцев: первое, о чем они говорят – Спасите нас от этой заразы В Эдипе тема обобщенная – тема гордыни, путь тирана, потом: так чей же он сын? И потом: нет никого несчастнее на свете, чем Эдип. Обычно средняя песнь в трагедии вне связи с сюжетом, удаленная тема, а затем возвращаются в тему В Антигоне мораль первого стасима: знаменитая песнь гимн человеку «человек всего чудеснее», затем это все заканчивается тем, что человек имеет выбор. В его власти и мысль, и власть, и ыбу может ловить и другие всякие бредни. Все это прекрасно до смерти и потом становится понятно: правильный ли человек сделал выбор Во втором стасиме: о Богах, потом мини-гимн Зевсу и начинается главная тема: кто злое привык считать благом, тот в жизни узнает горе» Стасим третий: рядом с тем, что Антигона должна умереть. А хор уводит тему и говорит об Эроте и об Афродите, которая побеждает все, появляется тема брака: хор подводит тему, предсказывает, что брак может свершиться и в вечности. Стасим четвертый: плач хора, он упоминает Даная (женщина, к которой снизошел бог в виде золотого дождя), Ликурк (противился установлению культа Диониса) и Клеопатра, дочь Барея, которая умудрилась ослепить своих сыновей, мстя мужу. Креонт за преступления платит жизнью сына 5ый стасим – гимн Дионису, просьба избавить город от… Креонт: Я ничто Последняя песнь о мудрости 14 февраля 2012 г. Структура комедии и трагедии (они схожи): Пролог Выступление хора Чередование речетативных частей, диалогов и песен хора – стасим В конце хор уходит, песнь при выходе эксод Декорации появляются в первой половине 5 века, при Софокле, сначала это были просто раскрашенные задники Хор всегда говорит от имени «я», он может давать смутные намеки, предсказывать действие. Роль хора: идеальный зритель, коллективное сознание, самый древний элемент трагического сознания Эсхилл, Софокл, Эврипид – три трагика Эсхилл принимал участие в греко-персидских войнах, он одержал победу вместе в войском. Эти три имени можно сравнить. Эсхилл: Аристократический идеал, который предполагал природную доблесть. Почему появляется трагические ситуация: противопоставление справедливости и преступление нравственности, тогда и появляется неизбежность гибели. Антитеза двух прав: рабского персидского и доблестного нравственного греческого «Семеро против Фив». У одного из братьев на щите написано» дике», хотя он идет против родного города и брата, а у другого написано «власть». Доблесстное бдагородство не меняется, главное – трагизм ситуации у Эсхилла. Иногда разрешение трагедии может быть без вмешательства богов Софокл: жил в период расцвета правления Перикла, в отсутствие войн, над ним никогда не издевались, это была цельная фигура. У него основная трагедия – знание-незнание. Иногда это бывает просто трагедия судьбы (Царь Эдип). Нерв трагедии держится на движении от незнания к знанию. Эврипид попадает немножко на другую эпоху, на философскую эпоху. Протагор: человек - мера всех вещей, правда та, которую человек видит, это отражается в том числе и на произведениях Эврипида. Он – фигура странная, над ним много смеялись, за всю жизнь он получил всего 4 награды. Смеялись над тем, что он один выходил на берег моря и декламировал свои стихи. Момент раскола внутри самого героя: кровавое завершение (медея), именно у Эврипида много трагедий, которые заканчиваются хорошо. Самый новаторский –Эсхилл, Он и изменил состав хора, и добавил нового героя, и еще …У Эврипида добавляется только переживание личных чувств. У Эврипида выбор остается за человеком. Эврипид изображал людей такими, какие они есть, по словам Софокла. В Риме: не имеем ни одного цельного текста. Луций Сенека связывается всегда с риторической разработкой текстов и с стоической философией, когда на самом деле мир ужасен, человек должен это вытерпеть и вести себя достойно. От него осталось 9 трагедий, которые совсем не предоставлялись для сцены, в Риме не было постоянного театра до 54 года до н э. Первый римский театр – Помпеи. Но это совершенно не то, что в Афинах. В Риме не было традиции театра В трагедиях Сенеки практически нет хора, это декламационные трагедии, они читались для избранного круга. Сенека разрабатывает тему власти судьбы над человеком. У Сенеки главной героине, стержнем является кормилица. Новый стиль: главное - показать блеск авторского дарования, блеск мастерства. Фигура Сенеки была сильна своим морализаторством, он стал восприниматься чуть ли ни как предвестник христианства. Комедии: Комедии идут в противоположном от трагедии направлении, Движение, развитие комедии шло от актуальности, всегда было полно намеков о реальности, политической ситуации, это была, по сути, живая газета. Максимально приближено к реальности. В отличие от трагедии, где все было максимально обобщенно. Темы еды, обжорства, избыточности постоянно обсуждается в комедиях. В Римской комедии к общим истокам добавились еще праздники типично римские праздники – сатурналии, а также посвященные Юпитеру и т д Парабаса – выход хора прямо на авансцену к зрителям, это речь прямо от автора, произносилось все в быстром темпе. Прямое обращение к зрителю, трагедия этого не допускала, а в комедии позволялось этакая прямая импровизация от автора. Приемы комического: мифологические в пародийной ситуации, появляются фигуры, представляющие общие понятия (правда, крик), могут выступать фигуры известных граждан, гиперболические фигуры Среднеаттическая комедия: 4 век, практически исчезает комедия, появляется семейная комедия, персонажи: грубиян и т п, ситуация такеи же, как и в современном мире 21 февраля 2012 Низкая комедия Низовые фигуры (повар, воин-вояка, очеь глупый, хвастливый, ничего не добивается) Эти типажи были усвоены и в раннеримской комедии.Развитие ораторства повлияло на объект изучения. Рання римская литература прибл в к3 нач 2 века до н.э. появляются сценические тексты. В Риме, в отличие от Афин, не было постоянного театра. Комедия оказалась нневероятно популярной и востребованной. Многие писали комедии, но саой яркой фигурой был Плавт, он стал даже объектом одной из первых работ по исследованию. Насчитывали до 130 комедий, но подлинные – 21, остальные приписывались ему. Что сделали римляне с новоаттической комедией? Превращается в бытовую комедию, весь комизм – на ситуации. В Риме в к 3 века еще есть ситуации специфические, не свойственные грекам вообще. Было запрещено публичное высмеивание, поэтому пришлось использовать прием контаминации – это использование греческих нескольких комедий и элементы этих комедий по-своему сплетаются, соединение героев, сюжетов – и появляется новая комедия Метатеатр – так называли римский театр, имена – грецезированные, одежды – обычно одеты в паллии – греческие короткие плащи, паллиата – комедия плаща. Немного позже Плавта был второй комик Теренций (наало 2 века до н.э.) – у него более литер тексты. Меньше грубых шуток, феерической блестяшной игры. Он послужил образцом для школьной драмы, он был одним из спокойных авторов, но был очень популярен в средневековье, дети в монастырях ставили по нему комедии. Гроцвита – немецкая поэтесса – христианизированная поэтесса, очень известна Тит Макций Плавк. Ему подражал Теренций. Но все равно привнес что-то свое У Плавта на первое место выходит персонаж – раб-помощник интриган, жулик, хитрец, ловкач (потом Фигаро). Этот герой не был свойственен аттической комедии, а у Плавта выходит вперед. Имена все идут греческие, но он протаскивает римские реалии, пытаясь обходить закон. Намеки на рискую реалию, при чем сюжет помещен в греческую среду. Нет хора, но его видимо не было уже и в новоаттической комедии.Но было музыкальное сопровождение. Еще кантика - вставка чисто поэтич текста. Он может по ритму соответствовать сцене. Как Плавт использует язык? Он играет не только на смыслах, но и на звуках. Бесконечные каламбуры, буквально понимаемые метафоры. «Он делает такие потряс соусы, что запах идет к самому Юпитеру» «Интересно, у апаха руки?» бред в общем. Бесконечные неологизмы, Плавт постоянно играет с языком, использование чужого языка, как абракадабра. Выдуманные говорящие имена, например, раб Пиргополиник – воюющий против высоких башен (а сам дурак дураком) или Поделоругатель, никогданевозвращатель, девочкаторговец и т д Грубых шуток там достаточно. Прямое обращение к зрителям – нарушение сценической иллюзии, но в то е время это использовалось Главные приемы – подмена, кого-то принимают за кого-то. Также прием двойничества. Узнавание, перипетии, в конце – счастливый конец Персонажи: раб – он строит сюжет(препятствие к достижению чего-то), закручивает и ведет интригу. Как он выглядел? Толстобрюхий, головастый, толстые ноги, красномордый, рыжая борода, Контраст – тоже присутствует, сила случая. Раб сложившуюся ситуацию оборачивает в свою сторону. Сцена бегущего раба. Специфическая форма комического поругания У Теренция более литературный текст, но есть мнения, что текст писал не он. Но его популярность так была велика, что его постоянно циттировали «ну я же человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Квинтиллиан «Воспитание оратора», он был ритером, в 10 книге этого сочинения он как бы осматривает литературный процесс с точки зрения Греции и Рима. Сатура – целиком наша, то есть он приписывает эту форму только римлянам. Сатура – это смесь, так могли называть салат. Первым автором, которого мы относим к этому жанру – Луцилий. Затем эту традицию продолжил Граций, но он не называл их сатурой, а это название пришло позже (беседы – ак называл их Гораций). Уже в императ эпоху идет Персий, очень темный автор, а затем Ювенал, написал 16 сатир, очень популярен в в средние века. Ювенал присвоил жанру сатиры совр значению. У Горация – это дидактика, а у Ювенала – уэе то что мы подразумеваем под этим словом. Дидакт атира вревратилась у Ювенала в поношение. У ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НАПИСАНО ГЕКЗАМЕТРОМ Морциал - -профессиональный поносит, писал резкие редкие эпиграммы. Его эпиграммы Миниповы сатиры – от него не дошло ни одной строчки, но мы знаем, что он писал. Отыквление Сенеки - -апофеоз императора Клавдия, об этом.. Второе сочинение – Сатирикон Петрония (даже не знаем, кто это). Особенность линии: соединение прозы и стихов (прозиметр), это породило очень длинную полемику. Бахтин, выстраивая традиции европейского романа, одним из истоков видит эту минипову сатиру. Половина 5 века до н.э. ПРОЗА во-первых, проза всегда воспринималась как утилитарный инструмент, не было идеи сладостного медового слога, в афинах разивается ораторская проза, появляются философские тексты или натурфилософские тексты. Проза, которая пытается осмыслить мир в прозаической форме. Линия риторики: оратор должен воздействовать на своего слушателя, вторая линия – ораторство, то есть такими способами и по каким законам можно добиться своего. Время, которое вырабатывает именно это, рассказы о диковинных событиях, зарождается историческое сочинение. Появляются первые ритеры, обучение тому, как добиться своего через школы ритеров. Сократ обучал этому Появляется первый историк – Геродот. Греки после персидских войн заинтересовались тем, что происходит за пределами Греции. ПРОЗА – логос, слово –рассуждение, убеждение, рассказ о диковинном. Интерес к новому. Риторика была судебной, публичной, ораторство - украшательство, искусно составленная речь, которую приятно послушать Филлипики – речи против царя Филлипа, он произносил эту серию блестящих речей против Филлипа Лисий Приблизительно появляются школы Исократа, а затем –Демосфена. По существу, любой римлянин имел риторическое образование.. А первоначально с риторическими школами в Риме было паршиво. Так как после завоевания Греции в Рим хлынуло много греков, появилось много рабов-греков, которые были хорошо образованы. Потом уже стали приезжать крупные греческие святил, которым запретили учить римлян ораторству, так как они типо развращали римлян. Цезарь – ритер ничуть не хуже Цицерона, просто он занялся немного другим делом потом. В императорское время Нерона риторика выражается в формальные упражнения на развитие речи. Пишут о падении риторики, при императорах риторика реально не имела влияния на происходящее. Но зато оттачивались мастерства говорения. Историографическая линия. Если Геродот начинает собирать интересные факторы о событиях. Впоследствии, его 9 книг назвали по именам муз. Геродот – крупное греч имя (5-4 век) Фукидид пытается найти причины, почему произошла война с персами, в отличие от Геродота, который просто излагал факты. Еще одна важная фигура Ксенофон, но он уехал из Афин и жил при Персидском дворе. Он оставил сочинение «Воспитание Кира», написание определенного портрета, выписывание личности, наставление, дающее образ идеального правителя.. «Зерцало принца» - тоже сочинение, дающее пример, каким должен был человек. Полибий – жил очень долго в Риме. У него появляется первый раз идея понять закономерность, почему одни государства возвышаются, другие – падают и т д
|