![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 7. Мелическая поэзия архаики. Алкей и Сафо.
Мелос, по Платону, состоит их трех элементов—слова, гармонии и ритма. Мелосом надо называть соединение музыки, поэзии и орхестики (танцевального искусства). Остров Лесбос, где главным образом развивалась эолийская лирика, не представлял единого целого: враждовало много партий и был ряд слабо связанных между собой общин. В связи с этим и лирика здесь монодическая а не хорическая. Эолийский мелос вырастает часто из непосредственной простоты чувства и сельской наивности мировоззрения, хотя заканчивается он колоссальным напряжением личных чувств, включая обрисовку даже физиологических состояний. Метрика здесь тоже проста. Строфа присутствует, но проста. Язык—местный. Алкей, живший в 7-6 вв. До н. э., был знаменитым эолийским меликом. В своих песнях воспевает превратности судьбы, общественно-политическую борьбу (аристократия в это время сражалась против демократии). Он изображает государство в виде корабля во время бури (потом у Горация). Пишет он также и против Питтака, возглавлявшего на Лесбосе демократическое движение. В его стихах сразу бросается в глаза описание ярко блестящего оружия, ощущение себя на краю гибели, среди политических бурь, отчаянного положения между жизнью и смертью. В одной из песен Алкей обрацается к Зевсу, Гере и Дионису, прося помочь вернуться на родину из изгнания, но требует кары для Питтака, своего политического врага. В стихах Алкея проскальзывают очень красочно еще три темы—природа, вино и женщины. Писал Алкей и гимны (сохранились Гермесу, Афине, Гефесту, Ириде). Сафо жила в 7-6 вв до н.э. Алкей в своем обращении называет ее «чистой», к ней с уважением относился Платон, а жители Эфеса изображали ее на своих монетах. Основной лирической темой Сафо является любовь. В ее стихах целая симфония чувств и ощущений, доходящая до физиологических подробностей и самозабвения. Любовь для нее и горька и сладка. Другая основная тема—природа, тоже воспринимается через призму эротических настроений. Сафо писала эпиталамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых), где обычно девушки жаловались не жениха, похищавшего их подругу, восхваляли жениха и невесту, желали им счастья. Писала Сафо эпиграммы и элегии, песни к подругам. Темой их является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность. БИЛЕТ 8. ИСТОКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ: ОРЯДЫ И КУЛЬТЫ. «ПОЭТИКА» АРИСТОТЕЛЯ, ДИФИРАМБ, ОРИОН. ГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ДО ЭСХИЛА (ФЕОСПИД И ФРИНИХ) Происхождение древнегреческой драмы и театра
ФЕСПИД (ок. 580 до Р. X.—?) Греческий актер, поэт. Современник Слона. Впервые наряду с хором ввел в драматическое представление актера-декламатора. Считается основоположником трагедии. Первые драматурги – хореографы, для того чтобы превратить хоровое представление в драмы Феспид и противопоставил хор и актера (ответчика) в диалоге и действии. Ездил в повозке-декорации (в форме корабля – карес новалес). На его представления приходили толпы народа, когда однажды деревянные помосты не выдержали – в Афинах построили каменный театр. Фриних, Phrynichos, VI/V вв. до н. э., греческий трагический поэт. Принимал деятельное участие в персидских войнах. Один из основоположников греческой трагедии, предшественник Эсхила. Первую победу Ф. одержал в 67 олимпиаду (511-508 гг. до н. э.). Дважды Ф. обращался к современной ему исторической тематике. В представленной в 492 г. трагедии Взятие Милета (Miletu halosis) он описал подавление восстания ионийцев и разрушение Милета (494 г.). Пьеса потрясла зрителей. Весь театр плакал, после этого поэт был приговорен к штрафу за «напоминание о бедах родины», трагедия была запрещена. После победы над персами он написал Финикиянок (Phoinissai), сюжетным стержнем которых (как и трагедии Эсхила Персы) была битва под Саламином. Ф. был первым трагическим поэтом, который ввел женские роли (актеры выступали в женских масках). Стиль Ф. отпечатался в памяти потомков как мягкий, лиричный, сладостный. Его песни были выдержаны в малоазийско-ионийском духе, Аристофан называл их «сидонским медом».
БИЛЕТ 9. КОМЕДИЯ ДО АРИСТОФАНА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ. КРОТИН И ЭВПАЛИД. В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит “подражание”, “воспроизведение”); исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса и мимы — это главные истоки древней аттической комедии. Кратин (Kratinos) (год рождения неизвестен — около 420 до н. э.), древнегреческий комедиограф. Один из наиболее ярких представителей древнеаттической комедии, К. первым придал ей форму художественного целого. От комедий К., направленных против верхушки афинской рабовладельческой демократии, сохранились только фрагменты. Написал не менее 27 комедий, из которых датированы «Попавшие в бурю» (425), «Сатиры» (424) и «Бутылка» (423). ЭВПОЛИД - греческий автор комедий из Афин, друг, а позднее соперник Аристофана. Его комедии (которых, вероятно, 14) ставились между 429 до н.э. и 412 до н.э. Сохранившиеся фрагменты характеризуют Эвполида как остроумного шутника с полетом фантазии; в его комедиях нашла отражение актуальная политическая тематика. Особенно известны его " Demoi" (" Общины"), в которых автор вывел из подземного царства Солона, Мильтиада, Аристида и Перикла, чтобы дать советы для улучшения политических отношений в Афинах. БИЛЕТ 10. ЭСХИЛ. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО (РАННЕЕ – «ПРОСИТЕЛЬНИЦЫ» И ПОЗДНЕЕ «АГАМЕМНОН») С 484 г. начинается новый период Эсхилова творчества: мы видим его царем аттической сцены, на которой он не находит себе равного. Продолжается этот период приблизительно до 470 г.; до нас из него дошли две трагедии - " Персы" и " Просительницы". Первая имеет содержанием историческое событие - поражение персов при Саламине и бедственное отступление их войска в Азию; вторая - мифологический сюжет, прибытие Даная с дочерьми в Аргос и покровительство, оказанное им аргосцами против их двоюродных братьев, сыновей Египта, брата Даная. Композиция этих трагедий - самых ранних для нас образцов трагической поэзии - поражает своей строгостью и простотой. Пролога нет; действие начинается со вступления хора (состоящего в первой трагедии из престарелых членов царского совета, во второй - из дочерей Даная), который сначала в анапестическом монологе говорит о цели своего появления, затем, в лирической песне, отдается тревожным чувствам по поводу ожидаемых событий. Действующих лиц немного: в первой трагедии - царица Атосса, вестник от персидского войска, тень покойного Дария, в заключении сам Ксеркс; во второй - Данай, аргосский царь Пеласг и посланец сыновей Египта. Они появляются на сцену по одному, редко по два; их разговоры (большей частью с хором) состоят из довольно длинных речей, за которыми следуют тоже длинные, так называемые стихомифии, при которых собеседники чередуются, произнося по одному стиху: не допускается ни нарушение этого порядка, ни вообще начало или конец речи в середине стиха. Действие развито очень слабо: в " Персах" так могут быть названы только мистические обряды, посредством которых царица Атосса вызывает из преисподней тень своего умершего супруга, в " Просительницах" - сравнительно оживленная сцена, в которой посланец сыновей Египта пытается силой заставить Данаид последовать за ним. Индивидуальных характеристик еще нет. Атосса - просто царица-мать, Данай - просто отец-изгнанник, Дарий и Пеласг - цари. Интерес приковывается особенно хорическими пенями, которые и по содержанию, и по отделке занимают первое место; особенно хороши в " Персах" - траурная песнь по погибшим воинам, в " Просительницах" - благодарственная песнь Данаид за оказанное им гостеприимство, обе исполненные высокой гуманности и благородства. Обе пьесы были частями трилогий, но только " Просительницы" были объединены со следующими пьесами единством фабулы. В них рассказывалось, как Египтиады пошли на Аргос войной, как после гибели Пеласга Данай был избран царем и, ставя царские чувства выше отеческих, согласился выдать дочерей за ненавистных Египтиадов, но велел им в брачную ночь умертвить своих супругов (2-я пьеса, " Строители теремов"). Все дочери исполнили приказание отца, кроме одной, Гипермнестры; Данай наряжает суд над ослушницей, но ее оправдывают после того, как сама Афродита, защищая обвиняемую, в пространной речи (она сохранилась) заявила о святости прав любви (третья пьеса, " Данаиды"). Последней трилогией Э., о которой мы знаем (458 г.), была его " Орестея" - к счастью, сохранившаяся целиком, в составе своих трех трагедий: " Агамемнон", " Хоэфоры" (приносительницы возлияний) и " Евмениды". Содержание этой трилогии - судьба рода Атридов, в лице его самых славных представителей, Агамемнона и его сына Ореста. Перед Троянским походом Агамемнон приносит в жертву своему честолюбию свою дочь Ифигению; он достигает своей цели и возвращается на родину победителем, но здесь падает от руки своей жены Клитемнестры, действующей под влиянием жажды мести за смерть дочери и преступной любви к родственнику своего мужа, Эгисту. Малолетний сын Агамемнона, Орест, не был свидетелем этой расправы: он воспитывался вдали от родины. Когда он вырос, он обратился к Аполлону с вопросом, что ему делать; тот приказывает ему помнить прежде всего о долге мести. Повинуясь этому приказанию, Орест убивает мать, но этим навлекает на себя гнев Евменид, которые отныне не дают ему покоя. Он ищет убежища в Дельфах, в храме Аполлона; тот обещает ему не покидать его и велит обратиться к суду Афины. Преследуемый Евменидами, Орест бежит в Афины: сама богиня учреждает суд - позднейший Ареопаг, который оправдывает Ореста; умилостивлением оскорбленных Евменид кончается трилогия. По своему драматизму, трагедии этой трилогии - самые совершенные из всех произведений нашего поэта; по своему глубокомыслию они соперничают с " Прометеем", но имеют перед ним то преимущество, что на арене - не божественная, а человеческая среда. Божества участвуют в них лишь как представители нравственных принципов.
|