Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус лиц с двойным гражданством
Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств. Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство. Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. (в 2003 г. указом президента Туркменистана отменено двойное гражданство) Соглашения о двойном гражданстве 1958 г. Испании с Чили, в 1959 г. — с Перу и Парагваем; в 1968 г. — с Доминиканской республикой; 1960 г. - между Португалией и Бразилией. Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами». Подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел определенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния бипатризма. Что же касается законодательства Республики Беларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным гражданством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата гражданства Республики Беларусь «вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответствующих соглашений. Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на которые возлагалась регистрация утраты гражданства такими лицами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого государства). Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь». Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.
|