Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Но прежде чем люди выдумали бога по своему образу и подобию, они представляли его по образу и подобию животного, из которого образовались небо и земля.Стр 1 из 29Следующая ⇒
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Философия
Тема: Миф в современной культуре.
Вариант №3
Выполнила: ст.гр. БВЗ-1 Ильямова Э.Р. Руководитель: Профессор Истамгалин Рамиль Сафиевич
Оценка ____________________________________ Дата___________ Подпись ______________
Уфа, 2016. Содержание
1. Введение 2.1. Формы мифа. 2. Особенности мифологического сознания. 3. От мифологического сознания к научному. 4.Роль мифов в современной культуре. 5.Художественная, политическая, социальная мифология в ХХ веке. 6.Мифология и религия. 7.Миф и его сущность. Характеристика мифологии древних греков и римлян. Список литературы. Мифы - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея. Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном. Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений. С одной стороны, философия, психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл мифа; с другой стороны, в социологической литературе и политической публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается освободить сознание от всех мифов. Целью данной работы является рассмотрение мифа в современной культуре. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1.рассмотреть формы мифа; 2.изучить особенности мифологического сознания; 3.рассмотреть путь от мифологического сознания к научному; 4.рассмотреть роль мифов в современной культуре; 5.рассмотреть художественную, политическую и социальную мифологию в XХ веке
Формы мифа В зависимости от функций и сфер влияния можно выделить несколько форм бытования мифа в культуре: Древний, или архаический миф, - миф доклассового или традиционного общества. Исследователи сходятся на том, что древний миф репрезентирует специфику и характер мифологического мышления в наиболее полной, канонической форме. Формы архаического мифа - словесный, вещный, действенный. Новый миф, представляющий собой продукт нового времени, практически является переработкой древних мифов. Следующая группа мифов выделяется на основе функционирования в различных сферах культуры. К ним относятся, например, религиозные, социальные, художественные, политические мифы Низамеджинов Д.Н. Мифологическая культура. М., 2006.- С. 115.. Чтобы выяснить сущность мифа как феномена культуры, его роль на различных этапах эволюции человеческого общества, возьмём за основу наиболее раннюю форму мифа, а именно миф архаический, встроенный в социокультурные структуры доклассового общества. Из всех явлений культуры миф труднее всего поддается логическому анализу. На первый взгляд миф представляется просто хаосом - бесформенной массой бессвязных идей. Миф не теоретичен всамой своей сути, pro логика, если только он обладает таковою, бросает вызов эмпирико-научному сознанию. Наука делит мир на отдельные сферы, проводит различия между видами, родами или семействами. В мифическом мышлении самым сильным и глубоким импульсом является чувство единства с природой. Подход примитивного человека является не аналитическим, а синтетическим. Он не делит мир на классы и подклассы, различия являются для него текучими и преодолимыми. И это не объясняется неспособностью примитивного человека уловить эмпирические различия между предметами. Он обладает большими знаниями о животных и растениях, которые часто ускользают от цивилизованного человека, рисунки палеолита поражают своей натуралистической точностью. «Миф возник в первобытном обществе как интегральная форма духовного освоения мира и выступал как «нерасчлененная идеологическая первоматерия, из которой еще не успели выделиться наука и словесность, история и сага, религия и право, философия и теология...»Барт Р. Мифология. М.: ИНФРА-М, 2000.- С. 256.. Первобытный миф являлся синонимом первобытного общественного сознания, в котором не выкристаллизовались еще «формы» и «уровни» (различаемые исследователями в общественном сознании более поздних эпох) и для которого не существовало границ между объектом и субъектом, природным и социальным, рациональным и иррациональным, естественным и сверхъестественным. В своем непосредственном виде миф рождается и существует в первобытном обществе как освященная действием сверхъестественных сил история творения мира и человека. История, задающая нормы восприятия и поведения, критерии оценки и вместе с тем живая, т.е. воспроизводимая последующими поколениями через переживание мифа, через мнимое возвращение к первоистокам бытия»Ковалева Т.И. Миф и его альтернативы в культуре. М.: ИНФРА-М, 2004.- С. 26.. Первобытные мифы- это не просто сознание, но скорее целая культура, включающая материальную, в частности обрядовую культуру, бессознательное обобщение «на образном уровне духовно-материального опыта жизнедеятельности многих поколений. Образы мифа - ни в коем случае не аллегории. Но они также отнюдь не являются тщательно выбранным одеянием, в которое облечена абстрактная мысль; Образность не отделима от мысли. Она представляет собой ту форму, в которой было осознано впечатление. Иррациональный аспект мифа станет особенно ясен, если мы вспомним, что древние не удовлетворились простым пересказом своих мифов как несущих информацию историй. Они драматизировали мифы, видя в них особую силу, эффективность которой можно было повысить декламацией. Святое причастие - хорошо известный пример драматизации мифа. Другой пример можно найти в Вавилонии. Каждый раз во время новогоднего праздника вавилоняне разыгрывали одержанную Мардухом победу над силами хаоса в первый день Нового года, когда был создан мир. На ежегодном празднике декламировался эпос о сотворении мира. Вавилоняне рассматривали свою историю сотворения мира не как удовлетворительное с рациональной точки зрения описание того, как возник мир. Древний человек не придумывал ответы, для него ответ открывался в результате его взаимоотношений с природой. Поэтому представлялось разумным, чтобы человек каждый год в решающий поворотный пункт года объявлял о знании, делимом им с природными силами с тем, чтобы в очередной раз облечь их могущественной истиной этого знания. Жизненный мир человека изначально имеет символическую природу. Механизм социализации древнего человека в немалой степени был связан с усвоением знаковых символических форм. В символах концентрируется реальность, в которой присутствует глубочайшая сущность мираСаровская И.Г. Мифология. СПб: Питер, 2004. -С. 65.. Слово - это единственный источник наших знаний о мифе, это то средство, которое помогло нам не забыть древнюю мудрость былых поколений. В мифологии имеется много сказаний, повествующих о построении космоса, о миротворении. Большинство мифов, сообщает М.И. Шахнович, возникло у разных племен и народов самостоятельно, а поэтому, разнообразно и по содержанию, и по форме. На космологические сказания сильно сказываются занятия, жизнь и быт людей, история народа становится составляющей частью мифа. У некоторых народов нет понятия о начале мира в целом, нет идеи миротворения., как, например, у коренных жителей Австралии. Они считают, что земля существовала всегда, но имела другой вид: она была покрыта водой, которая позже ушла, освободив поверхность земли. Также нет таких мифов у папуасов Новой Гвинеи и у наименее культурных племен Южной Америки. В африканских мифах небо и земля существовали издавна. Одни мифы гласят, что земля сначала была мягкой, другие - что пустынной, без воды, и пребывала в темноте. Элиаде.М. Мифы и предания. - М.: ЮНИТИ, 2002-С.114. Народные занятия прочно вошли в структуру представлений о мире. Например, некоторые скотоводческие народы Сибири верят в то, что их предки создали землю, разъезжая по небу на оленях, предания других гласят, что во время сотворения земли белый небожитель скакал в облаках на лошади. В старину некоторые славянские племена-земледельцы верили, что земля образовалась в результате деятельности бога-сеятеля: “взял бог песок и насеял всю землю с травами и лесами”. Но прежде чем люди выдумали бога по своему образу и подобию, они представляли его по образу и подобию животного, из которого образовались небо и земля. Во многих мифах боги для создания мира пользовались трупом своего противника. В древневавилонском сказании бог Мардук использовал для этой цели тело чудовища Тиамат. На Руси в “Стихе о голубиной книге” сказано, что солнце красное родилось от лица божьего, светел месяц - от белой груди божьей, зори белые - от очей господних, ветры буйные - от дыхания, дождик и росы - от его слез. Наука постепенно распутала клубок представлений, содержащихся в космологических мифах. Она установила, что в наиболее древнейших из них демиурги - преимущественно птицы. Объясняется это тем, что в их образах когда-то олицетворялось небо, солнце, луна и звезды. При взгляде вверх люди видели необъятное небо, сияющее солнце, облака, плывущие по небу, птиц, летящих ввысь. Все, что находилось как небо и, возможно, обозначалось одним словом, которое означало птицу. Поэтому на древнеегипетских, вавилонских, хеттских и древнесирийских памятниках солнце изображалось в виде диска с крыльями. В древнем Египте верили, что бог Солнца Ра, из которого родились небо и земля, вышел из яйца в виде птицы. Там отождествляли бога Тора с соколом, Осириса изображали с головой коршуна. В индейских мифах бог Солнца Вишну имеет постоянного спутника - птицу с золотыми крыльями, бог огня Агни часто обращается в голубя. Задатки дуалистического мифа о птицах обнаружены уже у некоторых австралийских племен. Оба брата - орел или ворона, сойка или цапля, ведут между собой ожесточенную борьбу из-за женщин. Орел с помощью колдовства создает землю, деревья, людей и зверей, а сойка - моря, реки, озера, рыбу.
|