Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Знакомство Григория со школой ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Иван Иванович с Гришкой появились в школе согласно назначенному времени. Встретила их Мария Степановна – директор школы, в прошлом учитель математики. Она провела их в один свободный класс и предложила сесть за парты. Гришка сел и стал рассматривать класс. «Ну, давай, мальчик, знакомиться с тобой. Покажи мне свой дневник, тетради. Я просмотрю немного», - проговорил директор школы. Просматривая аккуратные ежедневные записи в тетрадях, оценки в дневнике за весь учебный год, Мария Степановна слегка кивнула головой и посмотрела на Гришку и Ивана Ивановича, затем сказала: «Хорошие оценки. Отличный почерк, аккуратность. Сейчас решим уравнение», - и позвала Гришку к доске. Гришка вспомнил, что такое уравнение ему приходилось решать в своем классе. Он быстро решил это уравнение и для наглядности ответ подчеркнул мелом жирной чертой. Мария Степановна еще написала одно уравнение и спросила Гришку: «Что это за уравнение?» «Это уравнение прямой, проходящей параллельно оси игрек на расстоянии…» - без решения ответил Гришка. «А ты сможешь показать это графически?» - и подала мелок Гришке. Гришка на доске красиво показал решение этого уравнения. В это время в глас заглянул, видимо, учитель, чтобы что-то спросить у директора. «Зинаида Дмитриевна! Зайдите сюда. На минутку. Вот, новичок у нас появился, и будет заканчивать школу нашего села. Задайте ему вопросик из своего предмета», - попросила Мария Степановна. «Значит, пополнение будет в моем классе», - сказала учитель географии. «Какое озеро в мире считается самым глубоким и где оно находится?» - задала вопрос Зинаида Дмитриевна. Григорий внимательно осмотрел класс. Зинаида Дмитриевна и директор поняли, что он ищет карту или, в крайнем случае, глобус. Ни найдя ни того, ни другого, Гришка ответил: «Самое глубокое озеро – это Байкал. Оно имеет неровную поверхность дна и в некоторых местах глубина превышает одну тысячу шестьсот метров. В Байкал впадает около пятисот рек, а берет из него начало река Ангара. Вода в этом озере самая чистая и используется в лечебных целях». Он хотел еще добавить о размерах Байкала, но Зинаида Дмитриевна остановила его. Мария Степановна и Зинаида Дмитриевна остались ответом довольны и еще раз внимательно с ног до головы осмотрели Гришку. «Твой любимый предмет?» - спросила директор школы. «География и рисование», - ответил Гришка. Мария Степановна посмотрела на учителя географии и улыбнулась. Улыбнулась и Зинаида Дмитриевна. «Повезло вам, Зинаида Дмитриевна! Теперь стенгазета в вашем классе будет выходить регулярно и красочно в оформлении», - подвела итог встречи и разговора директор школы и посмотрела на улыбающегося, доброго человека – однокашника по школьной парте – Ивана Ивановича Пчелкина. «Завтра, Гриша Капустин, будь в классе. Смена старших классов начинается во вторую смену. Зинаида Дмитриевна – ваш классный руководитель. Она ознакомит тебя со своим классом, с будущими школьными товарищами. До свидания!» - и Мария Степановна вышла из класса и направилась в свой рабочий кабинет. Григорий вышел в коридор и остановился, где висело расписание уроков седьмого класса. Немного спустя подошел дядя Ваня и с довольной улыбкой произнес: «Умница ты, Гришка! Я очень доволен твоими решениями уравнений и ответами по географии. Остались довольны и учителя», - сказал Иван Иванович по дороге к дому. Радовался и Гришка. Уже на подходе к дому он подумал; «Начинается моя новая жизнь на Севере с новыми людьми, очень похожими на моих родителей. Я буду продолжать учебу, так что все складывается хорошо. А что на душе у моих родителей? Записку, конечно, мать обнаружила, и прочитали ее вместе с отцом. Что думают обо мне?!» С этими словами он поднялся на веранду и вошел в дом…
Как только вошел в избу хозяин дома, так сразу обратился к жене: «Давай, Лидочка, делай хороший ужин. Повод есть! Наш Гришка зачислен в седьмой класс. Он блестяще ответил на все вопросы учителей и завтра пойдет в школу. Давай, торопись накрыть стол. И что-нибудь к столу вкусненькое!» «Ваня! Не забывай, что сегодня день недели – среда, постный день. Все приготовила, только блюда будут без мясного», - проговорила Лида. После ужина Гришка прошел в свою спальню. И стал готовиться к урокам на завтра. Перебирая тетради, он обратил внимание на учебники, которых у него нет. «Завтра приду пораньше и загляну в школьную библиотеку. Почему я сегодня при встрече не спросил у Зинаиды Дмитриевны по поводу учебников? Если в библиотеке их не будет, то попрошу у кого-нибудь их учащихся своего класса», - так рассудил Гришка и посмотрел на новенький бушлат, что подарил ему дядя Ваня. «Ты еще не ложишься в постель? Вот тебе еще для школы рубаха, жакет, ботинки. Примеряй и завтра надевай все эти обновки. Для меня стали маловаты, а тебе будут впору (подойдут). Бери, бери и примеряй!» - сказал Иван Иванович и закрыл за собой дверь комнаты Гришки. Гришка некоторое время стоял в растерянности. «Какие хорошие вещи дарят мне эти хозяева!» - подумал Гришка и стал примерять их на себя. А когда надел рубаху, жакет, ботинки, затем и бушлат, то открыл дверь и вошел на кухню, чтобы представиться дяде Ване и тете Лиде. Увидев одетого и хорошо причесанного Гришку, хозяева вышли из-за стола и с нескрываемой радостью стали его рассматривать. «Ну вот, все по уму – разуму. Очень прилично! Да! А картуз? Лида! Достань мою фуражку праздничную. Давай, давай!», - скомандовал хозяин. Гришка шел в школу необыкновенно нарядным, шел не спеша, ибо запас времени до начала уроков у него имелся. По дороге, обгоняя его, спешили старшеклассники и, оборачиваясь, посматривали на незнакомца. А когда подошел к входу в школу, то в дверях его поджидала Зинаида Дмитриевна. Она удивилась его нарядности, скромности и указала на раздевалку. Проходя по коридору, мальчишки и девчонки разглядывали новичка, еще не зная в какой класс он заявится. Когда Гришка разделся и пригладил сои густые волосы ладошкой и только тогда подошел к классному руководителю, ведь Зинаида Дмитриевна должна представить его своему классу. «Дорогие мои ученики! В наш класс принят новичок из другой школы Капустин Гриша. Он вместе с вами будет заканчивать седьмой класс. Прошу вести с ним дружбу, а если нужна будет помощь в учебе – окажите. Это ваш долг», - с этими словами она представила Гришку перед всем классом и указала ему место за партой. Все мальчишки и девчонки переглянулись, посмотрели друг на друга, на новичка и заулыбались. Кто – то хихикнул. «Капуста к нам прибыла», - вслух сказал один из мальчишек и с усмешкой посмотрел на Гришку. Гришка резко обернулся и строго пронзил своим взглядом этого говоруна, затем молча сел за парту и стал доставать тетради. На перемене из класса Гришка не выходил, считая время отдыха совместить с просмотром будущего урока. Его удивило то, что сегодня все уроки и их материал ему знакомы. В конце уроков по закреплению материала учитель спрашивал Капустина, то Гришка отвечал так, как бы выученный материал. Многие учащиеся были в восторге от новичка. Одна девочка шепотом поведала подруге: «Во! Шпарит, как зарубежку выучил. Здорово! И приятно слушать. Математику, видимо, знает на «пятерку». С ним надо дружить, он поможет нам в решении контрольных задач». И вот раздался звонок окончания последнего урока. В классе стало шумно, ибо каждый спешил собраться и быстрей пойти к раздевалке. Не спешил только Гришка. Он вышел из класса и направился в библиотечный зал, чтобы убедиться в наличии нужных для него учебников. Узнав в библиотеке, что можно пользоваться учебниками не только в зале, но и брать их домой. Гришка очень радо был этому виду обслуживания. Он отобрал нужные для себя учебники, затем связал их в «стопку» и направился к выходу. «После экзаменов обязательно вернуть все учебники в чистоте и целостности», - сказала библиотекарь. «С багажом из школы, Гриша? Молодец!», - заметила Зинаида Дмитриевна. Ее добрая и удивительная улыбка, ласковый взгляд и приятная разговорная речь очень понравились Гришке.
Тетя Лида, поглядывала в окно, спешила к приходу Гришки приготовить ужин. Она не заметила, как на пороге избы появился с «багажом» Гришка. Он прошел в свою комнатку, разделся и стал просматривать учебники, необходимые для уроков на завтра. Но тут услышал «команду» дяди Вани: «Гришка! Пора приступить к ужину. Тетя Лида к моему отъезду приготовила мое любимое блюдо – вареники с брусникой». И тут Гришка вспомнил, что у дяди Вани срок отдыха истек, и завтра ему приступать к работе. Опять напряженная работа, ведь вести длиннющий состав с лесом (кругляк), брусом далеко на юг. Где – то в глубинке России ждут этот ценный груз и доставить его на назначенный полустанок Иван Иванович обязан во время. А на обратную дорогу для него подготовлен другой груз, платформы, которых загруженными кранами, металлическими конструкциями мостов и находятся на запасном пути (в тупике). Как быстро пролетело его время отдыха и мои пятидневные занятия в школе!
После отъезда хозяина дома на вахту, Гришка взял все заботы по дому на себя. Он полностью освободил тетю Лиду от всех домашних дел. Заноска воды в дом и в баню, чистка для коровника и курятника, заготовка сена для коровки и теленочка, пойка их тепленьким, с добавкой молочка, пойлом, растопка по просьбе тети Лиды баньки и, наконец, подготовка уроков - все успевал проделать Гришка. Ему очень нравилась эта работа, он чувствовал себя мужчиной в доме. Особенно доставляла ему радость в растопке бани, когда он открывал дверцу топки печи и подолгу смотрел на пламя огня от березовых и сосновых поленьев, то вспоминал своих родителей, Ульяну. И неудивительно. В свободное от занятий время он по памяти решил нарисовать (написать) портрет своей «обидчицы». Гришка до малейших деталей старался вспомнить ее глаза, брови, овальное лицо, нос, подбородок, улыбку, с показавшимся изо рта белыми зубками. А упругая грудь, фигура, обувь, длинная коса темных волос – это яснее «вырисовалось» в памяти, отчетливее. «Буду пробовать писать вначале портрет лица», - так подумал Гришка, взявшись за карандаш, стал наносить и поправлять контурные линии будущего портрета
На подходе просматривалась последняя неделя учебы, последний звонок учебного года. Классный руководитель Зинаида Дмитриевна поручила Гришке оформить последнюю классную стенгазету, а одной из девчонок – набор публикаций, заметок. На другой день стенгазета была в готовности и ждала своего часа на просмотр, чтение и обсуждение. Гришка вспомнил свой первый приход в класс, когда один из мальчишек надсмеялся над фамилией Капустин. Вот здесь в стенгазете в колонке «юмор, смех» Гришка изобразил того мальчишку, кто насмешливо посмеялся над ним. Мальчишка, с фамилией Птичкин, был нарисован с распушенными волосами, с желтым ротиком и с широким приплюснутым носом со словами: «Пташечка! Не пытайся взлетать, ведь твои крылышки еще не оперились и тебе грозит падение" … Стенгазета вцелом была очень красочно оформлена, а последняя колонка – особенно. Читал ее весь класс по нескольку раз с улыбками, указывая пальцем на Тимофея Птичкина. Тот подойти к «редактору» стенгазеты не решился, ибо чувствовал себя перед ним виноватым…
|