Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологический мониторинг
Является мерой правовой охраны окружающей среды, функцией гос. управления и правовым институтом.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ – система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окр. среды и её изменения.
Цели экологического мониторинга (ст. 63 ФЗ «Об охране окр. среды»): 1. наблюдение за состоянием окр. среды; 2. обеспечение потребностей гос-ва, физ. и юр. лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окр. среды; Также целями являются: 3. определение источников и причин негативных изменений в окружающей среде; 4. прогнозирование изменений в окружающей среде и их возможных последствий.
Объекты экологического мониторинга: - окружающая среда; - отдельные природные компоненты
Виды экологического мониторинга по объекту: 1) мониторинг окружающей среды (глава X ФЗ «Об охране окр. среды», Постановление Правительства от 09.08.2013 N 681, Положение о гос. мониторинге, состоянии и загрязнении окр. среды – Пост. Правительства N 477); 2) мониторинг земель (ст. 67 ЗК РФ); 3) мониторинг атмосферного воздуха (ст. 23 ФЗ «Об охране..воздуха»); 4) мониторинг водных объектов (ст. 30 ВК РФ); 5) мониторинг водных биоресурсов (ст. 42 ФЗ «О рыболовстве»); 6) мониторинг объектов животного мира (ст. 15 ФЗ «О животном мире»); 7) мониторинг охотничьих ресурсов (ст. 36 ФЗ «Об охоте»); 8) гос. эк. мониторинг внутренних морских вод и территориального моря (ст. 36 ФЗ «О внутренних морских водах…»); 9) лесопатологический мониторинг (ст. 56 ЛК РФ); 10) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (ст. 53.2. ЛК РФ); 11) гос. мониторинг состояния недр (ст. 36.2. Закона «О недрах»); 12) гос. мониторинг радиационной безопасности (ст. 21 ФЗ «Об использовании атомной энергии»); 13) гос. экологический мониторинг озера Байкал (ст. 20 ФЗ «Об охране озера Байкал»).
Виды в зависимости от территории: 1) глобальный (международный уровень); 2) общегосударственный; 3) региональный; 4) локальный; 5*) внутрипроизводственный (негосударственный, для атомных предприятий).
Виды по времени проведения: 1) базовый – отражает первоначальные данные о природном объекте; 2) периодический – раз в 3 года; 3) оперативный/внеплановый.
Задачи экологического мониторинга: 1. организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями состояния окружающей среды и районов расположения источников антропогенного воздействия; 2. оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, и выработка рекомендаций по их предотвращению; 3. информационное обеспечение органов власти о фактическом состоянии окружающей среды; 4. формирование гос. инф. ресурсов о состоянии окр. среды (гос. фонд данных государственного экологического мониторинга, экологические кадастры и реестры); 5. обеспечение участия РФ в международных системах экологического мониторинга;
Субъекты экологического мониторинга: (Пост. Правительства РФ 06.06.2013 N 477) Фед. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, взаимодействует с различными фед. органами; 1) По вопросами мониторинга заповедников, нац. парков, создания фонда данных гос. эк. мониторинга – с Минприродой РФ. 2) По вопросам парниковых газов: - с Минэкономразвития - с Минприродой - с Министерством промышленности и торговли РФ - с Минэнерго - с Минтрансом - с Министерством с/х - c Минрегионразвития - с фед. службой гос. статистики 3) По вопросам прогнозирования ЧС: с Министерством по делам ГО; 4) По вопросам земель с/х назначения: с Минсельхозом 5) По мониторингу атмосферного воздуха и результатам производственного контроля и гос. надзора – с фед. службой по надзору в сфере природопользования 6) По мониторингу земель – с Росреестром; 7) По состоянию атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, почв, при проведении социально-гигиенического мониторинга – с фед. службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и с федеральным медико-биологическим агентством 8) По мониторингу водных объектов – с фед. агентством водных ресурсов; 9) По мониторингу водных биологических ресурсов – с фед. агентством по рыболовству 10) По мониторингу состояния недр – с фед. агентством по недропользованию 11) По мониторингу лесов – с фед. агентством лесного хозяйства.
Гос. кадастровый учёт природных объектов
Осуществляется в целях получения достоверных сведений о состоянии природных компонентов, их качественных и количественных характеристиках. Служит обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды.
Гос. кадастр природных объектов – систематизированный свод документированных сведений о качественных и количественных характеристиках природного объекта, информации о собственниках и пользователях.
Виды кадастров определяются по объектам: 1. Гос. кадастр объектов недвижимости (кадастровый учёт земельных участков); 2. Гос. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30-32 Закона «О недрах», ведёт фед. агентство по недропользованию): - отражает сведения по каждому месторождению, характеристику кол- ва и качества основных и совместно залегающих полезных ископаемых, горно-технические, гидрологические, экологические и иные условия разработки месторождения, их экономическая оценка. 3. Гос. лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ) – ведёт фед. агентство лесного хозяйства; отражает сведения о правовом режиме лесного фонда: о видах лесов и категориях защищённости, о качественном, количественном состоянии лесов; информация о лесопользовании и лесопользователях, об охранных (пожары, браконьеры) и защитных (борьба с вредителями) мероприятиях; экономическая оценка леса. Приказ Рослесхоза от 15.02.2012 N 54 «Об утверждении форм ведения гос. лесного реестра» Приказ Рослесхоза от 30.05.2011 N 194 «О порядке ведения гос. лесного реестра» 4. Гос. водный реестр (ст. 31 ВК РФ) - ведёт фед. агентство водных ресурсов отражает сведения о водных объектах, об их водных ресурсах, о водопользовании и пользователях, о природоохранных мероприятиях. Постановление П. РФ от 28.04.2007 г. «О порядке ведения гос. водного реестра» N 253 5. Гос. кадастр объектов животного мира (ст. 14 ФЗ «О животном мире» и Приказ Минприроды от 22.12.2011 N 963 «Об утверждении порядка ведения гос. учёта гос. кадастра и гос. мониторинга объектов животного мира») Отражает сведения о географическом распространении объектов животного мира, их численности; характеристика среды обитания, информация о хозяйственном использовании. Ведёт фед. служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В РФ также ведётся рыбохозяйственный реестр фед. агентством по рыболовству на основании Пост. П. РФ от 12.08.08 N 601 «О гос. рыбохозяйственном реестре» и охотхозяйственный реестр (Приказ Минприроды от 06.09.2010 N 345) В качестве самостоятельного кадастра в науке экологического права называется Красная книга. 6. Гос. кадастр отходов (ст. 20 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды от 30.09.2011 N 792) 7. Гос. кадастр особо охраняемых природных территорий (Приказ Минприроды от 19.03.2012 N 69 и какая-то статья)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ЭК. ЭКСПЕРТИЗА – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта эк. экспертизы в хоз. и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окр. среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окр. среду. (ст. 1 ФЗ «Об эк. экспертизе»)
Виды экспертизы: 1. государственная – проводят должностные лица органов спец. компетенции; носит обязательный характер в случаях, предусмотренных законом. 2. общественная – проводится до или одновременно с гос. эк. экспертизой; её результаты не имеют юр. силы, рекомендательна.
Принципы экспертизы (ст. 3 ФЗ): 1) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; 2) обязательность проведения гос. эк. экспертизы до принятия решения о реализации объектов (объекты см. в ФЗ); 3) комплексность оценки воздействия на окр. среду – учёт всех экологических взаимосвязей; 4) обязательность учёта требований экологической безопасности; 5) достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую экспертизу; 6) независимость экспертов; 7) научная обоснованность, объективность и законность заключения эк. экспертизы; 8) принцип гласности, участие общественных организаций и учёт общественного мнения; 9) принцип юр. ответственности участников эк. экспертизы (ст. 30 ФЗ устанавливает виды нарушений законодательства об эк. экспертизе);
Объекты гос. эк. экспертизы закреплены в ст. 11 (фед. уровня) и 12 (рег. уровня) названного ФЗ.
Итоговым документов эк. экспертизы является заключение, которое может быть положительным или отрицательным; а также документы согласования органов гос. надзора и материалы обсуждения объекта гос. эк. экспертизы с гражданами и общественными организациями.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ – независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хоз. и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окр. среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. (ст. 1 ФЗ «Об охране окр. среды») На территории РФ может осуществляться как обязательный, так и добровольный аудит.
О порядке проведения практических работ по ведению экологического аудирования в РФ работает Приказ Госкомэкологии от 16.07.1998 г. - смотри сам.
Эк. аудит на территории РФ является инструментом, позволяющим: - существенно снизить затратность производств в части платежей за негативное вредное воздействие на окр. среду, - реконструировать и модернизировать предприятия и очистные сооружения с целью снижения уровня негативного воздействия на окр. среду
Задачи эк. аудита: 1) оптимизация финансовых затрат предприятия с учётом эк. факторов; 2) минимизация рисков получения штрафов при проведении эк. мониторинга и иных проверок; 3) оптимизация порядка расчёта и внесения платы за негативное воздействие на окр. среду с целью избежать установления повышающих коэффициентов; 4) предупреждение случаев возникновения экологического ущерба; 5) переход на международные стандарты и процедуры эк. управления; 6) снижение негативного воздействия на окр. среду; 7) реализация принципа «наилучшие доступные технологии без чрезмерных затрат»; 8) повышение финансовых льгот, субсидий, кредитов для обоснования инвестиций.
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
|