![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпоха свинга
К началу 30-х годов американцы оказались в состоянии экономического кризиса. Этот кризис 1929 года привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, как продолжающих традиционную линию (диксиленды, чикагское направление), так и многих оркестров раннеджазовой эпохи. На плаву остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Следующий важный шаг в стилевом развитии был сделан в первой половине 30-х годов, причем сделали его, на первых порах, белые музыканты. В музыке не произошло никакой революции, это был эволюционный процесс. Известная в кругу негритянских джазменов музыка была вычищена, приглажена и подана под новым названием " свинг" (англ. " качание"). Так менеджеры пытались избавиться от несущего определенный негативный (в социальном смысле) оттенок жаргонного словечка " джаз". Одной из главных форм воплощения стиля " свинг" стала импровизация солиста на фоне подготовленного и достаточно сложного аккомпанемента. Этот стиль требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. Главная форма такого музицирования - большие оркестры или биг-бэнды, получившие невероятную популярность среди широкой публики во второй половине 30-х годов. Состав оркестра постепенно приобрел стандартную форму. Он включал в себя от 10 до 20 человек. Наиболее характерный его инструментарий: 3 - 5 труб, 3 - 5 тромбонов, группа саксофонов, включающая кларнет, и ритм-секция, состоящая из фортепиано, гитары, струнного баса и ударных инструментов. (14 видео - ранний биг-бэндовый джаз - оркестр Чика Уэбба, 1931, " Blues In My Heart") Развитие биг-бэндов соответствует и переходу от линейного к гармоническому музицированию в джазе (от горизонтального к вертикальному, в связи с чем появилась и новая профессия аранжировщика). Т.е. отдельные голоса трех инструментов в традиционном джазовом стиле большой свинговый бэнд заменяет целым набором инструментов, где каждый из них имеет различный и вполне определеннный музыкальный голос (играет свою партию), но здесь в групповой форме эти инструменты выполняют такую работу, которая прежде проводилась всего лишь тремя отдельными инструментами на мелодической, а не гармонической основе. Для свингового биг-бэнда характерно массивное и полное звучание, часто применяется унисон, а также перекличка групп оркестра (антифон). Один из признаков, отличающих музыку традиционного джаза от музыки свинга, имеет ритмическую природу. Если в традиционном джазе музыканты использовали двухдольную ритмику (" ту-бит"), то в конце 20-х годов в Гарлеме и в Канзас-Сити появляется новая манера игры с использованием четырех равнозначных ударов в такте, получившая название (" фоур-бит"). (15 видео - ранний свинг - оркестр Флетчера Хендерсона, февраль 1931, " My Pretty Girl") Писатель и критик Барри Уланов в своей известной книге " История джаза в Америке" (1952) приводит, например, любопытные высказывания видных джазменов о свинге, этом важнейшем элементе джазового музицирования. Бенни Гудмен: " Свинг - это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе". Джон Хэммонд: " 0ркестр свингует, если его коллективная интерпретация ритмически интегрирована". Джин Крупа: " Полная и вдохновенная свобода ритмической интерпретации". Гленн Миллер: " Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим". Чик Уэбб: " Неизменный темп, вызывающий ощущение легкости и расслабления, так что кажется, будто плывешь". Элла Фитцджералд: " Нечто неопределенное, излучаемое в виде пульса, имеющегося только у хорошего оркестра. При этом вы просто свингуете - и все! ". Но наверняка проще всего об этом сказал великий Луис Армстронг: " Свинг - это то, чем в моем понимании является настоящий ритм". Уникальная разновидность свинга, свойственная Армстронгу - свингует не столько оркестр, сколько сама его труба и даже голос! (16 видео - Луи Армстронг, 1936 " Скелет в шкафу" (из кинофильма " Pennies From Heaven")
|