Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурные связи Древней Руси и меценатство
О широких культурных связях Древней Руси ХІ-ХІІ ст. мы можем узнать из побочных данных. Французский средневековый эпос часто вспоминает " прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и замечательные кольчуги, которые у нас делали уже в IX ст., тогда как в Западной Европе их начали производить только в XII ст. Кольчуги русичей были предметом широкого экспорта и пользовались широким спросом в Европе. О Руси, как сказочной и могущественной стране, говорят и скандинавские саги. Монах Теофил, который жил в ХІ-ХІІ ст., в своем трактате " О разных ремеслах" ставит Киевскую Русь за развитием ремесел на второе место непосредственно после наиболее культурной страны тогдашней Европы - Византии - и впереди таких стран, как Германия и Италия. О многом нам говорят и династические связи князей. Сестра Ярослава Мудрого состояла в браке с польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава. Второй сын Ярослава состоял в браке с сестрой трирского епископа Бухардта. Два других сына Ярослава состояли в браке - один из дочерью Леопольда, графа Штаденского, а второй - с дочерью саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Анна была женой короля Франции Генриха II. После смерти мужа она вступила в брак с графом где Креси, а после смерти графа жила у своего сына - французского короля Филипа - и одно время правила Францией. С именем Анны во Франции связано немало культурных начинаний. Вторая дочь Ярослава - Елизавета была женой знаменитого викинга Гарольда Смелого - в будущем королем Норвегии. Слава о его военных походах гремела по всей Европе. Погиб он в Англии. Гарольд был рыцарем, поэтому, упрямо и долго добивался руки и сердца Елизаветы, и составил в ее честь песню. Любая из 16 строф песни, которая рассказывала, правда, о подвигах Гарольда, заканчивалась словами: " Только русская дива с золотой гривной пренебрегает мной". На фресках св. Софии в Киеве еще и до сих пор Елизавету можно узнать среди других дочерей Ярослава по этой самой золотой гривне на шее. Династические связи князей Древней Руси с многими наиболее знатными и владетельными властителями Европы сохранились и после Ярослава. Внучка Ярослава - Евпраксия Всеволодовна - состояла в браке с германским императором Генрихом IV. Дочь киевского князя Святополка - Предслава - стала женой венгерского королевича, а венгерский король Коломан был мужем дочери Владимира Мономаха - Євфимии. Сам Владимир Мономах за жену взял себе дочь последнего англосаксонского короля Гарольда, разбитого Вильгельмом Завоевателем в знаменитой битве при Гастингсе. Сын Мономаха - Мстислав - носил второе имя, англосаксонское - Гарольд в честь своего деда, трагическая судьба которого напоминала и Мономаху, и Мстиславу Великому о необходимости общего сопротивления врагам Древней Руси. Широкие династические связи Руси сохранились и в XII ст. с Византией, Венгрией, Северным Кавказом. Киев принимал посольства Византии и Германии, Польши и Венгрии, Римского Папы и послов Востока. Купцы русичей постоянно появлялись в Константинополе, в Кракове, в Праге. В Регенсбурге - важнейшем центре торговли Германии с Русью, существовала даже особая корпорация купцов-" русариев", то есть тех, кто торговал с Киевом. Вот почему киевский митрополит Иларион в своей знаменитой проповеди " Слово о законе и благодати", произнесенное им в храме св. Софии в присутствии Ярослава Мудрого и его окружения, мог сказать о Руси, что она " ведома и слышима во всех концах земли", а киевский летописец в конце XI ст., утешая своих современников, которые пережили страшный половецкий набег, записал: " Да никто не дерзнет сказать, что мы ненавидимы Богом. Ибо кого, как не нас, так любит Бог... кого так вознес? Никого! ". По примеру византийской знати, которая занималась меценатством, русские князья тоже регулярно осуществляли благотворительные акции, направленные на развитие науки, культуры и искусства. Феодалы не только владели землями и эксплуатировали крестьян. Они сконцентрировали в своих руках огромные материальные средства и делали возможным осуществление крайне дорогих мероприятий - от огромных храмов и княжеских хором до великолепно украшенных рукописей и дорогих ювелирных изделий. Феодалы выступали, в основном, как заказчики, работодатели и требовательные идеологические руководители. А исполнителями их заказов были ремесленники городов и сел. Наиболее распространенным на Руси в то время было право " подавание" или " поданне" на строительство церкви. Так, широко известна фреска, на которой изображен кн. Ярослав Мудрый с моделью церкви в руке. В те времена по всей Европе так изображали донатора (лат. - дарителя, подателя), строителя храма в значении ктитора (опекуна имущества, которое он подарил церкви), заказчика или другого произведения искусства. Также кн. Ярослав Мудрый был известным покровителем искусства и науки. В этом случае, наверное, можно говорить о том, что меценатство начинает приобретать формальное значения государственного заступничества в виде учреждения библиотек, школ, широкого поощрения в переписывании книг, летописей и т.п.. Заключение
Русь как государство формировалось и развивалось на полиэтнической основе, в ее состав входили и неславянские племена. Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру, сказавшись на этнических и этнографических особенностях давнего населения ряда территорий Украины. Тем не менее, культура Древней Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в общественной жизни (возникновение государства, формирование древнерусской народности и т.п.) привели к качественным сдвигам в развитии культуры, в результате чего она за сравнительно короткий исторический промежуток времени достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре. Тесное взаимодействие народной культуры и культуры княжеских сословий, объединяющая их идея единства и могущества Руси, общее чувство патриотизма предоставляли всей культуре общенародный характер и высокою жизнеспособность. Высокий взлет культуры Древней Руси был обусловлен существенными сдвигами в разных сферах общественной жизни - развитием феодальных отношений; становлением древнерусской государственности; обособлением ремесла от сельского хозяйства; возникновением городов; оживлением торговли; активизацией и расширением международных контактов; внедрением христианства и др. Новые явления и процессы в древнерусской культуре - это не только суммарное следствие действия общественных сил и факторов, а и активный самостоятельный фактор влияния на разные сферы жизни, то есть культура вместе с тем выступает и как объект, и как субъект исторического развития. Феномену культуры Древней Руси присущи такие характерные особенности: 1. Доминирующее влияние христианской религии на развитие материальной и духовной культуры. Церковь стала своеобразным центром, в котором органически синтезировались произведения мастеров разных культурных сфер - архитектуры, живописи, музыки, скульптуры, литературы. Равно как православная религия была поставлена на службу государству, культура должна была служить церкви, свидетельством чего есть абсолютное доминирование в искусстве библейских сюжетов, в литературе - религиозной проблематики, в архитектуре – культовых сооружений. В княжескую пору именно церковь становится одним из наиболее доступных мест удовлетворения эстетичных потребностей народа 2. Заимствование и творческое переосмысление византийских традиций, знаний и канонов. Христианство, предоставив импульс государствотворения и культурным процессам на Руси, оказывало содействие распространению византийского влияния в разных сферах общественной жизни и в культуре, в частности, это было в особенности чувствительно в начале христианизации. В этот период древнерусская литература развивается в рамках византийских канонов, которые определяли жанры (жития, проповеди, поучение) и сдержанную стилевую манеру изложения. Иконопись, наследуя византийские образцы, отличается абстрактностью и статичностью. В архитектуре приобретает распространение византийский стиль зодчества, заимствуется техника каменной и каменной кладки, проникается опыт создания фресок и мозаик. 3. Существование на Руси дохристианской культурной среды – базы для создания местной самобытной культуры. Конечно, роль византийского влияния на развитие культуры Руси была значительной, но не решающей, поскольку все византийское в процессе " ослов'янення" творчески переосмысливалось, качественно видоизменялось под влиянием местных традиций. 4. Форсированный подъем культуры, появление новых культурных явлений. Возникновение и становление Древнерусского государства оказывало содействие заметной культурной поступи восточных славян, обогащению новыми достижениями. Использованная литература
1. Костомаров Н. И. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Т.1. – Москва., 2006 г. 2. Соловьев С. М. «История России с древнейших времен». – Москва., 2006 г. 3. Златоструй. Древняя Русь Х-XIII веков. - М., 1990. 4. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М., 1982. 5. Карамзин Н. М. «История государства Российского». – Москва., 1992 г. 6. «Памятники литературы Древней Руси. XIII в.» \ пер. Д.С. Лихачева – Москва., 1981 г. 7. Любимов Л. Д. «Искусство Древней Руси». – Москва., 1981 г.; 8. Ключеский В. О. «Курс русской истории». В 9 тт. Т. 1. – Москва., 1987 год.
|