Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы измерения структурных сдвигов и конкуренции на рынке услуг и средств связи
Для установления рыночной структуры, анализа структурных сдвигов и характеристики рынка услуг и средств связи применяют простые и комбинационные группировки и таблицы, индексный и структурный методы, распределение Лоренца, Парето. Под рыночной структурой понимают совокупность разнообразных рынков, сегментированных по производственному или потребительскому признакам. В секторе потребительского рынка показатели рыночной структуры (доли рынка) рассчитываются по группам пользователей в разрезе видов потребляемых услуг связи. В секторе производственного рынка показатели рыночной структуры исчисляются по объему продаж (доходам от реализации) услуг связи, которые производит конкретный оператор. Первый аспект изучения структурных сдвигов на рынке услуг связи характеризует структуру и уровень их потребления, второй – уровень концентрации объемов продаж и степень конкуренции производителей услуг и средств связи. Для измерения долей рынка операторов электросвязи региона учитывают их количество, натуральные объемы услуг и доходы от их реализации в анализируемом и базисном периодах. Анализ рыночной структуры осуществляется тремя способами: • по доле доходов j-того оператора Дj в совокупных доходах от реализации услуг электросвязи : ; • по доле физического объема услуг i-того вида, оказываемых j-тым оператором, в совокупных объемах услуг : ; • по доле доходов j-того оператора по i-тым видам услуг Дij в общей совокупности доходов . Изучение рыночной структуры по доходам от реализации услуг связи по видам (разновидностям) осуществляется на основе данных о физических объемах услуг и тарифах на услуги операторов-конкурентов. Оценка долей рынка по доходам от реализации отдельных видов услуг связи целесообразна в тех секторах рынка, в которых наблюдается жесткая ценовая конкуренция: доступ к местной сети проводной телефонной связи, к сети Интернет, к сетям персонального радиовызова. Для изучения степени доминирования производителей на рынке услуг и средств связи как по объемам продаж, числу абонентов, так и по величине факторов производства, технических средств связи, используют относительные показатели Лоренца и Джини, кривую концентрации Лоренца, а также показатели абсолютной концентрации HHI и CRn (см. учебник «Статистика связи» под ред. Т.А. Кузовковой). Доминирующее положение на рынке может быть оценено с помощью абсолютных показателей концентрации: • индекс Херрфиндала–Хиршмана (HHI) показывает абсолютный размер долей фирм-производителей на рынке товаров (услуг) по доходам (товарообороту): HHI = , , где: Si – доля производителя на рынке по доходам (товарообороту) в %, Qi – доходы (товарооборот) i-того производителя. Индекс Херфиндала–Хиршмана идентичен коэффициенту централизации, но исчисляется в процентах и его величина дает следующую характеристику концентрации на рынке: HHI < 1000 – слабая концентрация; 1000 < HHI < 1800 – умеренная концентрация; HHI > 1800 – сильная концентрация • индекс концентрации CR, выражающий суммарную долю n (трех... десяти) производителей (операторов) на рынке товаров (услуг) в %: .
|