Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Плюрализм в философских системах
Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла). В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда). Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений. 26) Гомеомерия (др.-греч. homoiomé reia от ὅ μ ο ι ο ς, «подобный, схожий, равный» + μ ε ρ ί ς, «часть, доля») — термин, введённый Аристотелем для обозначения понятия элементарного начала, мельчайшего элемента всякого качества (семени) в философии Анаксагора. Последний считал, что каждому телу соответствуют определённые семена, и их видов такое же безграничное множество, как и различных по качеству тел. По некоторым реконструкциям, это означает, что материя мыслилась в гомеомериях вечной и неразрушимой при всех изменениях и разрушениях отдельных вещей. Сам термин «гомеомерия» в дошедших до нас текстах Анаксагора не встречается (он говорит о «семенах» или «видах») и, вероятно, возник позднее. Представление о гомеомерии связано с идеей «всё во всём». Ответы на вопросы 1. Для ионийцев его движущей силой было удивеление, любопытство по отношению к природе вещей, желание знать ради самого знания. Для италийцев побудительной причиной было желание обожествления побега из смертной жизни и возвращении к божественному существованию, от которого, как считалось отпала душа. 2. Первая философская школа называется по названию города, в котором зародилась – Милетская Школа (VI в. до н.э.). Представители: Фалес (основатель) Анаксимен Анаксимандр Представители этого направления прежде всего ставили вопрос о первооснове мира. Фалес считал основой всего сущего тело. Все три мыслителя сделали решительные шаги в демифологизации античного мировоззрения. «Из чего все?» - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон («беспредельное»). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом, - сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Анаксимандр считал основой всего сущего апейрон (беспредельное абстрактное вещество, которое нельзя определить). Апейрон активен, он постоянно находится в движении, благодаря ему все вещи рождаются и умирают. Апейрон выделяет тепло и холод. Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода. Все животные (в т.ч. человек) произошли от рыб, которые появились под влиянием солнечных лучей. Анаксимандр ввел в практику солнечные часы. Анаксимен считал началом всего сущего воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем землей, камнем и т.д. Душа также состоит из воздух. Даже боги состоят из воздуха – он первичен. Постулируемые милетцами субстанции относятся фактически к миру явлений и событий, а не родовых реалий, понятий, законов. За пределы мира событий и явлений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки, причем в нужном направлении. Они искали нечто закономерное, но представляли себе его как нечто событийное, фактуальное. Милетцы старались подняться от уровня фактуального к уровню родового общего, хотя им это не вполне удалось. Удача пришла к последующим поколениям философов. 3. Первые философские представления о природе вещества и происхождении его свойств зародились практически одновременно в разных цивилизациях около VII века до н.э. В Китае это были Конфуций и Лао Цзы, в Индии – Будда, в Персии – Зороастр (Заратустра), в Греции – философы т.н. Милетской школы. Все эти натурфилософские учения имеют общие черты 1. Космологический подход. Учение о природе вещества и его свойств является частью учения о мироздании в целом, причем свойства вещества с необходимостью следуют из свойств Вселенной. 2. Дуализм. Важнейшим элементом любого натурфилософского учения является существование пар противоположных мировых начал (Ян – Инь, светлое – тёмное, активное – пассивное, любовь – ненависть и т.п.). Отличительная особенность греческой натурфилософии – её в значительной степени светский (нерелигиозный) характер. В греческой натурфилософии можно выделить два течения, выделившиеся по способу ответа на вопрос о делимости материи: континуализм и атомизм. Континуализм исходит из предположения, что материя непрерывна и делима до бесконечности; любая сколь угодно малая часть материи тождественна тому телу, делением которого она получена. Атомизм утверждает, что материя дискретна и состоит из множества неделимых частичек – атомов, – движущихся в пустоте. 4. Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей. 5. П. обращал основное внимание не на самые стихии, а на их оформление, на их арифметически-геометрическую структуру, которую он соединял с акустикой и астрономией. В основе П. лежит учение о числах самих по себе, или о богах как числах, которое развёртывается в учение о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и, наконец, об искусстве как числе (концепция числового " канона" в скульптуре, математизация музыки). В П. возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица — как уход в неопределённую даль, троица — как первое оформление этой бесконечности, четверица — как первое телесное воплощение этой триадической формы и т.д. Учение П. о душе как о нематериальном начале включалось в общее учение о круговороте вещества, откуда и возникло знаменитое орфико-пифагорейское учение о переселении и вечном круговороте душ. 6. Характерные черты философии Милетской и Элейской школ. Милетская школа. Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика. Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце. Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда. Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха. Философия элейской школы. Ксенофан (565 - 470 до н.э.). Подверг критике господствующие представления о множестве богов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан - один из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир “вечен и неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который “сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все, что рождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли. Парменид (540 - 470 до н.э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида полно мифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и правит всеми небесными движениями. Зенон (490 - 430 до н.э.). Аристотель видел в Зеноне родоначальника “диалектики” - этим словом называлось тогда искусство достигать истины в споре путем выяснения противоречий в суждении противника и путем устранения этих противоречий. Однако Зенон не был диалектиком в современном смысле: он старался доказать метафизические положения Парменида о невозможности движения, возникновения и т.д. Допускал существование множества вещей. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем не находиться в нем. Но это противоречиво и, следовательно, невозможно. 7. для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия. Тема №3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства. 2)Акме (др.-греч. α κ μ ή — высшая точка, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.[1] Считается, что данный период в жизни человека приходится на возраст от 30 до 50 лет. 3)ИСТИНА - соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. 4)Антропоцентризм (от греч. ά ν θ ρ ο π ο ς — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. 5)Благо — в экономическом понимании то, что имеет свойство полезности, т. е. способно удовлетворить определённые человеческие потребности. 6)Благо — в этическом смысле то же, что и Добро 7)Майевтика (греч. Μ α ι ε υ τ ι κ ή — букв. — повивальное искусство, родовспоможение) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящихвопросов. 8)Платоновская Академия — религиозно-философский союз, основанный Платоном приблизительно в 388 году до н. э.[1] близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших. основным методом обучения была диалектика (диалог). 9)По определению Гегеля в «Науке логики»: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим»[
10). Апофатический метод рассуждения есть попытка через понятия конечного тварного мира описать вечное бытие. (описание через понятия отрицания)
11)Демиу́ рг (др.-греч. δ η μ ι ο υ ρ γ ό ς — «мастер, ремесленник, творец» от др.-греч. δ ῆ μ ο ς — «народ» и ἔ ρ γ ο ν — «дело, ремесло, промысел») — изначально — название классаремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом демиург, за редким исключением, стали обозначать Бога-творца, создателя мира. Первым в таком значении его использовал Платон. 12)Анамнесис: Учение о припоминании (теория припоминания) — учение Платона в области эпистемологии (теории познания). Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальноезнание (умопостижение, мышление). Платоновское учение о припоминании (др.-греч. ἀ ν ά μ ν η σ ι ς) указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. 13)Доброде́ тель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона. 14)Ликей, лицей (греч. Lý keion), древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем и существовавшая около 8 столетий (см. Перипатетическая школа). Своё название школа получила от храма Аполлона Ликейского, вблизи которого находилась гимназия, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни (335—323 до н. э.). 15)Логика (др.-греч. λ ο γ ι κ ή — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λ ό γ ο ς —«речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. 16)Теология Аристотеля Будучи формой, перводвигателем и целью, бог начисто лишен материи. Поскольку материя вносит ачало возможности, потенциальности, то нематериальный бог - чистая действительность и осуществленность, высшая реальность. Бог отделен от мира индивидуального, обособлен от жизни людей, он не вникает в частности. Мир отдельного, мир единичных, индивидуальных, чувстьенных сущностей - недостойный предмет для бога, ведь " лучше не видеть иные вещи, нежели видеть [их]" (XII, 9, с. 215). Бог неизменен - ведь всякое изменение было бы для него изменением к худшему.
Бог греческих философов сильно отличался от Бога откровений. Верховное божество Аристотеля и Плотина было безучастно и пребывало вне времени. Повседневных событий бренного мира оно вовсе не замечало и никак не проявляло себя в человеческой истории. Этот бог не создавал вселенную и не собирался никого судить в конце времен. Аристотель вообще считал, что история – величайшее богооткровение во всех монотеистических религиях – занимает по сравнению с философией низшее положение. У мира нет ни начала, ни середины, ни конца, поскольку космос проистекает из Бога испокон веков
17)Закон непротиворечия (закон противоречия) — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них необходимо ложно.[1] Математическая запись где — знак конъюнкции, — знак отрицания.
18)Богосло́ вие, или теоло́ гия (калька греч. θ ε ο λ ο γ ί α учение о Боге) — учение о религиозных догматах[1] и заключённое в их рамки философское мышление, призванное эти догматы защищать и обосновывать.[2] Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах богопочитания.[3] Богословие следует отличать от религиоведения и философии религии.
Ответы на вопросы 1. Софисты отрицали существование объективной истины и впервые высказали концепцию субъективной истины-истина у каждого человека своя. Протагор высказал: «человек есть мера все вещей, существующих что они существуют, не существующих что они не существуют.» Протагор выдвинул положение согласно которому постоянно изменяется абсолютно все- не только материальный мир, но и субъект познания. 2. В отличии от софистов Сократ считал что существует объективная истина, не просто истина, а объективное благо(конечный предмет стремления) с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления. Если существует объективное благо, то существует и объективная, общая для всех людей, нравственность. 3. Человеческая душа рассматривается как особая реальность(иная чем природа и космос) подчиненная хотя и человеческим, но не произвольным, а объективным законам. Изучение человека, а не космоса является источником познания истины. 4. Сократ не дал ответа на вопрос, что представляет собой объективная истина в онтологическом плане. Но его концепции истины и души оказали влияние на создание Платоном его учения, в котором он и попытался дать ответы на вопросы Сократа. 6 А)Последовательная череда преобразования, само превращение материи в вещь- движение. ПЛ) движение-переход от бытия одним образом к бытию другим образом. 8 Материя у Платона-это не вещество, оно не обладает никакими познаваемыми свойствами, поскольку познаваемо только то, что пренадлежит к сущностям, то есть идеям и принципиально противопоставлено материи. Материя у Аристотеля- это не просто противоположность подлинному бытию, а это бескачественное подлежащее всех форм. Любой предмет состоит из формы и материи. Тема 4 1)Гедони́ зм (др.-греч. η δ ο ν ή, лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма является эвдемонизм. Антагонистом гедонизма является ангедонизм. 2) Атара́ ксия (греч. α τ α ρ α ξ ί α — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. 3) Фатали́ зм (от лат. fá talis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства. 4) В стоицизме пневма — жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнём, космическое «дыхание», дух. В раннехристианской философии — «Святой Дух», третье лицоТроицы. 5) Апа́ тия (греч. α π ά θ ε ι α — бесстрастие, невозмутимость, безразличие) — философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние. Наряду с другими схожими этическими категориями получило развитие в философии стоиков и скептиков. В современном русском языке апатия понимается как безразличное, безучастное отношение к окружающему. 6) Пирронизм — учение древнегреческого философа Пиррона из Элиды, основателя античного скептицизма. Пиррон учил, что в умозрительном отношении все вещи непонятны и непознаваемы. Он опровергал всякую догматическую философию путём скрытых в ней противоречий и делал вывод о недостоверности человеческого знания. Пиррон утверждал, что о качествах предметов человек ничего не может знать и поэтому следует воздерживаться от какого бы то ни было суждения о предметах (акаталепсия или афазия) и считал такое душевное настроение наиболее подобающим мудрецу в теоретическом отношении, а в практическом отношении настаивал на невосприимчивости к чувственным впечатлениям (атараксия, то есть полное равнодушие), признавая однако безусловную ценность добродетели как высшего блага.
7) Эпохе́, также эпохэ́ (греч. ἐ π ο χ ή — «задержка, остановка, удерживание, самообладание») — принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всехметафизических суждений — суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. Термин впервые встречается у Аристотеля и получает дальнейшую разработку у Пиррона. Принцип эпохе́ является одним из ключевых понятий скептицизма и феноменологии. Осуществляя эпохе́, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета. 8)Эмана́ ция (лат. emanatio — истечение, распространение), понятие античной философии, онтологический вектор перехода от [семантически и аксиологически] высшей сферыУниверсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия]. Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме. Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса» в стоицизме). 9)Имперсонализм — форма новоевропейского мировоззрения[1], одна из доминант культуры XX века[2]. Это философия безличности, ставящая взаимоотношения между субстанциями над их внутренней природой[ 10)Теурги́ я (др.-греч. θ ε ο υ ρ γ ί α, из θ ε ό ς «бог, божество» + ὄ ρ γ ι α «обряд, священнодействие, жертвоприношение») — магическое «искусство» достижения богоподобного состояния, совершаемое посредством инвокации или эвокации одного или нескольких богов, с целью воссоединения с Божественным, достижения Гнозиса и возвышения Теурга. Также, теургия - это «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определённых церемониалов. Зародилось в рамках неоплатонизма, развито у Ямвлиха Ответы на вопросы 1. Учение Платона: академический скептицизм, средний платонизм, неоплатонизм 2. Философия позднего неоплатонизма тесно связана с религиозной практикой. Если у плотина, Бог есть единое, есть абсолютное Я, и сказать, что Бого- это некая безличная сущность невозможно, то у позднейших неоплатоников понятие о Боге как абсолютном Я исчезает, а Бог становится некой безличной субстанцией. 3, 8 Стоики считали что наш мир один и един. Если эпикурейцы считали, что между атомами есть пустота и связывали с этим случайные отклоения в движении атомов, благодаря которым и события в мире являются случайными, то стоики отрицали существование пустоты и считали, что в мире существует единая закономерность, некоторый рок, судьба, которому все подчинено и все заранее предопределено. 4. Агностицизм у софистов вытекал из их релятивизма- учения о том, что все в мире относительно, истина относительна, она полностью зависит от условий, от времени и места, от обстоятельсв, от человека, истина у каждого своя. Агностицизм у скептиков- отрицающее существование истины. Мир должен быть и бесконечным и в то же время конечным. 6. В пантеизме отождествляются Бог и мир, а в платонизме Бог это единое абсолютное Я, именно поэтому неоплатонизм может быть охарактеризован пантеизмом. 7. Солипсизм- радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Скептики не солипсисты. ТЕМА 5 ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1)ПАТР И СТИКА (от греч. paté r, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе противгностицизма и др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом
2)СХОЛ А СТИКА (лат. scholastica, от греч. scholastikó s — школьный, учёный, schol — учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.
3)АПОЛОГ Е ТЫ (от греч. apologeormai — защищаю), собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2—3 вв. (период гонения на христиан со стороны римских властей), защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и " язычников"). Наиболее значительные из А.: восточные (писавшие на греческом языке) — Квадрат, Аристид, Юстин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардский, Ориген; западные (писавшие на латинском языке) — Тертуллиан, Минуций Феликс. А. заложили начало христианского богословия, в частности Феофил и Тертуллиан ввели термин " троица". С переходом христианства на статус государственной религии (4 в.), когда защита христианства от язычества стала излишней, апологетическая литература постепенно исчезает, вытесняясь полемическими произведениями против ересей. Последним А. был Феодорит Киррский, писавший в 5 в., когда язычество практически уже было бессильно. Иногда А. называют также средневековых полемистов против ислама и иудаизма. А. П. Каждан. 4)ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн Дамаскин. Визант. философия представляет собой в основном передачу платоновско-аристотелевских идей и произв.; она начинается с Фотия (820 – 891), автора сборника «Библиотека» (до 857), и достигает, вершины в Михаиле Пселле и Никифоре Влеммиде (ум. 1272). Последующий расцвет получила в Италии периода Возрождения в лице Виссариона, Георгия Трапезундского (1396-1484) и др. (см. также Академия). Иррациональное течение в визант. философии представлено мистикой Симеона (1025-1092), свободной от обычно сопровождающих ее экстатических явлений, и мистикой внутренней жизни Николая Кавасилы (14 в.), обращенной против религиозной формальности.
5)ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД Этот ранний период церковной истории охватывает три века - до Никейского(1-го Вселенского) Собора. Первый век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 летпосле Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затемотправились на всемирную проповедь. Миссия апостолов Павла и Варнавы показала, что для успеха проповеди не следует связывать обращаемых язычников устаревшимиудейским законом. Апостольский Собор 49 г.в Иерусалиме утвердил эту практику. Но не все были согласны с его решением.Так называемые " иудействующие" образовали раскол эвионитов иназореев. Эти первые десятилетия иногда называют временем " иудео-христианства", когда Новозаветная Церковь еще существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимский храм и т.д. Иудейская война 66-70гг. положила конец этому симбиозу. Она началась с восстания иерусалимских националистов против римской власти. Нерон направил на усмирение провинции Веспасиана и Тита. В итоге Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен. После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит кстолице империи - Риму. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век. 6)ВСЕЛЕ́ НСКИЕ СОБО́ РЫ (греч. Σ ύ ν ο δ ο ι Ο ι κ ο υ μ ε ν ι κ α ί, лат. Oecumenica Concilia) — собрания преимущественноепископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. В самом начале истории Церкви термин Σ ύ ν ο δ ο ς употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея Вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить Вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских Императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов[1].
7)УНИВЕРС А ЛИИ (от лат. universalis – общий), термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об У. (10–14 вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. е. вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: номинализм, видевший в У. общее имя, концептуализм, истолковывавший У. как обобщение, основанное на сходстве предметов, и реализм, полагавший, что У. существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).Реализм
НОМИНАЛИЗМ средневековое учение, утверждавшее, что общие идеи — лишь слова, которым в уме не соответствует, никакая реальность. Уже в античности философ-киник Антисфен, оспаривая платоновскую теорию идей, восклицал: «Я вижу лошадь, но не вижу лошадинос-ти». Номинализм таким образом противостоит платоновскому реализму, по котррому идеи существуют вполне реально, причем их реальность не зависит от мыслящего их ума. Но именно в Средние века номинализм стал значительным философским течением, набравшим силублагодаря Росцелину (конец X в.), имевшему смелость применить его к теологии. Он выступил против догмата о реальности Троицы, который, по его мнению, мог привести к троебожию. Идеи номинализма были подхвачены в XIV в. Оккамом, подвергшим критике «реализм» общих идей, или универсалий. Сегодня это противостояние трансформировалось в противостояние эмпиризма (Юм) и рационализма (Кант); первый подхватил темы номинализма и претендует на то, что в основании нашего знания лежит лишь опыт (всегда частный); второй же, наоборот, на место опыта ставит разум.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ(от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии. В современном понимании секуляризация — процесс сужения сферы воздействия религии и церкви, ослабления их влияния практически на все области жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни большого числа людей. Утверждающийся светский стиль жизни затрагивает также религиозную сферу, влечет за собой обмирщение религии, трансформацию религиозного сознания, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Все труднее становится «включать» бога, в его традиционном понимании, «в игру», в жизнь современных людей, все более излишним представляется для них обращение к богу для решения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т. e. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного общества: государство и законодательство, экономика с ее рыночными механизмами, естественные науки и техника, социальные и гуманитарные науки, искусство.
10)ЕРЕСЬ сознательное уклонение от ясно формулированного догмата христианской веры и, вместе с тем выделение из состава церкви новой общины. Надо отличать от раскола, разногласия в учении обрядовом, и от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, происшедших вследствие того, что тот или другой вопрос не был в данное время ясно формулирован церковью. Полное изучение, особенно древних, ересей не вполне возможно, так как сочинения самих еретиков ревностно истреблялись церковью, и приходится знакомиться с ними большей частью по полемическим сочинениям древних церковных писателей (ереси до VI в.) 11)ДОГМАТ (греч. " мнение, учение, определение постановление") — главные положения вероучения, утвержденные Церковью в качестве истин Богооткровения (см. Бог, Откровение), неизменных и не подлежащих критике и изменениям. К Д. относятся не все истины Св.Писания, но только те из них, которые оставляют область веры (а не опыта или нравственности)
12)БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ Божественные энергии (нетварные энергии) — принятое в православном богословии обозначение Божественных действий (греч. energeia - действие, деятельность) вовне, отличных от внутренней природы Бога.
13)ЛО́ ГОС (греч. λ ό γ ο ς) — термин философии, означающий «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») — в переводе с греческого языка и «мысль» (или «намерение») — в переводе с древнегреческого, а также — причина, повод. Логос — образ огня. Сравнивается с огнем — медленно возгорает и угасает по определенным законам (Гераклит).
14) ОТКРОВЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него. Различается на естественное - видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное, когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви. Божественное Откровение — раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя.
|