![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведение затрат при изменении уровня деловой
Активности и их распределение при расчетесебестоимости продукции Уровень деловой активности можно проанализировать на соотношении затрат, прибыли и объема производства. В конечном счете это позволяет определить объем производства, необходимый для покрытия всех затрат на производство продукции, понять цели планирования, что является основой для принятия краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. Взаимосвязь «затраты—объем—прибыль» может быть выражена графически (рис. 6.10). Пересечение линий суммарных расходов и суммарных доходов (выручки) показывает критическую точку, при которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Это точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Ее называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности. Реальная жизнь преподносит различные ситуации, и критическая точка показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка. Каждое предприятие стремится максимизировать прибыль, но невозможно продавать неограниченное чис-
ло продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент времени для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что приведет к снижению прибыли. Для того чтобы определить максимально возможную прибыль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реализации ввести кривую спроса (рис. 6.10). Точка А оптимальной цены продажи продукции определяет объем продаж, позволяющий предприятию получить максимальную прибыль. Базой для установления цены продажи служит себестоимость производства единицы продукции, которая является одной из основных задач управленческого учета. Именно себестоимость лежит в основе большинства управленческих решений. И если в финансовом учете для составления отчетности важно иметь информацию об общей величине себестоимости реализованной продукции и общей стоимости остатков готовой продукции на складе, то в управленческом учете основной акцент делается на себестоимость единицы продукции. При расчете себестоимости единицы продукции прибегают к калькулированию себестоимости с включением всех затрат либо только переменных (директ-костинг). В системе управленческого учета затраты распределяются по двум основным объектам: подразделениям и видам продукции. Себестоимость единицы продукции можно рассчитать по формуле: Себестоимость Производственная себестоимость единицы = Количество единиц продукции продукции Расчет себестоимости связан с определенными трудностями. Так, при мелкосерийном производстве партии продукции могут быть закончены в отдельные промежутки отчетного периода, в то время как общепроизводственные расходы можно оценить только в конце, что бывает поздно при принятии управленческих решений. При крупносерийном производстве часто существуют остатки незавершенного производства на начало и конец периода, и в этом случае возникает проблема в определении количества продукции, к которым надо относить производственные затраты. Эти проблемы решаются при калькулировании себестоимости методами, основанными на расчетах по заказам или по процессам. Позаказный метод используется на предприятиях, производящих единичные заказы. Все затраты собираются по каждому заказу, а не по отдельным подразделениям или отчетным периодам. На предприятии ведется один счет «Незавершенное производство», по которому детализация аналитической информации ведется на карточках заказов. Прямые затраты (трудовые и материальные) непосредственно относятся на конкретный вид продукции или услуги. Общепроизводственные — распределяются по видам продукции, а при их списании часто прибегают к использованию нормативных коэффициентов. Попроцессный метод применяется на предприятиях, выпускающих серийную продукцию. В этом случае целесообразно вести учет затрат, связанных с продукцией, произведенной за определенный период времени. Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы производственных затрат (отнесенных на определенное подразделение) на количество единиц продукции. Незавершенное производство на начало и конец отчетного периода пересчитыва- ется в условно законченные изделия. 6.6. ценовая политика Процесс определения цены является скорее искусством, чем наукой. Искусство определения цены заключается в осознании положения на рынке в целом и реакции потребителя на этот продукт и его цену. Не последнюю роль в ценообразовании играет интуиция. Различные методы устанавливают конкретную цену согласно определенным обстоятельствам или преследуя определенные цели. Менеджер должен выбрать наиболее подходящую цену и оценить последствия принятия такого решения. Традиционный подход к ценообразованию основан на теории микроэкономики. Основное положение этой концепции заключается в стремлении предприятия к максимизации прибыли, т.е. когда разница между суммарными доходами и суммарными затратами является наибольшей. Обращаясь к анализу точки безубыточности, приведенному на рис. 6.11, область прибыли, расположенная справа от этой точки, увеличивается по мере увеличения количества реализованной продукции. Однако теория микроэкономики показывает, что в реальной экономической схеме присутствуют две критические точки, между которыми находится область прибыли. Продажа дополнительной единицы продукции вызовет снижение цены вследствие конкуренции и других факторов, и, хотя суммарный доход будет продолжать увеличиваться, скорость его нарастания начнет снижаться. На затратах это отражается противоположным образом. Следуя теории микроэкономики, суммарные затраты на единицу продукции будут увеличиваться с возрастающей скоростью, так как постоянные затраты будут изменяться. При переходе в различные уровни релевантности такие постоянные затраты, как амортизация, налоги на имущество и расходы на контроль производственного процесса, будут возрастать и линия суммарных затрат начнет загибаться кверху в сторону суммарных доходов. На определенном количественном объеме реализованной
продукции эти линии снова пересекутся, образуя область убытков, несмотря на дополнительные продажи. В этой реальной ситуации прибыль достигнет своей максимальной величины в точке, где разница между суммарным доходом и суммарными затратами будет наибольшей (на рис. 6.11 точка М максимальной прибыли объема продаж). Для понимания оптимальной цены за товар или услугу экономисты используют понятия маржинального дохода и маржинальных затрат, которые представляют собой изменения в суммарных доходах и суммарных затратах, вызванные изменением выпуска продукции на единицу. На рис. 6.12 представлен график изменения этих параметров в совокупности с линией спроса. В точке пересечения линий маржинального дохода и маржинальных затрат будет достигнута максимальная прибыль. Проецируя эту точку на кривую спроса, можно определить оптимальную цену (на рис. 6.12 — точка ОЦ).
Однако определение оптимальной цены по данной методике связано с определенными трудностями в получении достоверной информации, и поэтому полученные для анализа результаты не должны быть единственными для принятия решения. Стоимость за единицу
Установление цены — сложный процесс, требующий учета большого количества факторов. Все факторы, влияющие на ценообразование, можно подразделить на две группы — внешние и внутренние. Внешние факторы определяются рынком, на котором действует предприятие и установление цены зависит от следующих факторов: ♦ общего спроса реализуемого товара на рынке; ♦ наличия на рынке аналогичных товаров других фирм и их цены; ♦ ценовой или качественной заинтересованности покупателей в товаре; ♦ уникальности и новизны предлагаемого товара. Внутренние факторы, определяющие цену на товар, зависят от возможностей и эффективности работы предприятия и характеризуются такими параметрами, как: ♦ себестоимость продукции; ♦ величина покрытия долгосрочных кредитов; ♦ качество труда и используемого сырья; ♦ трудоемкость производства; ♦ эффективность использования ограниченных ресурсов. Различные предприятия в своей ценовой политике опираются на различные из вышеперечисленных факторов. Часто основой для выработки решений по установлению цены является себестоимость производства продукции. В этом случае можно использовать следующие методы, базирующиеся на переменных затратах, валовой прибыли, рентабельности продаж, рентабельности активов. Метод переменных затрат состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затратам. Этот метод целесообразно использовать, если стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции, одинакова, а отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции. Для расчетов процентной ставки и цены могут быть использованы следующие формулы: Процент наценки = (Планируемая прибыль + Суммарные постоянные производственные затраты + Коммерческие, общие и административные расходы) / Суммарные переменные производственные затраты. После расчета процентной надбавки определяется цена по формуле: Цена на основе переменных затрат = Переменные производственные затраты на единицу + (Процент наценки X Переменные производственные затраты на единицу). Метод валовой прибыли (разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции) не требует деления затрат на переменные и постоянные. Устанавливаемая цена должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. При этом методе используются следующие расчетные формулы: Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Коммерческие, общие и административные расходы) / Суммарные производственные затраты. Цена на основе валовой прибыли = Суммарные производственные затраты на единицу + (Процент наценки X Суммарные производственные затраты на единицу). Метод рентабельности продаж предусматривает включение процентной ставки в желаемую величину прибыли. Поскольку коммерческие, общие и административные расходы труднее отнести на конкретные виды продукции, чем переменные и постоянные производственные затраты, то данный метод может быть использован для определения исходной цены. После выявления внешних факторов, таких, как конкуренция и положение на рынке, исходная цена корректируется в окончательную. Для расчетов исходной цены используются следующие формулы: Процент наценки = Желаемая величина прибыли / Суммарные затраты. Цена на основе рентабельности продаж = Суммарные затраты на единицу + (Процент наценки X Суммарные затраты на единицу). Метод рентабельности активов предусматривает установление цены на основе обеспечения желаемой нормы рентабельности активов. Формула для расчета цены при использовании данного метода имеет следующий вид: Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу + (Желаемая норма рентабельности активов X Общая стоимость задействованных активов / Ожидаемый объем производства в единицах). При расчетах цены в сфере услуг исходят из оценки использованных материалов, комплектующих, трудовых затрат и включения накладных расходов. Контрольные вопросы 1. Что включает в себя управленческий учет? 2. Что представляет собой система атрибутов управленческого учета? 3. Какая информация должна интересовать менеджера из сводок, получаемых по управленческому учету? 4. На кого в первую очередь ориентирован бухгалтерский и управленческий учет? 5. Какие наиболее важные управленческие решения могут приниматься менеджером при получении информации о затратах и себестоимости? По каким признакам классифицируются затраты? 6. Какой экономический смысл характеризует критическая точка рентабельности? 7. Что определяет оптимальная цена продажи, рассчитываемая исходя из спроса на продукцию? 8. Как рассчитывается себестоимость продукции? 9. Что представляет собой общий бюджет и из каких компонентов он складывается? 10. Что понимается под оптимальной ценой продукции? 11. Какие факторы учитываются при формировании ценовой политики предприятия? Какие методы используются при расчетах цены на продукцию? Литература 1. Аверчев И. Управленческий учет // Московский бухгалтер. — 2003. — № 12. 2. Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмента. — Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999. 3. Валиулова А.Р., Приходько В.И. О концепции управленческого учета. Современное состояние и перспективы развития экономики России: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2005. 4. Грибановский В.М. Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики России // Управленческий учет. — 2005. — № 1. 5. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ. Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 6. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. — М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001. 7. Керимов В.Э., Селиванов П.В., Минина Е.В. Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 4. 8. Мурынов А.А., Романенко А.В., Баринова И.Л. Постановка и реструктуризация управленческого учета в организации. По материалам конференции «Роль аналитика в управлении компанией». ИФК «Альт». 28.06.2002. 9. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. — М.: Бератор- Пресс, 2003. 10. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. — СПб.: Питер, 2002. 11. Пизенгольц М.З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет. — 2000. — № 19. 12. Попова Л.В., Головина Т.А. Основные концепции управленческого анализа затрат на промышленном предприятии //Управленческий учет. — 2005. — № 1. 13. Савчук В. Управленческий учет издержек // Финансовый директор. — 2004. — № 7. 14. Скороход А. Методология постановки управленческого учета // Финансовый директор. — 2005. — № 7. 15. Томилов В.В. Менеджмент. — М.: Юрайт-Издат, 2003. 16. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учеб. пособие. — М.: ФКБ- ПРЕСС, 1999. 17. Cokins G. Activity Based Cost Management: An executive's guide. John Willey & Sons, 2001. 18. Garrison Ray H. Managerial Accounting: concepts of planning, control, decision making. Sixth Edition. IRWIN, 1997. 19. Peter A. Accounting and finance for non-specialists. Pearson education Limited, Third edition, 2001.
|