Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь
АБСЕНТЕИЗМ (< лат. absentia отсутствие) — уклонение от политического участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма считаются: отсутствие у личности общепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая степень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощущение ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или неудовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свидетельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В современной России достаточно велика доля населения, для которого характерен политический А. АБСОЛЮТИЗМ (< лат absolutus безусловный) — форма правления, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха законодательной, исполнительной и судебной властей. А. был наиболее распространен в период позднего средневековья в Западной Европе. Современными абсолютистскими монархиями являются Саудовская Аравия, Марокко, Непал. В России А. окончательно утвердился в период правления Петра I и просуществовал до 1917г. АВТАРКИЯ (< греч. autarkeia самоудовлетворение) — политика замкнутости и самоизоляции государства. Чаще всего проявляется в стремлении государства создать самодостаточную экономику, способную функционировать вне мировой хозяйственной системы. А. также может сводиться к культурной изоляции, борьбе с «космополитизмом», утверждению традиционализма. В Советском Союзе черты автаркии проявлялись в политике «железного занавеса», проводимой с 20-х по 70-е гг. АВТОНОМИЯ (гр. autos — сам, nomos — закон) — право какой-либо части государства на самостоятельное решение своих внутренних вопросов; самоуправление. АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas — власть, влияние; от auctor — деятель, творец) — влияние индивида (института), обусловленное признанием другими, по их собственной воле, чьего-то права вводить нормы, установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение. В политологии принято как понятие, обозначающее: 1) форму осуществления власти (влияния), основанную на высоко ценимых в обществе качествах, заслугах носителя авторитета или приобретенную на основании утвержденных процедур; 2) источник влияния преимущественно ненасильственными средствами; 3) легитимизированное руководство (управление), т.е. вид власти, основанный на ее добровольном признании управляемыми правомерной. Авторитетно-властное отношение является субъективно воспринимаемым психологически либо нравственно, в отличие от форм влияния, связанных с принуждением. В современной политике авторитет в своем воздействии на управляемых основан на доброй воле — нужно повиноваться, ибо это правильно, т.е. люди готовы следовать нормам и указаниям должностных лиц. Ныне авторитет воспринимается как позитивное свойство индивидов или институтов со сложным сочетанием профессиональных, психологических, морально- этических качеств, одобренных обществом заслуг при их соответствии общественным нормам, традициям, требованиям и ожиданиям. Кроме того, за авторитетом признается довольно высокий уровень эффективности при выполнении политических и социальных функций, а также обязательств. Авторитет в политике является в итоге способностью выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие аспекты общего согласия. Сохранение авторитета политическими институтами (путем его подтверждения) — важный фактор их стабильности. АВТОРИТАРИЗМ (< лат. auctoritas власть, влияние) — политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авторитаризме, в отличие от тоталитаризма, сохраняются дифференцированные отношения между государством и обществом. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, олигархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолютизм Нового времени; политические режимы части европейских стран в период между I и II мировыми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монополия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частичный запрет оппозиции; 5)насильственный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Существуют различные типы авторитаризма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития). АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (лат. agens — действующий) — семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ, неформальные ассоциации и группы интересов, отдельные явления и события (политический кризис, революция, репрессии, голод и пр.), способные кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Любому периоду жизни — дотрудовому (дополитическому), стадии зрелости, послетрудовому (это не означает обязательное отчуждение личности от политики) — соответствует свой набор таких агентов. АГОРА (гр. agora) — предназначенная для публичных собраний и торговли главная площадь древнегреческих городов-полисов, расположенная в центре или около порта, окруженная храмами, портиками и городскими учреждениями. Значение слова «агора» со временем менялось: в V в. до н.э. оно обозначало повседневную социальную, политическую, религиозную и пр. активность граждан, а также место спортивных состязаний и театральных представлений; позже во многих городах (Афинах, Салониках и др.) стали выделять торговую и церемониальную агоры, где, в частности, проводились суды. Захоронение в агоре признавалось почетнейшим для гражданина. АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — функция политической системы, заключающаяся в придании однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработке общих требований и их иерархизации. А.И. также связана с согласованием разнонаправленных интересов (например, требований наемных работников и предпринимателей). Функцию А.И. в демократических политических системах выполняют группы интересов, политические партии, парламент. В процессе агрегирования интересов могут вырабатываться как общие соглашения, так и поляризованные позиции, крайние альтернативы политики. АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — приспособление политической системы, политических структур к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, определении новых целей и выработке новых подходов к решению проблем. АНАРХИЗМ (гр. anarchia— безначалие, безвластие)— 1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм. Несмотря на то что ряд анархистских идей появился еще в античные времена, развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем У. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости»(1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в политический и научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845), предложившим индивидуалистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и обмене товарами между независимыми производителями, и французским философом П.-Ж. Прудоном («Что такое собственность?», 1840; «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», 1846). Последний утверждал: основа неравенства и несправедливости — собственность и неэквивалентный обмен, которые могут быть устранены нереволюционными, ненасильственными организационными мерами вроде безденежного и эквивалентного обмена продуктами труда, а это способствовало бы постепенному отмиранию государства. В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители М.А. Бакунин («Государственность и анархия», 1873), отстаивавший идею революционного уничтожения государства и создания «свободной федерации» крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма), и П.А. Кропоткин («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920), на основании им же сформулированных биосоциальных законов «взаимной помощи» призвавший к переходу к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма). Расцвет разных вариантов идеологии анархизма пришелся на первую половину XX в.; сейчас анархизм занимает маргинальные позиции в идейно-политическом спектре, действуя в союзе с другими движениями (например, либертаристского, антиглобалистского и экологического толка). АНОМИЯ (гр. anomie: а — отрицательная частица, nomos — закон — отсутствие закона, организации) — 1) состояние общества, характеризующееся ослаблением или исчезновением нормативных стандартов поведения, широко разделяемых ценностей и суждений и, как следствие, ростом отклоняющегося, асоциального поведения, в т.ч. радикализма и экстремизма в политике; 2) состояние индивида, которому свойственны ощущения отчужденности от общества, социальной дезориентации (неспособность оценить свой статус в обществе и выбрать соответствующую модель поведения), постоянной тревоги. Понятие введено Э. Дюркгеймом, считавшим аномию результатом прежде всего модернизации и индустриализации, разрушивших традиционное общество, а также поддерживавшую его систему социальных ролей, связей, норм и ценностей. Американский социолог Р. Мертон выдвинул гипотезу: основная причина возникновения аномии — утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о целях и средствах, их отрицание или замена на другие. АПАРТЕИД (африкаанс apartness — раздельное проживание) — политика, устанавливавшая социальные отношения в ЮАР между белым меньшинством и небелым большинством; она предполагала сегрегацию (расчленение общества на расовые группы при запрете на любого рода их смешение), политическую и экономическую дискриминацию небелого населения. В качестве государственного курса была санкционирована Актом по регистрации населения (1950), который распределил южноафриканцев на три категории: банту (черные африканцы), цветные (все смешанные расы) и белые; четвертая — азиаты (выходцы из Индии и Пакистана) — была добавлена позже. После изменения политического режима в ЮАР в 1993-1994 гг. (в его переходном и ныне установившемся вариантах) часть лидеров темнокожего большинства пытается применить элементы апартеида к белому меньшинству. АРИСТОКРАТИЯ (гр. aristos — лучший, kratos — власть) — форма правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; господство знати. АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — одна из функций политической системы, заключающаяся в формулировании требований, предъявляемых к структурам, принимающим решения. В демократических политических системах эту функцию выполняют группы интересов, политические партии, парламент, в авторитарных — корпоративные институты. Различают несколько видов требований, предъявляемых политической системе: 1) требования о распределении благ и услуг (напр., принять законы о прожиточном минимуме, об образовании, охране окружающей среды и т.п.); 2) требования о регулировании поведения (напр., об обеспечении правопорядка, регулировании трудовых отношений, предоставления права на забастовки); 3) требования, касающиеся коммуникации и информации (например: свободы слова, принятия законов о средствах массовой информации, информирования населения о целях проводимой политики). А.И. способствует установлению коммуникации между окружающей средой и политической системой. АРХЕТИП (гр. arche — начало, typos — образ) — в аналитической психологии Карла Густава Юнга это первичные, врожденные структурные элементы «коллективного бессознательного», архаические психические наслоения повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний человека; универсальные, общечеловеческие первообразы и изначальные идеи, проявляющиеся как индивидуально (фантазии, способствующие творческому мышлению, сновидения, некоторые виды бреда), так и в различных мифологических, культурных и т.п. системах. В проблемной, кризисной ситуации в личной или общественной жизни архетип бессознательно возрождается. БИХЕВИОРИЗМ (англ. behavio(u)rism от behaviour— поведение)— ведущее направление американской экспериментальной психологии XX в., идеи и методы которого были перенесены в 1950-1960-х годах в политологию. Для современных бихевиористских концепций политики характерен акцент на изучении ее микроповеденческих сторон, различных механизмов индивидуального, межличностного и группового политического поведения. Бихевиористскому методу в политологии присуща отчетливая прикладная ориентация. БЮРОКРАТИЯ (< франц. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Деятельность этой прослойки основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. ВЕНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ) — структура межгосударственных отношений в Европе, сложившаяся после войн Наполеона I (1799-1814; 1815) и просуществовавшая, с серьезными изменениями, до Первой мировой войны. Ее принципы были заложены решениями Венского конгресса (1814-1815) — раннего общеевропейского (за исключением Турции) мирного урегулирования. Эта система базировалась на общем согласии наиболее могущественных европейских монархий (великих держав, включая Россию) относительно территориального и политического статус-кво в Европе; она предполагала возможность коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожают революции, равно как и требование дипломатических консультаций по территориальным и пр. проблемам. В XIX в. в Европе «именно традиционные национальные интересы и меняющееся соотношение сил определяли дипломатическую игру, образование и развал союзов, изменение сфер влияния» (Г. Киссинджер, «Дипломатия»), ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ — миропорядок, основы которого были заложены Версальским мирным договором 1919 г., договором с союзниками Германии, а также соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1921-1922 гт. Европейская часть этой системы (иначе — Версальская) в значимой мере была создана под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц при игнорирования интересов побежденных и вновь образованных стран (в Европе — 9), что делало эту структуру уязвимой из-за требований ее преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах. Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция России и антигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и неуниверсальную, что увеличивало потенциал будущего мирового конфликта. Вашингтонская система, распространяющаяся на АТР, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Ее нестабильность обусловливали неопределенность политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США. ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР 1648 г. — два мирных договора, переговоры о достижении которых велись с 1644 г. в Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия), подписанных между Священной Римской империей германской нации и Францией в Мюнстере и между этой же Империей, с одной стороны, и Швецией с протестантскими германскими княжествами — с другой, в Оснабрюке. Вестфальский мир завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648), в которой участвовала по разным причинам (в т.ч. вначале религиозным, а затем династическим, территориальным и т.п.) значительная часть европейских государств. Мир закрепил за Францией, Швецией и их союзниками немалые территориальные приобретения, право на вмешательство в дела Империи. Голландия и Швейцарская конфедерация получили государственный суверенитет, а германские князья — права суверенных государей. Тогда Священная Римская империя германской нации превратилась в конгломерат независимых государств (около 300). Вестфальский мир признал религиозные права и свободы за лютеранами и кальвинистами. Иногда к Вестфальскому миру относят также мирный договор 1648 г. между Голландией и Испанией, который завершил Восьмидесятилетнюю войну между ними (боевые действия с 1625 г. между Голландией и Испанией историки рассматривают одновременно как часть Тридцатилетней и как часть Восьмидесятилетней войн). ВЕТО (лат. veto — запрещаю) — отказ главы государства (монарха или президента) подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Абсолютное вето означает окончательное отклонение законопроекта; отлагательное (суспензивное) вето предполагает повторное утверждение парламентом законопроекта (после его доработки или без таковой), который становится законом вопреки противодействию со стороны главы государства. ВЛАСТЬ (как властное могущество вообще) (англ. power; от лат. potere — быть в состоянии, мочь, иметь возможность) — социологически «аморфное» (М. Вебер), т.е. неуточненное, понятие, предполагающее способность каким-либо желаемым образом и многими приемами воздействовать на поведение других в самых разных обстоятельствах. Механизмы власти — от убеждения (т.е. успешного воздействия без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладающего властью) до давления, применения силы, принуждения (угроз сурового наказания или лишения благ за неповиновение). Предметом политологии являются: «власть и ее носители» — Г. Лассуэлл; осуществление «власти, господства (англ. rule) либо авторитета» (англ. authority) — Р. Даль; а сама политика есть «властное распределение ценностей» — Д. Истон. Отношения власти подразумевают стабильность, постоянство, институционализацию, т.е. установленность. В политологии категория власти, при широком определении, нередко выступает синонимом «влияния» (см. Дж. Плейно, Р. Риггс, X. Робин. «Словарь политического анализа», 1982). ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА — совокупность действий государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов. Принято считать, что внешняя политика есть воплощение на практике специализированным внешнеполитическим ведомством страны ее целей и интересов во взаимоотношениях с другими государственными субъектами, международными организациями и т.д. ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ — принцип организации власти преимущественно в племенных образованиях: право принятия и осуществления важных решений возлагается только на тех, кто непосредственно обеспечивает безопасность племени (клана, рода), т.е. на всех вооруженных мужчин-дружинников; остальные члены племени исключены из процесса принятия решений. ВОТУМ (лат. votum — желание) — решение или мнение, выраженное путем голосования. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — принятый на Парижской сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. документ, определяющий основные права и свободы человека; среди них выделяются политические и гражданские права (на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; равную защиту законом; равную защиту от любого вида дискриминации; свободное перемещение и любое местожительство в пределах каждого государства; на гражданство; на свободу мысли, совести и религии; на свободу мирных собраний и ассоциаций; участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей и др.); социально-экономические права (владение имуществомкак единолично, так и совместно с другими; социальное обеспечение; на труд, отдых и досуг и др.); культурные права (образование; свободное участие в культурной жизни общества, наслаждение искусством, участие в деятельности, способствующей научному прогрессу, и пользование его благами и др.). ВЫБОРЫ — все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок) и замещения должностей путем избрания голосованием (президента, парламентариев и т.д.), что наделяет избранных лиц правом принимать решения. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ — ГАТТ (англ. General Agreement on Tariffs and Trade) — серия многосторонних договоров, ориентированных на обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем упразднения таможенных и прочих ограничений, снижения тарифных ставок, устранения всех форм дискриминации в мировой торговле ради повышения уровня жизни, занятости и т.п. в странах-участницах. Документ о ГАТТ, имеющий обязательный международно-правовой характер и подписанный 23 странами в Женеве, вступил в силу в 1948 г. Планировалось, что ГАТТ будет замещено специальным агентством ООН, но по ряду причин оно не было создано. Вместе с тем ГАТТ оказалось самым эффективным инструментом либерализации мировой торговли, содействовавшим значительному ее росту за последние 50 лет (например, тарифы на промышленную продукцию были снижены почти в 8 раз). В 1995 г. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) с более четкой институциональной структурой, но при сохранении общих договорных основ в виде ГАТТ и решений торговых раундов (встреч членов ВТО). Режим ВТО, предполагающий мониторинг и регулирование мировой торговли, распространяется на 90% совокупного торгового обмена на нашей планете. ГЕОПОЛИТИКА (< греч. gё Земля, politike политика) — наука, изучающая обусловленность политических процессов в больших социальных системах географическим положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития; сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства. Основными геополитическими факторами выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономические (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.); культурные (конфессиональные, национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и т.д.). ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (фр. global — всеобщий) — охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества. ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ (англ. global village) — метафора, используемая в журналистике и популярной литературе, дабы выразить представление о том, что все люди на Земле объединены единой судьбой. Считается, что глобальная деревня становится возможной благодаря распространению универсальных культурных образцов, развитию технологий (в первую очередь транспортных, информационных и коммуникационных), мировых торговой и финансовой систем и т.п., соединяющих всех людей во взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА — 1) организованная совокупность осознанных акций многих людей, в т.ч. политиков и чиновников, специализирующихся в данной сфере деятельности; 2) взаимодействие управленческих звеньев и блоков институционального механизма, направленное на выработку и реализацию стратегических целей и решений; 3) определенный управленческий цикл, в котором отсутствует жесткая последовательность функциональных фаз, поскольку субпроцессы такого рода нередко идут параллельно и в их «круговороте» нет четко выделяющихся начала и завершения. ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИСТСКАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) МОДЕЛЬ МИРА — 1) аналитическая схема международных отношений, в которой главный объект рассмотрения — суверенное государство, его взаимодействия с подобными ему государствами как основными акторами на международной сцене; 2) сформированная Вестфальским договором 1648 г. система мироустройства, представляющая собой совокупность наций-государств, ведущих самостоятельную внешнюю политику. В рамках Вестфальской системы суверенитет впервые становится атрибутом государства, а не монарха. ГОСУДАРСТВО (произвол, от рус. господин, государь) (определение дано в упрощенном виде) — совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями. Государство обладает суверенитетом и территориальностью, т.е. осуществляет власть над конкретным политико-географическим пространством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану существующего порядка. Основные государственные органы — правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и пр. ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА (англ. civic culture) — 1) смешанный тип политической культуры (по Г. Алмонду и С. Вербе), в котором наряду с преобладанием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда — наличие умеренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); считается наиболее подходящей для стабильного демократического устройства; 2) обозначение политической культуры развитых демократий (в особенности американо-британской). ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность множества межличностных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (комплекс политических институтов, в т.ч. государство) и глобальное общество (самая широкая социальная общность, которая осуществляет наивысший уровень интеграции индивидов и автономна по отношению к своему окружению). ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) общие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований с общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые выражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, законодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократических структур. ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — 1) отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности связей между людьми. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (как специфически политическое явление) — это совокупность изменений в политической сфере, ведущих к институционализации открытой конкуренции за право контролировать правительство; предполагает признание вместе с институциональным обеспечением широких политических прав и свобод всех граждан конкретного государства для приумножения их политического участия, а также свободные выборы, в результате которых определяется состав правительства; имеет национальное (например, смена авторитарного режима демократически ориентированным в конкретной стране) и международное (территориальное распространение демократии в концепции «волн» демократизации) измерения. ДЕЛЕГАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие «Д.Д.» было введено в политическую науку аргентинским политологом 0'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами являются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-либо ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы; 4) наличие гражданских прав и свобод; 5) формальный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интересов. Д.Д., по мнению автора концепции, отличается от представительной отсутствием горизонтальной подотчетности исполнительной власти. В представительной демократии существует как вертикальная подотчетность власти (выборы), так и горизонтальная (система разделения властей, «сдержек и противовесов»). Отсутствие горизонтальной подотчетности при Д.Д. обусловлено низкой степенью институализации власти. Поскольку Д.Д. является промежуточным типом политического режима, постольку существуют две потенциальные альтернативы его развития. Одна их них сводится к регрессии Д.Д. и откату к авторитаризму; другая — к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоящее время понятие «Д.Д.» используется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России. ДЕМАГОГИЯ (< греч. demagogia, demos народ, ago вести) — заявления, высказывания, выступления, в которых для достижения политических целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием. ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть народа) — политический режим, характеризующийся следующими признаками: 1)гарантиями прав и свобод человека; 2) наличием всеобщего избирательного права и свободных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политическим плюрализмом; 5) публичностью власти; 6) разделением властей; 7) политической конкуренцией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, берущая свое начало от античной традиции, была наиболее полно разработана Ж.Ж. Руссо. Ее главными положениями являются: тождество (идентичность) правителей и управляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представительной теории, при демократии сохраняются различия между правящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сводится к совокупности способов выявления и согласования различных социальных интересов. Вторая трактовка является доминирующей в современной политической науке. Существует несколько теоретических моделей демократии: теория элитистской демократии (демократического господства элит), теория либеральной демократии, теория плюралистической демократии, теория плебисцитарной демократии, теория партисипаторной демократии, теория полиархии Р. Даля. ДЕПРИВАЦИЯ — состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и/или оцениваемым состоянием, к которому стремится субъект. Концепция депривации является исходной для объяснения протестных форм политического поведения. Существует несколько моделей Д. Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относительная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порождающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориентаций социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся ранее удовлетворительными, становятся неприемлемыми. Возникающее стремление к новым стандартам жизни значительно расходится с существующими возможностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строится на допущении сохранения прежнего типа ориентации и уровня надежд при резком падении жизненных стандартов, сокращении объема ценностей, которыми располагает субъект. Такое состояние образно обозначается как «революция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной депривации», включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким периодом, когда возраставшие и удовлетворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что выывает раздражение и озлобленность. ДЕСПОТИЯ — одна из разновидностей авторитарного режима, существовавшая в странах Древнего Востока. Специфическими чертами этого режима являлись: концентрация власти в руках деспота, опиравшегося на широкий слой государственных чиновников; теократический характер государства; государственная и общинная собственность на землю. ДИКТАТУРА (< лат. dictatura неограниченная власть) — политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями. Время правления диктатора было строго ограничено — не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. Само правление диктатора и обозначалось словом «Д.». Первыми диктаторами были Тит Ларций (498 г. до н.э.) и Марк Рутий (356 г. до н.э.). Последним историческим диктатором в Римской империи был Марк Юний Каннах (82 г. до н.э.). Д. Юлия Цезаря (47, 45—44 гг. до н.э.) носила уже более «современный» характер и была, по существу, бессрочной узурпацией власти. После смерти Цезаря Антоний навсегда отменил диктатуру как форму правления. Однако история диктатуры на этом не заканчивается. Тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, Д. пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. — исторические разновидности диктатуры. Всем им присущ ряд общих черт: неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие разделения властей, монополизация власти, бесправность человека, низкая степень легитимности власти, применение преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения диктатур весьма разнообразны. Их усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества. ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discriminatio различение) — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Д. нарушает права человека. Формами дискриминации являются: сегрегация — переселение лиц какой-либо национальности на специально отведенные территории (резервации, гетто) и геноцид — намеренное и систематическое физическое уничтожение представителей определенной этнической, религиозный или социальной группы. ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens несогласный) — лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. Диссидентами называли в средневековой Европе вероотступников и еретиков, а в более поздние исторические периоды — тех индивидов, которые не придерживались господствующей религии. В Советском Союзе диссидентами называли членов правозащитного движения, которое уделяло основное внимание отстаиванию таких прав и свобод, как свобода совести, слова, передвижения, право на честь и достоинство личности и др. ДИСКУРС (лат. discursus — беседа, разговор) - термин, широко используемый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого определения. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказываний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляемый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к основополагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («Discours de la methode»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников. ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции 20—30-х гг. XX в. Главные представители евразийской мысли — Н.С. Трубецкой (1890—1938), П.Н. Савицкий (1895—1965), Л.П. Красавин (1882—1952), Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. представители Е. обосновывали развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с «единой культурно-государственной евразийской идеологией правящего слоя», выдвигаемого путем отбора из народа. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — права и свободы, присущие человеку от рождения, т.е. данные природой, проистекающие из ее основных законов. Будучи «досоциальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Дж. Локком, Ш.Л. Монтескьё и др., была зафиксирована в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обеспечения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейно-политическое течение русской общественной мысли. Существует предположение, что термин «З.» ввел в оборот Н.В. Гоголь. Идеалом западников было приобщение России к ценностям и достижениям западной цивилизации. По своему содержанию, идейной направленности 3. было неоднородно. В нем прослеживаются два основных течения: умеренное и радикальное (революционное). Представители первого течения — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др. — провозглашали целью общественного развития утверждение правового порядка, парламентаризма и конституционной монархии. Сторонники второго — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — видели будущее России в утверждении социалистического идеала. ИДЕАЛИЗМ (во внешней политике) — внешнеполитический подход, основанный на оптимистическом представлении о природе человека и формируемых им сообществ (разумность, стремление к благу, способность к мирному общежитию и к справедливости). Он предполагает миропорядок, устроенный на демократических принципах, сотрудничестве и морали. Идеализм особенно был распространен в 1919-1939 гг., представляя собой попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию междугосударствами. ИДЕНТИФИКАЦИЯ — психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно овладевать разными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества. ИДЕНТИЧНОСТЬ (лат. identificus — тождественный, одинаковый) — качество, являющееся результатом индивидуального или группового самовосприятия в виде определенного субъекта.
ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функционирования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их закрепление в политической практике. Наивысшая идеологизация — это индоктринация (фр. doctrinaire — человек, слепо следующий какому-либо учению). ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СПЕКТР — 1) логически упорядоченная совокупность политически значимых идейных (идеологических) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический инструмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фундаментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые — правые, либерализм — консерватизм. Иногда добавляют третью: радикализм - реформизм. ИДЕОЛОГИЯ (гр. idea — идея, образ, logos — учение) — относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности. В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда— представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности. Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэлмон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г. Моска, В. Парето). Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеобщий, равный и тайный характер. Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается депутат, набравший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависимости от законодательной трактовки понятия «большинство», мажоритарные системы подразделяются на: а) абсолютные, в которых для победы кандидата на выборах необходимо собрать как минимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо собрать простое большинство голосов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажоритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорциональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударственном уровне и б) на уровне многомандатных округов. При смешанной избирательной системе часть депутатов избирается по мажоритарному, а часть по пропорциональному принципу. В России выборы в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избираются по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной. ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственного устройства. Признаками империи являются: высокая концентрация власти, ее распространение на обширную территорию; значительно этнически и культурно разнородный состав населения; экспансионистские стремления элиты; сильный бюрократический аппарат. Империи возникают в результате широкой территориальной экспансии, осуществляемой правящими элитами. Для создания и сохранения империй политические элиты вынуждены не только осуществлять физическое насилие, но и создавать мощный и эффективный бюрократический аппарат, способствовать экономическому развитию провинций и периферии. Примерами империй могут служить Римская империя, империя инков, Российская империя. ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступления в должность главы государства. ИМПИЧМЕНТ (англ. impeachment) — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должностными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верхней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах. ИНИЦИАТИВА (лат. initiare — начинать) — инструмент прямой демократии, который дает право группе граждан (зарегистрированных избирателей) с установленным законом количеством участников или собравшей необходимое число подписей (например, в Швейцарии — 50 тыс., в Калифорнии, США — 5% от электората, голосовавшего на последних выборах губернатора) потребовать вынесения на голосование сформулированного ею вопроса (законопроект», изменений и дополнений какого-либо существующего закона, в т.ч. конституции). Инициатива может быть прямой (вопрос сразу выносится на рассмотрение/голосование граждан) или непрямой (вопрос сначала обсуждается в законодательном органе и только при негативном ответе передается на всенародное голосование, иногда с альтернативным вариантом, предложенным законодателями). Получила широкое распространение в Швейцарии (впервые — в 1845 г.), 23 штатах США (в основном западных), Италии. Инициативу как легальный способ заполнить пробелы в законодательстве или изменить его нормы часто используют группы интересов, обладающие достаточными ресурсами для сбора подписей и мобилизации политического участия граждан. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин чаще всего используется в политическом плане.
КАТЕГОРИЯ (гр. kategoria - высказывание; признак)— 1) в науке: наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо явления действительности или процесса; 2) разряд, группа явлений, лиц, объединенных общностью некоторых признаков. КЛИКА (в политическом смысле) (фр. clique — шайка, банда) — группа людей, объединенная корпоративными — экономическими, социальными, политическими и др. — интересами, осуществляющая своекорыстные требования через институты и каналы государства (как правило, авторитарного). КОАЛИЦИЯ (< лат. coalitio союз) — политический союз, возникающий в результате соглашения различных политических сил, партий относительно целей и методов проводимой политики. Существуют государственные, партийные и правительственные коалиции. Государственные коалиции образуются на основе общих внешнеполитических интересов и целей. Партийные коалиции возникают в условиях многопартийности (см. партийная система), когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Правительство, формирующееся из представителей различных политических сил, называется коалиционным или правительственной коалицией. КОММУНИЗМ (< греч. сommunis общий) — политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Анализ общественного положения классов, слоев, социальных групп в К. является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов. Стержень коммунистической идеологии — учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом считается концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности в обществе, существование институциональных форм разрешения конфликта, этнолингвистическая и религиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает согласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состоявшихся выборов). К. по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с существованием данной формы правления). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, политизацией масс. КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio от communico - делаю общим, связываю, общаюсь)— 1)акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация — процесс сообщения информации с помощью высокотехнологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям. КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conservare — охранять, сохранять) — многоуровневое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма— С. Хантингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения». Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок. Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охранительного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взглядов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у классического либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценностей, институтов и процедур, с критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особенности обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике. КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ (лат. consolidatio — укреплять, уплотнять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенденция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «усилении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократических наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, политических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной демократии (англ. consolidated democracy), т.е. таких политических условий, в которых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демократические перемены являются необратимыми. Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидированную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значительными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, экономическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей путем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политической жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократического порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами. КОНСОЦИАТИВНАЯ (СООБЩЕСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ (англ. consociational democracy) — альтернативная мажоритарной (т.е. опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюралистических (многосоставных, мультикультуральных) обществ, в которых особенно сильно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам. Начало распространению термина положила книга А. Лейпхарта < < Демократия в многосоставных обществах» (1977). Сейчас в переводной и отечественной литературе чаще используется равнозначное понятие плюралистического общества (калька с англ. plural society). Политический режим, основанный на такой форме демократии, отличается следующим: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти предполагает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основных сегментов (групп) общества; 2) коалиционность означает, что решения, затрагивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно их представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются им самостоятельно (т.е. речь идет о значительной автономии сегментов), а институционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства, хотя может иметь и нетерриториальное истолкование; 3) пропорциональность является основным принципом при реализации политического представительства, в т.ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заявлять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета; 4) право вето меньшинств, участвующих в коалиции, заставляет учитывать их потребности при принятии важных решений. Консоциативная демократия утверждается и эффективно функционирует при соблюдении ряда условий, среди которых: отсутствие в плюралистическом обществе абсолютно доминирующего сегмента; равное влияние основных сегментов; ограниченное (3-5) количество сегментов; наличие внешней угрозы, одинаково воспринимаемой всеми сегментами и т.д. Примеры относительно успешных консоциативных демократических режимов — Швейцария (с 1943), Бельгия (после Первой мировой войны); частично консоциативные режимы — Канада, Австрия и др. КОНСОЦИАТИВНОСТЬ (англ. consociationism) — принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся институциональной структуры политических элит, представляющих различные относительно автономные сегменты общества; соблюдение принципа консоциативности позволяет поддерживать достаточно высокий уровень «национального единства», а также добиться стабильности демократии в стране с «фрагментированной политической культурой» (А. Лейпхарт). Термин «консоциация» (группа общественного единения) изначально применялся для обозначения пресвитерианских организаций в Шотландии, а в политологии его впервые использовал Д. Аптер. Консоциативность предполагает элитарный характер организации системы власти, а значит, ее эффективность зависит от готовности частей политической элиты к сотрудничеству, толерантности их лидеров и гибкости институциональной структуры межэлитного сотрудничества. Если эти условия отсутствуют, то неизбежен распад политической системы, который обычно сопровождается насилием (Ливан, Кипр, Югославия). КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ (лат. constitutio — установление) — процесс обретения государственными институтами конституционных (т.е. легально-рациональных, установленных главным законом государства) оснований, обеспечивающих их деятельность в соответствии с закрепленными законом (реже — традициями) правилами и процедурами. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) принцип строгого соблюдения буквы и духа основного закона (конституции) или совокупности самых важных законов государства, обладающих высшей юридической силой, конституционных процедур и установлений; порядок, при котором обеспечивается власть закона, т.е. государственные органы и должностные лица действуют не произвольно, а в соответствии с правовыми предписаниями; 2) направление политической мысли, отстаивающее власть закона в качестве главенствующих принципа и инструмента политического властвования. Англосаксонская политическая традиция ставит знак равенства между конституционализмом и конституционной системой правления, центральными элементами которой являются: процедурная стабильность (основные процедуры и правила, включая права человека, неприкосновенны, т.е. не могут быть изменены или отменены); ответственность (подотчетность) правительства перед избирателями; представительный характер власти; разделение властей и полномочий; открытость (публичность) политики. КОНФЕДЕРАЦИЯ (позднелат. Confoederatio — объединение) — постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверенитет), располагающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам и создают специальные совместные органы. КОРПОРАТИЗМ (лат. corporatio — объединение, сообщество) — по Ф. Шмиттеру — система представительства интересов, в которой ограниченное число единичных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, функционально различных, признанных или созданных государством элементов получают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований. КРАТОЛОГИЯ (гр. kratos - власть) — направление в политологии, исследующее комплекс проблем, связанных с понятием власти, формами и способами ее осуществления и/или распределения. ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность. ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согласия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. История понятия Л. восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленными нормами поведения. Преимущественно Л. трактовалась как право должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Указанный термин ввел в политическую науку и детально его разработал М. Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся распределением ценностей и ресурсов составляет, по Веберу, основу легитимности. Основоположник концепции легитимности выделял три ее «чистых» типа: традиционный, харизматический и рационально-легальный. Традиционный тип легитимности означает, что индивиды, общество подчиняются власти в силу традиций, обычаев и привычки. Харизматический — основан на вере в необыкновенные качества политического лидера. При рационально-легальном типе общество ориентировано на поддержку закона и власти, которая носит легальный характер. В реальной политической жизни можно обнаружить различные комбинации этих типов легитимности. Д. Истон выделяет три источника легитимности: а) веру в существующие политические ценности; б) убеждение в законности установл
|