Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Февральская революция и развитие печати в России






 

Революционные события, происходившие в последние дни февраля 1917 г., заметно отразились на рынке столичной прессы. С 25 февраля по 5 марта в Петрограде ни одна газета, кроме «Русского инвалида», не увидела света. Да и опубликованные здесь материалы не давали представления о том, что реально происходит в городе. Сложная ситуация с выпуском газет сложилась в эти дни и в Москве. Из-за того что издатели не захотели поместить сообщения о беспорядках в столице и деятельности сформированного в Петрограде Совета рабочих депутатов, а затем Временного комитета Государственной думы, типографские рабочие отказались печатать их газеты. Исключение составило «Русское слово», возобновившее свой выход 2 марта. Остальные московские газеты появились лишь на следующий день и лишь после того, как их издатели выполнили требования печатников.

2 марта было сформировано Временное правительство. Рупором проводимой им политики стал его официальный орган «Вестник Временного правительства», который стал продолжением «Правительственного вестника» и сохранил его дореволюционную нумерацию. Содержание «Вестника Временного правительства» в марте 1917 г. не позволяет судить о каких-либо кардинальных переменах во внутренней и внешней политике страны. Пришедшее к власти мирным путем Временное правительство продолжало прежний курс царизма. Эта политика не устраняла существовавших в обществе противоречий. Они, как и прежде, продолжали существовать, побуждая к активной деятельности все политические партии России, занимавшие различные позиции по вопросам войны, мира, земли, дальнейших судеб революции.

Февральскую буржуазно-демократическую революцию «Русское слово» не могло оставить вне внимания. Одна из старейших буржуазных газет страны, она не была изданием, далеким от политики. За годы своей деятельности газета не раз меняла политическое направление, но при этом делала это так умело, что в сознании читателей оставалась приятным собеседником, поэтому тираж ее к началу 1917 г. достигал 600–800 тыс. экз., а порой и миллиона экземпляров. Всегда осторожная, чутко улавливающая складывавшуюся политическую ситуацию, газета в самом начале марта 1917 г. достаточно определенно выразила свою позицию: поддержка думскому правительству.

В материалах «Вестника Временного правительства» отразились процессы возрождения российской прессы в первые дни после февральских событий, ее отношение к новой власти. 5 марта 1917 г. «Вестник» писал, что все газеты – «Русское слово», «Речь», «Биржевые ведомости», «Новое время», «День» и др. – приветствуют Временное правительство и призывают поддерживать его. В этом же номере сообщалось о том, что назначен комиссар по делам печати.

Многое для популяризации новой власти сделал А. Керенский, занявший пост министра юстиции. Он был единственным представителем демократии в правительстве. По его инициативе при министерстве юстиции было создано бюро печати, в задачи которого входило сообщение политических новостей и важнейших мероприятий, проводимых правительством. Бюро печати составляло особые бюллетени для министра юстиции.

Ситуацией, сложившейся после победы Февральской буржуазно-демократической революции, воспользовались все социалистические партии, и в первую очередь большевики, также получившие возможность легально работать. 5 марта возобновилось издание «Правды», закрытой царским правительством в июле 1914 г.* перед самым началом первой мировой войны. Газета фактически стала центральным органом большевистской партии. Одновременно в Москве увидел свет орган МК большевиков «Социал-демократ». Он был наиболее влиятельной после «Правды» большевистской газетой, имевшей широкую читательскую аудиторию в центральных районах страны.

В мартовские дни 1917 г. большевистские издания вышли в Харькове, Киеве, Екатеринославе, в ряде городов Закавказья, Прибалтики, Туркестана. В течение марта появилось 16 большевистских газет, общий тираж которых составил 300 тыс. экземпляров1.

В течение последующего месяца большевистская пресса получила дальнейшее развитие за счет военных изданий. Как орган Военной организации при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов вышла газета «Солдатская правда», преобразованная затем в орган Военной организации при ЦК РСДРП(б). «Окопная правда», «Волна», «Утро правды» и другие издавались партийными комитетами ряда военных организаций армии и флота.

В структуре большевистской журналистики заметное место заняла крестьянская печать, главной целью которой было привлечение на сторону большевиков многомиллионной массы крестьян. Для них выпускались газеты «Деревенская беднота», «Деревенская правда», «Крестьянская газета» и др.

Наиболее ярыми противниками большевиков внутри рабочего движения являлись меньшевики, которые также в начале марта 1917 г. развернули активную издательскую деятельность.

7 марта в Петрограде вышла «Рабочая газета», представлявшая взгляды меньшевиков и ставшая рупором их видных лидеров: П. Аксельрода, Ф. Дана, В. Засулич, А. Потресова и др. Несколько позже «Рабочая газета» стала Центральным органом меньшевиков.

В Февральскую буржуазно-демократическую революцию меньшевики вступили заметно разобщенными. «Рабочая газета» отражала взгляды лишь одной их партийной группы. На правом фланге меньшевизма стояла небольшая группа меньшевиков-оборонцев во главе с Г. Плехановым. Эта группа получила название «Единство» и издавала газету под таким же названием. В редакцию входили известные меньшевистские деятели: Г. Плеханов, Г. Алексинский, Л. Дейч и др. Газета выступала за поддержку Временного правительства, за союз с буржуазией, настаивала на установлении в стране «твердой власти».

В апреле 1917 г. появилось издание еще одной группы – сторонников Мартова и меньшевиков-интернационалистов. К ним примкнули также писатели, сотрудничавшие в журнале «Летопись». Вышедшая газета получила название «Новая жизнь», а в ее редакцию вошли М. Горький, Н. Суханов, В. Базаров и др.

Значительное число меньшевистских изданий выходило во многих крупных городах страны: в Москве увидела свет газета «Вперед»; в течение марта – апреля меньшевистские издания появились в Киеве, Тифлисе, Екатеринбурге, Баку, Одессе, Ростове-на-Дону и других городах.

В результате Февральской буржуазно-демократической революции легализовала свою деятельность и партия эсеров. В марте 1917 г. ее ЦК приступил к выпуску в Петрограде своего органа «Дело народа». Это была ежедневная политическая и литературная газета, на страницах которой активно выступали А. Керенский, В. Чернов и другие лидеры эсеровского движения2. «Дело народа», выражая официальную эсеровскую идеологию, поддерживало Временное правительство, не исключало возможности содружества с ним, стояло на позициях оборончества.

В апреле 1917 г. в Петрограде вышла еще одна эсеровская газета – «Воля народа». Хотя она издавалась правыми эсерами, ее политическая линия мало чем отличалась от «Дела народа». Правоэсеровскими являлись также «Известия Всероссийского Совета крестьянских депутатов». В Петрограде партия эсеров также издавала газеты «Свободная Россия», «Самоуправление».

До десяти эсеровских газет издавалось в Москве. Среди них: «Труд», «Земля и воля», «Народное слово», «Власть труда», «Социалист-революционер». Среди московских эсеровских изданий особо выделялась ежедневная газета «Солдат-гражданин», выпускавшаяся эсеро-меньшевистским Советом солдатских депутатов. Она поднимала вопросы, волновавшие крестьян, – о наделении их землей, о тяжелом положении деревни и т.д.

Эсеровские газеты выходили в Киеве («Воля народа»), в Вологде («Вольный голос Севера»), в Казани («Голос труда»), в Екатеринбурге («В народ»), в Баку, Тифлисе, Владивостоке и некоторых других городах (они имели одинаковое название – «Знамя труда»). Под влиянием эсеров находились «Известия» некоторых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Активную издательскую деятельность вели и другие социалистические партии: трудовики, народно-социалистическая партия (энэсы), максималисты, анархисты.

В начале марта в Петрограде начал действовать комитет журналистов. Его печатный орган «Известия» ставил своей задачей всестороннее освещение деятельности новой власти.

В 20-х числах марта «Русское слово» опубликовало разработанный в своей время партией конституционных демократов проект Закона о печати, открывавшийся словами: «Печать свободна. Цензура отменяется отныне и навсегда». Обращение к Временному правительству об учреждении Закона о печати было принято на собрании пятнадцати литературных организаций Москвы. В резолюции собрания отмечалось: «В интересах общего блага, для обеспечения печати возможности должным образом выполнить свое ответственное и важное в свободной стране дело», необходимо «без всякого промедления издать временный закон»3.

Вскоре Временным правительством были предприняты шаги для создания совета российской печати, которому надлежало заняться разработкой законопроектов о печати.

Буржуазные издания, встав на сторону Временного правительства, весьма настороженно относились к Советам рабочих депутатов. Редактор «Русского слова» В. Дорошевич потребовал от сотрудников газеты не сбиваться влево, ни по тону, ни по содержанию публикаций не становиться на сторону Советов. В конце марта в редакции «Русского слова» для руководства газетой создается Особый комитет, деятельность которого регламентировалась программой, уставом, инструкцией. Комитет, на который возлагалось общее руководство газетой, объявлял «Русское слово» беспартийным изданием, разрешавшим себе поддерживать отношения со всеми социалистическими партиями. Но при этом газета должна была стоять на защите частной собственности, а во Временном правительстве – видеть единственную законную власть. Особый комитет стал коллегиальным органом редакции. Он обсуждал на своих заседаниях материалы сотрудников редакции, предназначенные для публикации в других изданиях, если эти выступления противоречили позиции «Русского слова».

В условиях развивавшихся политических событий в стране Временное правительство, продолжая издание «Вестника», приступило к выпуску своего нового печатного органа. Им стала «Народная газета», вышедшая 21 апреля 1917 г.

Газетный мир России в условиях буржуазно-демократического государства неуклонно рос. Бурно развивалась региональная печать, особенно в Центральном Черноземье, Ставрополье, Сибири. Однако открывшиеся возможности для издательской деятельности всех партий, социальных групп и объединений не были законодательно закреплены. 27 апреля 1917 г. Временное правительство приняло Закон о печати, провозгласивший беспрепятственный выпуск, распространение и торговлю печатными изданиями любых политических направлений4.

Закон о печати способствовал дальнейшему развитию в центре и на местах многопартийной, многонациональной журналистики. В социалистической прессе появляются новые лево- и правоэсеровские, анархистские издания, растет сеть солдатских газет, а также органов на национальных языках. Около 30 газет различных направлений выходили на украинском, белорусском, латышском, армянском, азербайджанском, грузинском, узбекском, литовском, эстонском и других языках. Благодаря закону о печати газеты и журналы социалистических партий распространялись в крупных городах страны и свободно там продавались.

Значительное место в журналистике России 1917 г. занимали «Известия рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Созданные как органы Советов различных уровней, они тесно смыкались с изданиями социалистических партий, тем более что редакции «Известий» в большинстве своем были укомплектованы сотрудниками различных политических убеждений. Так, «Известия» Петроградского, Архангельского, Минского и ряда других Советов находились в руках меньшевиков и эсеров, а в «Известиях Совета рабочих и солдатских депутатов Бакинского района» участвовали как большевики, так и меньшевики.

Характеризуя структуру российской периодики после Февральской революции 1917 г., нельзя не обратить внимания на укрепление позиций печати буржуазных партий. В новую полосу истории России она вступила, обладая многочисленной и широко разветвленной сетью периодических изданий. Уже с 5 марта возобновилось издание таких крупных газет, как суворинское «Новое время», основанная в декабре 1916 г. царским министром внутренних дел А. Протопоповым «Русская воля», «Биржевые ведомости», за которыми стояло правое крыло кадетов во главе с П. Струве. Вслед за ними вышли ликвидаторская газета «День», кадетская «Речь» и др.

Стремясь усилить свое влияние на массы, революционизировавшиеся под воздействием февральской буржуазно-демократической революции, буржуазные партии продолжали развивать свою издательскую деятельность. В Петрограде, в частности, они создали новые газеты: «Живое слово», «Голос Руси», «Финансовая газета» и др., которые поддерживали Временное правительство и выражали интересы крупных промышленных корпораций и влиятельных банковских структур. В августе 1917 г. А. Суворин приступил к изданию еще одной газеты «Молва», заявлявшей о своей приверженности Временному правительству. Все органы буржуазной прессы занимали враждебную позицию по отношению к большевикам и Советам.

После Февральской революции 1917 г. в структуру буржуазной прессы входили, как и в прошлые годы, дешевые развлекательные, сенсационные, бульварные издания: «Копейка», «Маленькая газета», «Петербургская газета», «Петербургский листок», «Вечерняя почта» и др., рассчитанные на вкусы невзыскательного читателя.

Господствующее место в буржуазной прессе 1917 г. занимала кадетская печать. Центральный орган партии «Речь», издававшаяся в Петрограде газета «Современное слово», московские «Русские ведомости» многое сделали для того, чтобы партия кадетов, в дни Февральской революции 1917 г. и после ее победы, обрела особую силу, став не монархической, а республиканской. Ее лидер П. Милюков занял пост министра иностранных дел Временного правительства.

С мая 1917 г. кадеты начали выпускать свой журнал «Вестник партии народной свободы». В период Февральской буржуазно-демократической революции у конституционных демократов было около 40 изданий, выходивших в различных городах и регионах страны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал