![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
На базе Муниципального образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Кусинского детского дома, находящегося в Челябинской области в городе Куса по улице Гагарина дом 26, была проведена экспериментальная работа по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Цель: разработать и внедрить программу деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи: 1) Провести диагностирование дошкольников и воспитателей 2) Осуществить подбор форм и методов деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у дошкольников 3) Проверить эффективность разработанной программы 4) Дать рекомендации воспитателям. При проведении диагностики дошкольников нами были использованы следующие методы: опросник дошкольников «Понимание агрессивности дошкольниками», анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка», сбор данных, анализ. Для данного исследования были взяты все дети дошкольного возраста находящиеся в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Кусинском детском доме. Всего в группу детей дошкольного возраста входит 7 детей: 3 девочки и 4 мальчика. Для диагностики дошкольников мы использовали опросник «Понимание агрессивности дошкольниками», разработанный американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер (Приложение А). Целью данного опросника является выявление у дошкольников уровня знаний о агрессивности, а так же определение уровня самооценки. Опросник проводиться в индивидуальном порядке. Для исследования дошкольнику задается 4 вопроса. Ответ заносится на опросный лист под соответствующий номер, воспитателем или лицом, тестирующим ребенка. Результаты опросника «Понимание агрессивности дошкольниками», представлены в таблице 1, которая позволит наглядно увидеть, какое поведение дети считают агрессивным и выявить склонность детей к агрессии. Таблица 1 Результаты опросника «Понимание агрессивности дошкольниками»
После проведения данного опросника было выявлено, что в среднем 42 % детей являются склонными к агрессии, а это 3 из 7 опрошенных дошкольников. Следующая задача стоящая перед нами, заключалась в том, чтобы собрать информацию о детях, с точки зрения воспитателей. Для этого мы использовали специальную анкету под названием «Критерии агрессивности у Вообще анкетирование — метод сбора социальной информации. Широко используется в социальной психологии, социологии, управлении персоналом. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей. Основным инструментом анкетирования является анкета (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные. По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (в присутствии анкетера) и заочное. В нашей работе мы использовали анкету состоящею из закрытых вопросов. Целью данной анкеты является выявление агрессивности у ребенка дошкольного возраста. Анкетирование проводится среди воспитателей. Воспитателю предлагается ответить на 20 вопросов. На предложенные вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет». Ответ заносить на опросный лист под соответствующий номер. Результаты анкеты по выявлению агрессивности у ребенка, представлены в таблице, которая позволит наглядно выявить критерии агрессивности дошкольника, а так же его уровень агрессии и в чем это проявляется.
Результаты анкетирования показали, что в группе высокого уровня агрессии у детей отсутствует. По мнению воспитателей у 4 дошкольников средний уровень агрессии, а у 3 детей низкий.
Целью данного наблюдения являлось, выявление дошкольников с агрессивным поведением. Результаты наблюдение, представлены в таблице 3, которая позволит наглядно выявить детей дошкольного возраста с агрессивным поведением. Таблица 3 Результаты наблюдения по выявлению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
По результатам наблюдения, было выявлено, что данной группе дошкольников у 2 детей агрессивное поведение отсутствует, у 1 низкий уровень агрессивного поведения, а у 4 дошкольников, проявляются только первые признаки агрессивного поведения.
Диаграмма 1 Результаты обработанных методик, для выявления дошкольников с агрессивным поведением Полученные результаты диагностики вызвали необходимость разработки программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения.
Цель программы: профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Задачи программы: 1) Создать атмосферу принятия и понимания, и снять эмоциональную напряженность 2) Сформировать в группе атмосферы взаимной поддержки 4) Помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме 5) Обучить детей эффективным способам общения. Программа была построена совместно с педагогом - психологом Кусинского детского дома. Программа состоит из 9 блоков: 1) Знакомство 2) Настроение 3) Мы тебя любим 4) Мы с тобой так похожи 5) Дружба 6) Мы вместе 7) «Тух-тиби-дух» 8) Волшебная игра 9) Наша дружная семья Все блоки в первую очередь были направлены, на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения в группе. Содержание программы предоставлено в таблице 4.
Продолжение таблицы 4
Продолжение таблицы 4
Продолжение таблицы 4
Продолжение таблицы 4
В связи с тем, что преддипломная практика проходит всего 4 недели, а программа рассчитана на 9 недель, то все упражнения проводины не были из-за нехватки времени. Всего нами было проведено 18 упражнений, по 2 из каждого блока. После внедрения профилактической программы, вернее некоторых упражнений, которые кратко представлены в таблице 4, и сравнения результатов повторной диагностики у контрольной и экспериментальной групп выявлены следующие изменения: 1) Снизилась склонность к агрессивному поведению по результатам опросника и анкетирования – на 28% 2) произошло снижение импульсивности на 14%, эгоцентризма – на 14%, интравертированности – на 28%, чувства одиночества – на 14% 3) уменьшилось число проявлений таких форм агрессивного поведения как пассивная невербальная – на 28%, скрытая активная невербальная – на 14%, прямая активная невербальная – на 10% 4) возрос уровень демонстративности – на 5%, оптимизма – на 14%, экстравертированности – на 28%. Выше изложенные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что если деятельность
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. В данной дипломной работе проведен теоретический анализ проблемы, раскрыто понятие агрессия, агрессивность и агрессивное поведение. Изучением данной проблемы занимались: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д. и другие. Под агрессией мы понимаем мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Под агрессивностью - устойчивую черту личности, проявляющую в готовности к агрессивным действиям. А под агрессивным поведением - повторяющие агрессивные действия как ситуативной реакции. Изучив виды агрессии, мы выяснили, что существуют виды агрессии: а) направленные на внешний объект или предмет б) на самого себя (аутоагрессия). Раскрыта система работы воспитателя с агрессивными детьми. В работе необходимо использовать диагностические методы: 1) Опросники 2) Архивные исследования
4) Оценивание другими 5) Проективный метод 6) Методы с использованием наблюдения 7) Лабораторные наблюдения. Для исследования уровня агрессивного поведения у дошкольников мы использовали опросник «понимание агрессивности дошкольниками» разработанный американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер, и анкету Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка». Полученные результаты исследования вызвали необходимость в разработке программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Программа построена по 9 блокам: Знакомство, Настроение, Мы тебя любим, Мы с тобой так похожи, Дружба, Мы вместе, «Тух-тиби-дух», Волшебная игра, Наша дружная семья. Все блоки в первую очередь были направлены, на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения в группе. После внедрения программы была проведена повторная диагностика. Результаты которой подтвердили эффективность применения программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
1 Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.-с.224 2 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-с.510 3 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 1990. – с.160. 4 Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997, с.330 5 Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.– М.: Просвещение., 1997, с.96 6 Ениколопов С. Н. Агрессия- одна из форм защиты «Я»// Химия и жизнь – XXI век, № 10 (2006), с.12-15 7 Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование, №2(2003), с.185-192 8 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – Минск.: Педагогика., 1985. – с.170 9 Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — М.: Просвещение, с.1992- 260 10 Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.: Просвещение, 1983. – с. 23 11 Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004, с.116 12 Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. – С. 4-10. 13 Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, с.224
15 Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003, с.333 16 Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1994, с.116 17 Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.: Педагогика., 1991. – с.37 18 Лоренц К. Агрессия. – М.: Просвещение, 1994. –с. 125 19 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2003, - 666 20 Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007, с.734 21 Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007, с.154 22 Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии, № 3 (1994), С.61-68 23 Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Лайнер., 1997.-96с. 24 Петровский А.В. Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение., 1990.-с.740 25 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1990, с.224 26 Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5, 6.-С.35-40. 27 Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 28 Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: Институт практической психологии, 1996, с.96 29 Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск», 2002, с.187
31 Чепелева Л. М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар: Просвещение – ЮГ, 2002, с.62 32 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М..1994 33 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.: Литера., 1996, с.240 34 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. – М.: Просвещение., 1986. – с.405 35 Холлигер В. Человек и агрессия. – М.: Просвещение, 1985. – с.35.
|