Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I Теоретические основы методики развития речиСтр 1 из 73Следующая ⇒
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Оглавление Предисловие Глава I Теоретические основы методики развития речи § 1. Предмет методики развития речи и задачи курса § 2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками § 3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка § 4. Методы исследования в методике развития речи Глава II. Из истории методики развития речи § 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике § 2. Развитие методики в России Глава III Система работы по развитию речи в детском саду § 1. Цель и задачи развития речи детей § 2. Методические принципы развития речи § 3. Программа развития речи § 4. Средства развития речи § 5. Методы и приемы развития речи Глава IV Методика развития словаря § 1. Понятие словарной работы и ее значение § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду § 4. Общие вопросы методики словарной работы § 5. Методика словарной работы в возрастных группах Глава V. Методика формирования грамматического строя речи § 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей § 5. Методика формирования морфологической стороны речи § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи § 7. Методика формирования способов словообразования Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей § 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях § 7. Формирование звуковой выразительности речи Глава VII Методика развития связной речи § 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве § 3. Задачи и содержание обучения связной речи § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи § 6. Приемы обучения рассказыванию § 7. Пересказ литературных произведений § 8. Рассказывание по игрушкам § 9. Рассказывание по картине § 10. Рассказывание из опыта § 11. Творческое рассказывание § 12. Связные высказывания типа рассуждений Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям § 5. Методика заучивания стихотворений § 6. Использование художественной литературы вне занятий Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте § 1. Сущность подготовки к обучению грамоте § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте § 3. Ознакомление со словом § 4. Ознакомление с предложением § 5. Ознакомление со словесным составом предложений § 6. Ознакомление со слоговым строением слова § 7. Ознакомление со звуковым строением слова § 8. Подготовка к обучению письму Предисловие
Курс теории и методики развития речи является одним из основных в подготовке специалистов дошкольного профиля. Главной целью его изучения в колледже и вузе является формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи и вооружение их эффективными методами и приемами работы с детьми. В процессе изучения курса развивается методическое мышление, способность правильно оценивать реальные педагогические ситуации, применять теоретические знания в разных условиях.
Пособие написано в соответствии с учебной программой факультетов дошкольной педагогики и психологии, педагогических колледжей и училищ.
Последовательность и содержание глав определяется логикой речевого развития ребенка и организации педагогического процесса в детском саду. В главах раскрываются основные понятия, особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методика работы в < …>
Учебное пособие подготовлено на основе учета традиций отечественной методики развития речи и обучения родному языку, опыта преподавания курса в Московском государственном педагогическом институте им. В. Ленина, заложенного Е. А. Флериной и М. М. Кониной. В нем отражены современные взгляды на речевое развитие дошкольников, использованы материалы исследовании последних лет. В этой связи настоящее пособие можно рассматривать как коллективный труд всех, кто разрабатывал вопросы методики развития речи детей дошкольного возраста.
Это первый опыт создания учебного пособия по данному курсу, адресованного тем, кто обучается на разных ступенях педагогического образования. Авторы будут признательны за высказанные предложения по его совершенствованию.
Глава I Теоретические основы методики развития речи
|