Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Архитектура Древнего Рима этрусско-архаического






ПЕРИОДА ………………........................................................................................ 220

 

1. Особенности планировки этрусских городов ……………………………………226

2. Композиционные особенности этрусского жилища. Атриумный дом ……….. 229

3. Этрусская религия. Погребальные сооружения этрусков ……………………... 230

4. Культовая архитектура этрусско-архаического периода ……………………… 237

Литература …………………………………………………………………………….. 252

Контрольные вопросы и задания ……………………………………………………. 254

 

Лекция 6. АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ………………........................ 260

 

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ IV-III ВВ. ДО Н. Э. ……………….. 262

1. Особенности римского градостроительства и фортификации ……………….. 262

2. Жилые дома римлян IV-III вв. до н. э. ………………………………………….. 265

3. Культовая архитектура III-II вв. до н. э. ………………………………………… 268

 

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ II-I ВВ. ДО Н. Э. ………………….. 269

1. Инженерные сооружения, строительная техника древних римлян …………… 270

2. Жилые дома II-I вв. до н. э. (усадьбы, виллы) ………………………………….. 275

3. Римские форумы республиканского периода …………………………………... 285

4. Культовая архитектура II-I вв. до н. э. ………………………………………….. 292

Литература ……………………………………………………………………………. 301

Приложение …………………………………………………………………………... 304

Контрольные вопросы и задания ……………………………………………………. 307

 

Лекция 7. АРХИТЕКТУРА РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ………………………. 314

 

1. Монументальные постройки эпохи императора Августа ………………………. 320

2. «Золотой дом» императора Нерона …………………………………………….... 334

3. Зрелищные сооружения Ранней империи. Театр Марцелла, Большой цирк,

Колизей ……………………………………………………………………………….. 335

4. Культовая архитектура периода Ранней империи ……………………………… 342

4. Триумфальные арки Ранней империи …………………………………………… 351

Литература ………………………………………………………………………….… 355

Контрольные вопросы и задания ……………………………………………………. 358

 

Лекция 8. АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ СРЕДНЕЙ ПОРЫ ……………. 363

 

1. Введение. Военные поселения Римской империи I-II вв. …………………...… 364

2. Многоэтажные дома (инсулы) …………………………………………………... 366

3. Инженерные сооружения (мосты, акведуки) …………………………………… 369

4. Форум Траяна, триумфальная колонна Траяна ………………………………… 375

5. «Греческое» направление в творчестве императора Адриана.

«Город Адриана», арка Адриана, Панэлленион в Афинах ……………………. 384

6. «Римское» направление в творчестве императора Адриана.

Храм Венеры и Ромы, вилла Адриана в Тибуре ……………………………….. 387

7. Римский Пантеон. Мавзолей Адриана ………………………………………….. 393

Литература ……………………………………………………………………………. 401

Контрольные вопросы и задания …………………………………………………… 403

 

 

Лекция 9. АРХИТЕКТУРА ВОСТОЧНЫХ РИМСКИХ ПРОВИНЦИЙ …………….. 411

 

1. Упадок искусства метрополии ………………………………………………….. 412

2. Градостроительная политика в восточных провинциях (города,

пограничные укрепления) ……………………………………………………….. 415

3. Культовый ансамбль Баальбека (Гелиополиса) ………………………………... 420

4. Тихейон в Фене (II век) (Мисмиэ, первая половина II века) ……………………. 424

Литература …………………………………………………………………………..… 425

Контрольные вопросы и задания …………………………………………………….. 427

 

 

Лекция 10. АРХИТЕКТУРА ПОЗДНЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ……………………. 431

 

1. Оборонительные сооружения. Развитие полиоркетики ……………………….. 434

2. Триумфальные арки поздней империи …………………………………………. 438

3. Римские термы ………………………………………………………………….… 443

4. Базилика Максенция-Константина в Риме (нач. IV в.) ………………………… 451

5. Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.) …………………………………….. 456

Литература ……………………………………………………………………………. 461

Контрольные вопросы и задания ……………………………………………………. 463

 

 

Лекция 11. РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА ………………………………. 471

 

1. Зарождение христианской архитектуры. Катакомбы, первые церкви ……….. 473

2. Римские базилики (Западная империя) ……………………………………….… 477

3. Центрические храмы (Восточная империя) …………………………………..… 480

Литература …………………………………………………………………………..... 490

Контрольные вопросы и задания ………………………………………………….… 493

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящий цикл лекций по истории архитектуры древнего мира включает два тома, посвященных зодчеству стран Древнего Востока и античных государств. Необходимость в написании этой работы была вызвана следующими обстоятельствами.

Во-первых, мы читаем этот курс на архитектурном факультете ТГАСУ с 1978 года и должны констатировать, что именно по данному разделу всемирной истории для студентов архитектурно-строительных вузов Российской Федерации до сих пор не подготовлено ни одного учебника. Возраст «ортодоксальных» учебно-методических работ, в той или иной степени касающихся данной тематики, насчитывает, по крайней мере, четверть века. Поэтому в процессе работы над рукописью нам пришлось в основном опираться на материалы первого тома «Всеобщей истории архитектуры» профессора Бориса Петровича Михайлова, опубликованного в 1958 году [1][1]. Отдельные разделы рукописи, посвященные античному градостроительству, корректировались с учетом материалов учебника Т.Ф. Саваренской «История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды» [2] и второго издания «Всеобщей истории архитектуры» [3]. Изданное в 2006 году учебное пособие А.А. Мусатова «Архитектура античной Греции и античного Рима» [4] выполнено в форме «зарисовок». По утверждению его автора, оно «не содержит образцовых ответов на вопросы, чтобы не стимулировать практику зазубривания ограниченного минимума информации». Поэтому потребность в написании лекционного курса по истории древнего зодчества назрела.

Во-вторых, за последние десятилетия было опубликовано немало научных и научно-по- пулярных работ по искусству и архитектуре древнего мира, которые могут представлять интерес для учащихся и специалистов. Однако эти работы не всегда доступны для широкого круга читателей. Много интересной информации (фотографии, комментарии к ним и т. п.) было получено нами по Интернету.

Учебное пособие включает два тома. Первый том («Архитектура стран Древнего Востока») насчитывает около 400 страниц, второй («Архитектура античных государств») – 501.

Курс насчитывает одиннадцать лекций: «Эгейская (крито-микенская) культура (III-II тыс. до н. э.)», «Зодчество Древней Греции» (архаический, классический и эллинистический периоды, VIII-I вв. до н. э.), «Архитектура Этрурии, VIII-II вв. до н. э.)», «Архитектура Римской республики, V-I вв. до н. э.», «Архитектура Римской империи, I-V вв. (ранняя империя, империя средней поры, восточные провинции, поздняя империя)», «Раннехристианская архитектура, I-V вв.».

Все лекции имеют схожую структуру. Вначале рассматриваются исторические предпосылки, оказавшие существенное влияние на формирование искусства и архитектуры того или иного древнего государства. Затем последовательно анализируются особенности градостроительной политики этой страны, композиционные и конструктивные решения жилых, общественных, культовых зданий и сооружений. Особое внимание уделяется монументально-декоративному искусству – орнаменту, живописи, плоской и круглой скульптуре. Раскрывается их роль в архитектуре. Важное место в лекциях уделено творчеству выдающихся античных зодчих и теоретиков архитектуры – Херсифрона, Иктина, Калликрата, Мнесикла и др. (Древняя Греция); Витрувия, Аполлодора Дамасского, императора Адриана и др. (Древний Рим).

Тексты лекций снабжены большим количеством черно-белых и цветных иллюстраций, многие из которых не встречались ранее в учебных изданиях. Иллюстрации размещены по ходу текста, что значительно облегчает понимание излагаемого материала.

В конец каждой лекции помещен подробный список рекомендуемой литературы, порою насчитывающий десятки наименований. Он включает отечественные и зарубежные издания, в некоторых случаях – перечни авторских работ, посвященных рассматриваемой в лекции тематике. Иногда, чтобы сделать более ясной авторскую позицию по тому или иному вопросу, мы включали в текст лекций приложения – фрагменты авторских публикаций.

Следует отметить, что в античной архитектуре зародилась профессиональная терминология. Многими из этих понятий мы пользуемся по настоящее время. Поэтому в лекциях дается краткое разъяснение сути новых понятий. При этом не следует забывать, что все эти термины имеют отношение исключительно к античному зодчеству.

Согласно традиции, каждая лекция должна завершаться перечнем контрольных вопросов и заданий по пройденному материалу. В этом издании мы решили воспользоваться программой тестового контроля, разработанной в Московском архитектурном институте (МАрхИ). Тесты нацелены на развитие у студентов архитектурного факультета навыков самостоятельной работы с тематической литературой.

Мы неоднократно использовали эту методику при разработке целой серии тематических олимпиад по истории архитектуры. Каждая олимпиада изначально предполагала самостоятельную работу студентов и служила опорной точкой при сдаче зачета или экзамена. Наиболее интересные исследования докладывались на студенческих научно-технических конференциях, публиковались в центральных и региональных изданиях.

Программа тестового контроля включает серию контрольных вопросов с различной степенью сложности. В практике отечественных и зарубежных вузов наибольшей популярностью пользуются шесть разновидностей контрольных тестов (упражнений): альтернативный, избирательный и конструктивный тесты, тест-подстановка, типовая и нетиповая задачи.

Альтернативный тест предполагает однозначный ответ на поставленный вопрос – «Да» или «Нет». Однако желательно обоснование своего ответа.

Являлся ли новинкой для своего времени ордер кариатид Эрехтейона? Если нет, то назовите их предшественников в античной и древневосточной архитектуре.

Избирательный тест – в конце вопроса приводится перечень возможных вариантов ответа, из которых только один является правильным. Задача студента – найти этот ответ и обосновать его.

Подчеркивая роль профессионального образования, … (?) писал о «невеждах, называющих себя архитекторами». Им он противопоставлял «старинные традиции, когда заказчики узнавали, подобающее ли образование получили архитекторы», считая, что «надо довериться благородной скромности, а не дерзкой наглости…».

Марк Витрувий;Марк Туллий Цицерон;Тит Лукреций Кар.

 

Конструктивный тест содержит вопрос с единственным вариантом ответа, который излагается в развернутой форме.

Назовите имя римского императора, активно занимавшегося архитектурно-строительной практикой. Его наиболее известными достижениями в этой области являются окончательный вариант храма Зевса Олимпийского в Афинах, собственная вилла в Тибуре, храм Венеры и Ромы в Риме, реконструкция римского Пантеона.

 

Тест-подстановка состоит в заполнении промежутков, намеренно оставленных в тексте.

…(?) – триумфальное сооружение, украшенное частями носов разбитых вражеских кораблей. Впервые воздвигнуто консулом Гаем Дуилием в 260 г. до н. э. в честь победы над карфагенским флотом.

…(?) – курган, окруженный подпорной стенкой-крепидой, который вмещал несколько гробниц, связанных между собой и включавших по нескольку камер. Диаметр кургана достигал 50 м.

 

Типовая задача –для достижения правильного решения необходимо из справочной и энциклопедической литературы получить дополнительную информацию (расчетную формулу, расшифровку незнакомых терминов и т. п.). На основе полученных данных формируется структура ответа.

Древнегреческие зодчие четко подразделяли кривое и прямое (например, в архитектурных обломах). Они полагали, что резкое преобладание прямых линий приводит к однообразию, к обеднению формы, а чрезмерное богатство кривых, безмерное усложнение их, наоборот, вызывает чувство пресыщения. Композиция, составленная из одних кривых, беспокойна. Только соразмерная смесь – гармония прямого и кривого, противопоставленных друг другу, должна привести к красоте целого.

Согласны ли Вы с этой концепцией? Обоснуйте свою точку зрения примерами из «Архитектурных ордеров по Виньоле».

 

Нетиповая задача (высшая степень сложности) предполагает нестандартный, оригинальный подход к ее решению, формирование у студента собственной точки зрения на поставленную проблему. Как показал опыт прошлых олимпиад, ответы на нетиповые задачи нередко становились темами самостоятельных научных исследований, докладов на студенческих научно-технических конференциях.

 

Н.И. Брунов писал о римском Пантеоне следующее: «Архитектоническая форма Пантеона – это грандиозный символ вселенной. Древние римляне сами говорили о том, что купол Пантеона символизирует небесный свод. Религиозное воздействие Пантеона усиливается благодаря определенному сходству его интерьера с пещерой. Основное отличие от более поздних аналогичных сооружений, например, зданий эпохи Возрождения или классицизма, состоит здесь в отсутствии окон. Свет, падающий сверху, лишает интерьер обыденности и наполняет его интимным звучанием…».

Идея «небесного свода», открытого или имитированного с помощью гигантского купола, была популярна у многих народов. В чем она заключалась и как интерпретировалась в архитектуре древнего мира и средневековья?

Мы очень надеемся, что наше учебное пособие поможет студентам архитектурных специальностей познакомиться с наиболее выдающимися памятниками античного зодчества, по достоинству оценить специфику творческого мышления древних зодчих, не утратившего актуальности и в наши дни.

 

Выражаем огромную благодарность Залесову Валерию Геннадьевичу за организационную помощь в подготовке этого издания, Ледовскому Евгению Александровичу – за его графическое оформление, студентам архитектурного факультета ТГАСУ – за содействие в подборке текстового и иллюстративного материала, Полякову Валерию Евгеньевичу – за неоценимую помощь в его систематизации.


[1] 1. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1. / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – 686 с.

2. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984 – 376 с.

3. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). – Изд. 2-е – М.: Издательство литературы по строительству, 1973 – 712 с.

4. Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима: Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 144 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал