Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Или Новая версия новейшей истории
Теперь, когда вы получили общее представление об оккультизме в первой половине XX-го века, можно подвести некоторые итоги. Итак, в 1938-ом году Иосиф Сталин, вождь страны Советов, поставил точку в истории советского довоенного оккультизма. Никакой информации, что кто-то всерьёз занимался оккультными науками (в том числе — разработкой психотронного оружия) в военные и послевоенные годы, в моём распоряжении не имеется. Скорее всего, такой информации не имеется вообще. Те или иные сообщения, появляющиеся иногда под громкими заголовками на страницах сегодняшних газет, оказываются на поверку либо откровенной мистификацией с целью увеличения тиража, либо перепевом старых мифов на новый лад. Тем не менее, именно сегодня заговорили о том, что, возможно, за кулисами государства с демонстративной и где-то даже вызывающей политикой атеизма, агрессивной секуляризации и нетерпимости ко всем без исключения существующим вероучениям, скрывается собственно советская эзотерическая доктрина. Впервые этот вопрос был поднят в начале 90-х годов. Опубликован ряд работ, среди которых выделяются книга Джорджо Галли «Политика и маги», диссертация Николы Фумагалли «Политическая и эзотерическая культура русских левых (1880—1917)», статьи Брачева, Шишкина, Андрея Никитина. Популяризацией этой темы занялся журнал «Элементы», на страницах которого было прямо заявлено, что " советская цивилизация и на практике и в своих теоретических предпосылках была чем-то совершенно иным, нежели воплощением в реальности сухого материалистического марксистского догматизма и механицистского прагматизма" [30]. В художественной литературе эта идея была отражена в творчестве москвича Виктора Пелевина (всем, кто интересуется тематикой подобного рода, очень рекомендую прочесть его роман «Чапаев и Пустота», повесть «Омон Ра» и рассказы «Хрустальный мир» и «Откровение Крегера»), красноярского тандема Михаил Успенский — Андрей Лазарчук (роман «Посмотри в глаза чудовищ») и харьковчанина Андрея Валентинова (цикл «Око силы»). В рамках гипотезы, сформулированной вышеперечисленными авторами, высказывается также мысль, что изучение оккультных наук и эксперименты по внедрению " достижений" оккультизма в будничную практику проводились все семьдесят с гаком лет советской власти (что называется, без перерывов на обед) и проводятся поныне — уже под трёхцветным российским флагом. Незатейливая мысль эта получила столь широкое распространение, что дело доходит уже до откровенных спекуляций. Так, вдумчивый и местами остроумный исследователь альтернативных исторических планов Александр Новиков в одной из своих статей, озаглавленных «Русские корни арийского мистицизма», вообще склонен видеть за любым телодвижением советских и постсоветских руководителей признаки соблюдения определённого рода оккультных ритуалов. Вот что он, к примеру, пишет по поводу убийства Льва Троцкого: «Парадокс заключается в том, что ни для Сталина, ни для Советской России Троцкий, как политическая фигура, угрозы к 1940 году — год его убийства — не представлял, но был опасен именно для крупной буржуазии Запада как некий подвижный фермент всё той же русской идеи перманентной революции, созвучной в своих глубинах с бывшим и грядущим Армагеддоном... Все нити, связанные с убийством Троцкого и имеющие отношение к НКВД, сходились к рукам Лавретия Берии. И тут опять мы встречаемся с мрачной " Т" (тау)-символикой: именно при Берии на Лубянке в его кабинете был установлен огромный стол в виде буквы " Т", а хозяин кабинета восседал в перекрестии его, словно Медный змей Моисея... Сходство усугублялось знаменитыми очками Берии, которые и вовсе делали его похожим на кобру, пожиравшую всё, что попадало в её поле зрения, в том числе и Троцкого [...]. [...] очень странно выглядит сам инструмент убийства. Кроме своего явного намека на букву " Т", он напоминает также и те африканские обряды, о которых писал этнограф СА. Токарев. Напомним: "...их убивали ударами мотыг и заступов, и тела их зарывали на только что вскопанном поле..." Ледоруб — по своей форме — это точная копия древнейшего земледельческого орудия кетменя (" кат мэн" — " змей человека"), которое на русском называется словом " мотыга" (" матери иго"), а на французском — " сапа". Слово " сапа" в древности означало змею, отсюда сапрофиты и сапрофаги — мелкие существа, пожирающие трупы и дерьмо. В Индии словом «ваг» называют только кобр, но всех остальных змей называют словом «сапа» и доныне [...]. Применительно к убийству Троцкого даже само слово " ледоруб" несёт определённую смысловую нагрузку. Белая кроманьонская раса возмужала в условиях ледников. Лед, Север — закаляют белого человека, а поэтому лёд враждебен южной культуре... В альпинизме же ледорубы появились довольно поздно, сменив древнейший альпеншток, копию арийской ваджры, копья, гарпуна» [37]. Надуманность подобной интерпретации очевидна. Примерно таким же образом современные " палеофантасты" пытаются увязать высоту пирамиды Хеопса с расстоянием от Земли до Солнца. Такой подход к серьёзнейшей теме не выдерживает никакой критики! То, что хорошо, как литературный приём, недопустимо в работе, претендующей на некую наукообразность. Впрочем, современных исследователей " советского" оккультизма понять можно: уж очень гладко советская идеологическая система укладывается в представления о том, какие черты должна иметь неорелигия мессианского толка: культ личности вождя, характерный разлад между " словом" и " делом", нетерпимость по отношению к конкурентам. И опять же — высочайшая мера наказания для тех, кто отступится, не захочет участвовать в коллективном безумии. Вроде бы, всё правильно, однако исследователи почему-то совершенно упускают из виду тот факт, что в послевоенный период за громкими заклинаниями лозунгов, за мистериями парадов и съездов КПСС, за романтизмом пионерских костров и байкало-амурских строек, нормальный советский человек не усматривал ничего, кроме лжи и нудного пустозвонства. А подобное невозможно в государстве с продуманной и сильной эзотерической доктриной. В этом мы убедились на примере Третьего Рейха. Тот дух, наполненность любого действия, совершаемого во имя партии и советского государства, который преобладал в двадцатые и тридцатые годы, умер, и ни сам Сталин, ни те, кто пришёл ему на замену, даже не попытались его реанимировать. Объяснение этому я вижу только одно: дитя европейского оккультизма — советская неорелигия — поначалу очень неплохо прижившаяся на российской почве, в одночасье было задавлено прагматиком Сталиным, когда он наконец понял, что его, Сталина, власть безгранична и не существует более в Советском Союзе силы, способной встать у него на пути. Сталин создавал империю; проведение политики империи ко многому обязывает, и уж никак оккультисты не могли помочь вождю всех времён и народов в его многотрудном деле. Даже их единственный козырь — потенциальная возможность разработки нового оружия — был покрыт картой позитивистской науки и техники, оказавшейся способной строить дешёвые мощные танки и самолёты. Не нужны были Сталины оккультисты — скорее, они ему даже мешали, проповедуя систему представлений о мире, в которой ему, Сталину, отводилась весьма скромная роль.
* * * Теперь сформулирует обсуждаемый вопрос иначе: а был ли прав вождь всех народов, расправившись с официальными и подпольными оккультистами? Безотносительно к тому, что каждый оккультист — это ещё и живой человек, и вряд ли он заслуживает за одни только свои убеждения пули в затылок. Но сформулируем безотносительно. Я ввожу это ограничение неслучайно. Работая с литературой, я заметил, что подавляющее большинство авторов, освещая в своих работах новейшую историю оккультизма, вольно или невольно становятся на позиции исторических персонажей, доверяют им. Но ведь доверие — это частичное признание правоты, чего упомянутые персонажи совершенно не заслуживают. Судите сами. Выше я рассказал лишь о нескольких (далеко не всех, но наиболее ярких) фигурах, стоявших за проявлениями оккультной деятельности в Российской империи и СССР начала XX-го века. Елена Блаватская, Георгий Гурджиев, Николай и Елена Рерихи, Борис Астромов, Александр Гошерон-Делафос, Всеволод Белюстин, Алексей Солонович, Георгий Тюфяев, Александр Барченко, Глеб Бокий, Яков Блюмкин. Что прежде всего объединяет этих людей? Тяга к неизведанному? В какой-то мере — да. Желание прикоснуться к сокровенным тайнам мира сего? Ещё раз да. Но в то же время — стремление к ничем неограниченной власти над людьми и желание единолично решать судьбы мира. Признавать (хотя бы и частично) правоту этих людей мне тяжело. И не буду. Тем более, что замешана эта " правота" на мистификациях, апелляциях к маловразумительным и часто выдуманным " первоисточникам", теориям, отрицающим саму мысль о возможности участия человечества в том, что называется прогрессом. Мне могут возразить в том смысле, что о правоте или неправоте этих людей можно говорить только в том случае, если у нас имеется пример резко отрицательного вмешательства оккультистов в исторический процесс. То есть от меня потребуется привести свидетельство того, что, получи оккультисты начала XX-го века по-настоящему Большую власть над людьми (которой, как мы убедились, почти все они добивались), и они построили бы такое общество, что мир содрогнулся бы от ужаса. Что ж, отвечу я, но ведь именно это и произошло в Германии. После публикации «Утра магов», программной работы Луи Повеля и Жака Бержье, никто не сомневается, что крах нацистской Германии является не просто крахом очередной державы — нет, это нечто большее, это крах системы взглядов на мир, настолько непохожей на всё, нам известное, что захватывает дух. Это был крах магов. «...не коммунизм восторжествовал над фашизмом, вернее — произошло не только это. Если взглянуть на историю с более отдалённой позиции, то есть с точки зрения, откуда можно оценить смысл таких грандиозных событий, то это наша гуманистическая цивилизация нанесла удар люциферовской, магической, созданной не для человека, но для " чего-то большего, чем человек". Нет существенных различий между мотивами цивилизаторских действий СССР и США. Европа XVIII и XIX создала двигатель, который всё ещё продолжает служить. Он не одинаково шумит в Нью-Йорке и в Москве — но служит всем. В войне против Германии был только один-единственный мир, а не краткосрочная коалиция извечных врагов. Один-единственный мир, веривший в прогресс, справедливость, равенство и науку. Мир, одинаково представлявший себе Космос, с одинаковым пониманием всемирных законов, отводящий человеку во Вселенной одно и то же, не слишком большое и не слишком маленькое место. Один-единственный мир, верящий в разум и в реальность вещей. Один-единственный мир, который должен был целиком погибнуть, чтобы уступить место другому, чьим провозвестником чувствовал себя Гитлер. Этот маленький человек " свободного мира", житель Москвы, Бостона, Лиможа или Льежа, маленький человек, положительный, реалистический, сильный скорее своей моралью, чем набожностью, лишённый метафизического чувства и аппетита к фантастическому, тот, кого Заратустра считал человекоподобным, карикатурой, — этот маленький человек уничтожил великую армию, предназначенную для того, чтобы открыть дорогу сверхчеловеку, человеку-богу, властелину стихий, климата, звёзд. И любопытно, что — справедливо или нет — но этот маленький человек с огромной душой несколько лет спустя запустил в небо спутник и открыл межпланетную эру» [42]. Так писали Повель и Бержье. Полагаю, что лучше не скажешь. Но вернёмся к тому, с чего мы начали. Пример нацистской Германии, к сожалению, более, чем показателен. Мы видели, как медленно, но верно проникал оккультизм в сознание сначала — лидеров национал-социализма, затем — всех тех, кто становился под его знамёна; как шаг за шагом искоренялся серьёзный и вдумчивый взгляд на мир; как очевидность выворачивалась наизнанку, а от положения звёзд стала зависеть жизнь миллионов. Всё то же самое могло произойти и у нас. Я далёк от мысли облагораживать Иосифа Сталина и его клику. Однако я вижу, что прояви Сталин хотя бы каплю жалости к большевистским адептам оккультных наук, история могла бы коренным образом перемениться, и Россия могла бы пойти по такому же страшному и гибельному для всего мира пути. Вы скажете, история не терпит сослагательных наклонений? Да, не терпит, но у нас и нет нужды прибегать к конъюнктиву. Чем отличается Спецотдел под руководством Бокия от «Аненербе» под руководством Сиверса? Чем отличается деятельность Александр Барченко от деятельности Карла Хаусхофера? Чем отличается Яков Блюмкин от Рудольфа Гесса? Чем отличается Николай Рерих от Свена Гедина или Эрнста Шеффера? Только тем, что у них не оказалось под рукой человека, которого можно было бы поднять на вершину власти и поиметь с этого все причитающиеся дивиденды — вот и всё. Мы тоже живёт на излёте века, в период очередного Апокалипсиса; нам снова неуютно и тяжело под ветром перемен, дующим из будущего; мы снова готовы цепляться за прошлое, ибо в нём, как нам кажется, есть рецепты от всех бед; мы снова штудируем Блаватскую, пересказываем друг другу мифы о Шамбале, обращаемся к магам за помощью и рядимся в чёрную униформу. Зачем? Ведь история уже преподнесла нам жестокий и такой наглядный урок. Об этом уроке истории нам следует помнить. Если мы не хотим, чтобы завтра очередной " мессия" под красным или чёрным знаменем с символом звезды или свастики повёл нас на войну со всем миром ради торжества идей — холодных и бесчеловечных, как глыба льда в пустоте, за пределами Вселенной. Список литературы
1. Het Monster. Тринадцать врат: История эзотерических учений " от Адама до наших дней" — Электронная публикация, 1996. 2. Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы (Новые материалы о русских экспедициях в Центральную Азию в первой половине XX века) — изд. «Агни», Самара, 1997. 3. Андреев И.М. Очерки по истории русской литературы XIX века. Вып.1. —Джорданвилль, 1968, с.301. 4. Барченко А.С. Кем же он был? Судьба Александра Барченко — журн. «Наука и религия», № 7, 1997, с.14-16. 5. Бебутов Д.И. Русское масонство XX века. В кн.: Николаевский Б.И. Русские масоны и революция. — М.: «Терра», 1990, с.131-134. 6. Безант А. Лекции по теософии — Электронная публикация, 1996. 7. Белый А. Записки чудака — «Геликон», Москва-Берлин, 1922, с.153-155, 171 8. Бирнат К., Краусхаар Л. Организация Шульце-Бойзена—Харнака в антифашистской борьбе — М.: «Прогресс», 1974. 9. Бланк А.С. В сердце Третьего рейха (Из истории антифашистского Народного фронта в подполье) — М.: «Мысль», 1974. 10. Брачев В.С. Ленинградские масоны и ОГПУ — журнал «Русское прошлое», 1991, кн.1, с.275-276. 11. Брачев В.С. Петербургские мартинисты 1910-1925 гг. — журнал «Отечественная история», 1993, № 3, с.180-182. 12. Бреннан Д.Х. Оккультный рейх — «Тайны тысячелетий» (Сборник), Издательский дом «Всемирный следопыт», 1997, с.226-262. 13. Бреннан Д.Х. Чёрная магия Адольфа Гитлера — Библиотека газеты «Развитие», 1992, с.3-80. 14. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман — Л.: «Наука», 1970, с.153. 15. Быков В.П. Спиритизм перед судом науки, общества и религии. — М., 1914. 16. Велидов А.С. Похождения террориста: Одиссея Якова Блюмкина — М: Современник, 1998. 17. Величко Ф.К. Астрологическая дуэль Гитлер—Черчилль — журн. «Гермес (Альманах по истории тайных наук)», № 1, 1992, с. 32-33. 18. Винокуров И.В., Гуртовой Г.К. Психотронная война, от мифов - к реалиям — М: «Мистерия», 1993. 19. Воробьевский Ю.Ю. Путь к Апокалипсису: стук в золотые врата — М:, 1998. 20. Геннадьев Т. Охота за летящими мыслями — газета «НЛО», № 42, август 1997, с.9. 21. Гитлер А. Моя борьба — М: «Т-Око», 1992. 22. Грекова Т. У истоков психотронного оружия — газета «НЛО», № 46, ноябрь-декабрь 1997, с.20. 23. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма (Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию) — АО «Евразия», 1993. 24. Демин В.Н. Здравствуй, Гиперборея! — журнал «Наука и религия», № 8, 1997, с.14-15. 25. Демин В.Н. Космист, чекист, хранитель тайны... — журнал «Наука и религия», № 4, 1997, с.38-39. 26. Дугин А. Конспирология (Наука о заговорах, тайных обществах и оккультной войне) — М: Историко-религиозное общество «Арктогея», 1992. 27. Иванов В.Ф. Православный мир и масонство — Харбин, 1935. 28. Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде — Л.: «Лениздат», 1985. 29. Кульский А.Л. Призраки истории — Д.: «Сталкер», 1998. 30. Мелентьева Н. Оккультные корни коммунизма — журнал «Элементы» (Евразийское обозрение), № 8, 1996, с.96-99. 31. Мифология: Иллюстрированный энциклопедический словарь — СПб: Фонд «Ленинградская галерея», АО «Норинт», 1996. 32. Немировский А.И., Уколова В.И. Свет звезд, или Последний русский розенкрейцер. — М., 1995. 33. Непомнящий Н. Вольф Мессинг — М.: «Олимп», ООО «Фирма " Издательство АСТ"», 1998. 34. Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России. Исследования и материалы — М: «Интерграф Сервис», 1998. 35. Никитин А.Л. Тамплиеры в Москве — журнал «Наука и религия», 1993, № 1, с.45. 36. Николаевский Б.И. Русские масоны и революция — М.: «Терра», 1990. 37. Новиков А. Русские корни арийского мистицизма — «Книга тайн-12», М: «Мистерия», 1993, с.233-381. 38. Нэф М. Личные мемуары Е.П.Блаватской — Электронная публикация, 1995. 39. Оппоков В. Кащеева игла масонства — журнал «Молодая гвардия», 1995, № 2, с.112. 40. Парнов Е.И. Трон Люцифера: Критические очерки магии и оккультизма — М: Политиздат, 1985. 41. Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская (Биографический очерк) — Электронная публикация, 1996. 42. Повель Л., Бержье Ж. Утро магов — К: «София», 1994. 43. Пруссаков В. Оккультный мессия и его рейх — М: «Молодая Гвардия», «Шакур-2», 1992. 44. Равенскрофт Т. Копьё судьбы — М: «КРОН-ПРЕСС», 1998. 45. Рерих Н.К. Алтай—Гималаи — Рига: «Виеде», 1992. 46. Рерих Н.К. Шамбала сияющая — Электронная публикация, 1994. 47. Риордан К. Гурджиев — Электронная публикация, 1992. 48. Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет (Дневники) — журнал «Ариаварта (Запад и Восток. История исследований Центральной Азии)», № 1, 1997, с.77-165. 49. Соболева Т.А. Тайнопись в истории России (История криптографической службы России XVII - начала XX в.) — М: «Международные отношения», 1994. 50. Столяров К.А. Палачи и жертвы — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1997. 51. Тайные общества и секты: культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики — Мн.: «Литература», 1996. 52. Топчиев А.Г., Росов В.А. Доктор К.Н.Рябинин — участник Центральноазиатской экспедиции Н.К.Рериха — журн. «Ариаварта (Запад и Восток. История исследований Центральной Азии)», № 1, 1997, с.165-179. 53. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии — Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. 54. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым — М., «Терра», 1991, с.267. 55. Шаламов В.Т. Левый берег: Рассказы — М.: «Современник», 1989, с.420-423. 56. Шальнев А. Николай Рерих не был агентом ОГПУ — газета «Известия», № 202, 22 октября 1993, с.7. 57. Шапошникова Л.В. Учителя — Электронная публикация, 1994. 58. Шахнович М.И. Петербургские мистики — СПб: «Невский глашатай», 1996. 59. Шишкин О. Н.К.Рерих в объятиях «наглого монстра»: Расследование с продолжением — газета «Сегодня», № 208, 29 октября 1994, с.13. 60. Шишкин О. Н.К.Рерих. Мощь пещер — газета «Сегодня», № 237, 10 декабря 1994, с.13. 61. Шишкин О. Н.К.Рерих. Не счесть алмазов в каменных пещерах — газета «Сегодня», № 222, 19 ноября 1994, с.13. 62. Шишкин О. Оккультные тайны НКВД — журнал «Секретное досье», № 1, май 1998, с. 3-13. 63. Шишкин О. Пламенный человек — в кн. «Велидов А.С. Похождения террориста: Одиссея Якова Блюмкина», М: Современник, 1998, с.241-268. 64. Шишкин О. ЦК, ЧК и Шамбала — газета «Совершенно секретно», № 3, 1996, с.8-9. 65. Эйзенштейн С.М. Мемуары. Т.1. — М., 1997, с.62-63. 66. Энциклопедия Третьего Рейха — М: «Локид», «Миф», 1996.
|