![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы обсадной колонны
Стандартами России на нефтяные трубы предусматривается выпуск стальных бесшовных обсадных труб диаметром от 114 до 508 мм. Трубы каждого диаметра выпускаются с несколькими толщинами стенок. Например, толщина стенок обсадных труб диаметром 146 мм составляет 6, 5; 7; 8; 9; 10 и 11 мм. На концах труб предусмотрена конусная резьба. Трубы, поставляемые длиной 9, 5— 13 м, соединяются муфтами (рис. 2.15).
Для успешного спуска обсадной колонны и цементирования скважины ее нижняя часть оборудуется следующим образом (рис. 2.16): направляющая пробка 1, башмак 2, башмачный патрубок 3, обратный клапан 4 и упорное кольцо (на рисунке не показано). Направляющая пробка, изготовленная из цемента или чугуна, служит для направления обсадной колонны при спуске ее в скважину.
Цементные пробки легко разбуриваются и поэтому их применяют при спуске промежуточных колонн. Чугунные пробки в последнее время нашли широкое распространение. Они имеют одно центральное отверстие и четыре боковых. Эти пробки обладают высокой прочностью и в то же время сравнительно легко разбуриваются. Башмак представляет собой толстостенный стальной патрубок длиной 300 — 600 мм, на верхнем конце которого выполнена резьба для соединения с обсадными трубами, а на нижнем — резьба для соединения с чугунной направляющей пробкой. Иногда внутренняя часть остается гладкой (в случае применения цементной направляющей пробки). Башмачный патрубок изготовляется из толстостенной обсадной трубы длиной около 1, 5 м с резьбой на концах. Нижний конец патрубка свинчивается с башмаком, а на верхний конец навинчивают удлиненную муфту, внутри которой устанавливают обратный клапан. В башмачном патрубке просверливаются отверстия по винтовой линии для выхода из обсадной колонны промывочной жидкости и цементного раствора при цементировании скважины [9]. Обратный клапан служит для циркуляции жидкости в направлении сверху вниз. При спуске обсадной колонны жидкость из скважины в колонну не проникает, что уменьшает нагрузку на резьбовые соединения, а также на талевую систему и вышку. Поэтому обратный клапан необходимо применять при спуске утяжеленных обсадных колонн. В промежуточных, а иногда в эксплуатационных колоннах обратный клапан после окончания цементирования скважины необходимо разбуривать. Поэтому обратный клапан изготавливают из чугуна. К удлиненной муфте, в которой устанавливается обратный клапан, привинчивается обсадная труба, соединенная со следующей обсадной трубой с помощью стандартной муфты, в которой размещается чугунное упорное кольцо диаметром на 15 — 20 мм меньше внутреннего диаметра муфты обсадной трубы. Упорное кольцо предназначено для задержания цементировочных пробок, перемещающихся по обсадной колонне в процессе цементирования скважины.
|