Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Немецкой классической философии
Иммануил Кант – профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); и критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804г.). В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения». Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности достоверного познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. Познавательные способности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, обнаруженные Кантом, он назвал антиномии: 1) ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начало во времени и безграничен); 2) простое и сложное (существуют только простые элементы и то, что состоит из простых – в мире нет ничего простого); 3)свобода и причинность (существует не только причинность по законам природы, но и свобода – свобода не существует, все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы); 4) наличие Бога (Бог есть как безусловно необходимое существо, как причина всего сущего / Бога нет, нет никакого абсолютно необходимого существа-причины всего сущего). С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоречия – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, – доказательство наличия границ познавательных способностей разума. И. Кант классифицирует само знание: апостериорное знание (знание, которое человек получает в результате опыта); априорное знание (доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства); «вещь-в-себе» (это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом, так как в человеческом мышлении представлена только «вещь-для-нас» (то, каким образом вещи нам являются, конструируются возможностями самого человеческого разума). Таким образом, Кант встает на позицию агностицизма, согласно которому достоверное познание невозможно. Человеческое сознание («чистый разум»), по Канту, имеет свою структуру: формы чувственности (пространство и время, благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени – первый уровень сознания), формы рассудка (категории, предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» «пространства и времени» – средний уровень сознания); формы разума (окончательные высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира и др.) – высший уровень сознания). Философия, по Канту, является наукой о данных высших идеях. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и свести все сущее. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом: количество (единство, множество, цельность); качество (реальность, отрицание, ограничение); отношение (присущность и самостоятельность, причина и следствие, взаимодействие; модальность (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Наряду с «чистым разумом» – сознанием, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом произведении «Критика практического разума». Главные вопросы в книге: Какой должна быть мораль? и Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону (основной закон этики, названный Кантом, как категорический императив): «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства», т.е. поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В книге «Критика способности суждения» прозвучали идеи эстетики. Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); целесообразность в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); целесообразности духа (наличие Бога).
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – представитель немецкой классической философии. Он был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого объективного (абсолютного) идеализма. (идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего; объективный идеализм признает реальное существование вещей вне сознания человека и наделяет объективным бытием духовное; оно существенно, а потому и более реально, чем телесное).
Гегель стремился разработать универсальную философскую систему. Его предшественник Кант полагал, что нашел неизменные трансцендентальные предпосылки знания (пространство, время, категории) – эти формы всегда присущи всем субъектам. Гегель же полагает, что существует более широкий спектр трансцендентальных предпосылок, а также он полагал, что они изменчивы, культурно относительны, т.е. создаются историей, а значит, не являются универсальными для всех. Кроме того, Кант мыслит с позиции дуализма и дуалистических противоположностей, противопоставляя трансцендентальное и эмпирическое. Гегель же стремится примирить эти противоположности в их диалектическом взаимодействии. Он стремится преодолеть кантовский дуализм между эмпирической «вещью для нас» и непознаваемой «вещью в себе». Поэтому он отвергает «вещь в себе». Он полагает, что между человеком и миром существует постоянный напряженный диалог, который выражается в истории, и который ведет человека к более адекватным представлениям о мире. В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы, где природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи); философию духа, где «дух», по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух (душа, сознание отдельного человека – так называемый " дух в себе"), объективный дух (следующая ступень духа, " дух общества в целом"), абсолютный дух (высшее проявление духа, вечно действительная истина); философию истории, где история, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа; вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы; в этой связи Гегель делит всю историю человечества на три эры: восточную (свободой пользуется лишь один человек), антично-средневековую (себя осознает уже группа людей, однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от " верхушки" и служит ей), германскую (эпоха, когда себя осознают и свободны все). Главная идея учения о бытии (онтологии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – Абсолютной Идеи. Абсолютная Идея – это единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, существующий в непроявленном виде, отчуждает себя в виде: окружающего мира, природы, человека, а затем отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе. То есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружающий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: творение материи из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) – через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Таким образом, человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Выражением Абсолютного духа являются искусство, религия и философия. Искусство – непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Религия – антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и, в то же время, понятое гениальными людьми – философами.
Гегель впервые было четко сформулировано научное понятие диалектики. Диалектика – основополагающий закон развития существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики, согласно Гегелю, в том, что все – Мировой дух, «конечный дух» – человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала, данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение некой формы бытия или познания), данному тезису всегда находится антитезис (отрицание имеющегося утверждения, его противоположность). В результате взаимодействия этих двух противоположных тезисов получается синтез (отрицание отрицания, новое утверждение, снятие возникшей противоположности), которое, в свою очередь, становится тезисом более высокого уровня развития, так как в примирении тезиса и антитезиса возникает новое качественное состояние развивающегося явления или процесса. Это развитие происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня, в силу чего такое развитие происходит по спирали. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии. По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречие являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. Таким образом, по Гегелю, каждое явление в природе, каждый процесс в обществе и духовной жизни отдельного человека, будучи тождественны понятию (так в основе развития всего – саморазвитие Абсолютной Идеи, как духовного и логического начала, то есть «понятия»), проходят тройственный цикл развития, который достигнув своего третьего уровня – отрицания отрицания, воспроизводится вновь на еще более высоком уровне. И так до тех пор, пока не будет получен высший синтез в Абсолютном Духе, в котором сняты и разрешены все противоречия и противоположности. Диалектика понятий (духовного процесса) определяет собой у Гегеля диалектику вещей (процессов природы и общества). Она (диалектика понятий) является лишь отраженной, отчужденной, «овнешненной» формой подлинной диалектики, осуществляющейся в форме саморазвития Абсолютной Идеи (Абсолютного Духа, Мирового Духа). Важно также и то, что идея Абсолютного Духа у Гегеля – это идея Бога, понимаемого пантеистически, но еще и дополненного его саморазвитием по диалектическим законам: через исходные противоречия и «отрицательность», изначально заложенные в каждом явлении и представляющие собой источник всякого развития. Индивидуальное сознание человека, согласно Гегелю, развивается поступательно, проходя все этапы развития человечества, приобщаясь к общемировому культурному опыту; он имеет возможность развиваться от обыденного мышления – к философскому, где только и возможна работа чистого мышления.
Философия Людвига Фейербаха (1804-1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма (одно из направлений в философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи). Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, в отличие от раннее возникших материалистических школ (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты). Они были внутренним национальным явлением своего времени, отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине XX вв. Под влиянием философии Фейербаха сформировалась марксистская философия. Основные черты философии Фейербаха заключаются в полном разрыве с религией (атеизм) и освобождение от многовекового, религиозного влияния в попытке объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы, проявляя интерес к социально-политическим вопросам. Кроме того, Фейербах предпринимает материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека, выражая большое убеждение в познаваемости окружающего мира. Л. Фейербах в противовес объективному идеализму Гегеля выдвинул теорию антропологического материализма. Согласно этой теории, единственно существующими реальностями является природа и человек, человек – часть природы, это единство материального и духовного, а значит психофизическое единство, то есть единство души и тела и он должен стать главным интересом философии. Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека, поэтому необходим антропологический принцип и в процессе познания: всякое познание внешнего, объективного должно быть основано на чувстве любви к другому человеку как признание существования внешнего. Все, что нас окружает (предметы, явления) – это различные проявления материи, но для Фейербаха важна не сама категория «материи», понимаемая абстрактно или механистически, для него «материя» – не механизм, а целостный организм, в котором материальный человек – тоже телесная целостность, единство души и тела. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога, непримиримая борьба против религии и критика идеализма, который Фейербах понимал как рационализированную форму религии. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, – деистов и др., Фейербах: выступает с атеистических позиций, тесно увязывая проблему Бога с антропологией. Основные положения критической атеистически-анропологической теорииФейербаха связано с утверждением того, что Бога как самостоятельной реальности нет; Бог – порождение сознания человека; религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью. Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге – сверхсильном разумом существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты. Согласно Фейербаху, Бог – это идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек, а также выражение человеческой потребности в любви, объект человеческой любви; Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец – человек. Поэтому Бог – это отчужденная родовая сущность самого человека; здесь отчуждение понимается как раздвоение: часть в человеке – то, что он признает в качестве «себя», часть – то, что он понимает под «внешними силами», то есть он становится чужд части самого себя. Именно таким образом, полагал Фейербах, человек воспринимает Бога как независимую, внешнюю силу, а себя как бессильное перед ним существо. По мысли Фейербаха, критики Бога и идеализма достаточно для того, чтобы люди поняли подлинный смысл идеи Бога, преодолели отчуждениеи примирились с собой.
|