Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учетная политика организации, составляющей отчетность по IFRS.
Существует два варианта получения отчетности по IFRS. В соответствии с первым вариантом компания параллельно ведет учет хозяйственных операций по белорусским правилам и IFRS в течение отчетного периода. Соответственно составляется отчетность, отвечающая требованиям IFRS, на основе бухгалтерских записей, которые велись в течение отчетного периода. Второй вариант - это трансформация отчетности, составляемой по Инструкциям Минфина РБ, в отчетность по IFRS без ведения параллельного учета в течение отчетного периода. Выбор варианта зависит от того, рассматриваются ли текущие данные учета, который ведется или может вестись в компании по IFRS, как основа для принятия тактических управленческих решений внутренними пользователями бухгалтерской информации (управленцами, менеджментом организации). И в первом и во втором случаях, когда методики бухгалтерской интерпретации отдельных фактов хозяйственной жизни и элементов отчетности, установленные инструкциями Минфина РБ и IFRS, даже незначительно отличаются друг от друга, возникает необходимость определенной переклассификации и переоценки элементов отчетности. В результате такой переоценки отчетность, составленная по белорусским бухгалтерским инструкциям, должна превратиться (трансформироваться) в отчетность по IFRS. Да, IFRS, так же как и некоторые белорусские бухгалтерские инструкции, в ряде случаев предоставляют организации возможность выбора из нескольких методологических вариантов одного для отражения фактов хозяйственной жизни в учете, группировки и оценки элементов отчетности. Другими словами, стандарты предоставляют возможность формирования конкретной учетной политики организации. Но в рамках IFRS эта возможность отличается от предоставляемой белорусским законодательством как в целом (в силу гораздо большей значимости профессионального суждения бухгалтера), так и в ряде частных случаев. При этом основная цель, с которой составляется отчетность по IFRS, - донесение до заинтересованных лиц информации о компании, которая может быть полезной при принятии управленческих (преимущественно инвестиционных) решений – и определяет значимость процесса формирования учетной политики. Это связано с тем, что решения напрямую будут зависеть от содержания отчетности компании, а последняя в свою очередь в значительной мере будет определяться выбранной учетной политикой. Основы составления учетной политики определены IFRS (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Задача IFRS (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» состоит в установлении критериев выбора и изменения учетной политики, а также в определении требований по раскрытию информации о влиянии учетных оценок и ошибок на отчетные данные. Требования по раскрытию информации об учетной политике установлены в IFRS (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Согласно IFRS (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», учетная политика – это правила и процедуры, применяемые при составлении финансовой отчетности. IFRS (IAS) 8 определяет учетную политику как совокупность конкретных принципов, основ, соглашений, правил и практических приемов, применяемых организацией при составлении и представлении финансовой отчетности. Отчетность, заявленная как соответствующая IFRS, должна отвечать требованиям всех Стандартов и Интерпретаций, поскольку, по мнению Совета по IFRS, только в этом случае отчетность будет отражать релевантную и надежную информацию о деятельности организации. Совет допускает отступление от правил IFRS только в том случае, когда эффект их применения несуществен. В то же время в Стандарте подчеркивается, что отступать от требований IFRS ради целевого представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности или денежных потоков недопустимо. В тех случаях, когда регламентация отражения какого-либо факта хозяйственной жизни в IFRS не предусмотрена, руководство организации на основе профессионального суждения должно выработать такую учетную политику, чтобы отчетная информация соответствовала требованиям, предусмотренным в " Принципах", то есть отвечала информационным потребностям пользователей и была надежной. Стандарт устанавливает иерархию оснований для вынесения профессионального суждения, выделяя три их уровня: требования и рекомендации стандартов, устанавливающие отражение аналогичных фактов; определения, критерии признания и принципы измерения имущества, активов, обязательств, доходов и расходов, изложенные в Framework; правила и руководства, разработанные другими организациями, применяющими аналогичную концептуальную основу, а также принятая отраслевая практика. Организация обязана последовательно применять свою учетную политику при отражении аналогичных операций и категорий. Так, например, применение различных систем оценки запасов (IFRS (IAS) 2 допускает использование методов «FIFO» или оценку по средневзвешенной стоимости) приводит к различным финансовым результатам. Для обеспечения сопоставимости отчетных данных за ряд периодов следует последовательно применять один и тот же метод оценки. Изменение метода недопустимо, за исключением тех случаев, когда этого требует IFRS или когда это окажет помощь пользователям. Если другие организации вашей отрасли деятельности используют определенную учетную политику, то пользователи выиграют, если ваша политика будет соответствовать отраслевой, поскольку это позволит проводить адекватные межфирменные сравнения показателей отчетности.
Ссылки
Закон Республики Беларусь (12.07.2013 № 57-З) «О бухгалтерском учете и отчетности» https://pravo.by/main.aspx? guid=3871& p2=2/2055
IAS 8: Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors https://www.iasplus.com/en/standards/ias/ias8
IAS 1: Presentation of Financial Statements https://www.iasplus.com/en/standards/ias/ias1
IAS 2: Inventories https://www.iasplus.com/en/standards/ias/ias2
|