![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание личности дзюдоистов в период соревнований
Для юных дзюдоистов соревнования имеют не только «спортивное» значение, но и воспитательное. Основой воспитания дзюдоистов является формирование их нравственных качеств и развитие самостоятельности. Начиная с юного возраста спортсменов необходимо учить переживать ситуации поражения. В дзюдо поражение часто намного лучше влияет на дальнейшее спортивное совершенствование, чем победа. При организации воспитательной работы необходимо учитывать, что юные спортсмены могут быть эмоционально незрелыми и ранимыми. Их нужно учить, что поражение — это факт и итог их сегодняшней соревновательной деятельности. Важно, чтобы дзюдоисты уже в детском и подростковом возрасте анализировали причины неудач и старались в дальнейшем их исправить. Тренеру-преподавателю не следует допускать неэтичного поведения учеников после поражений и обвинять во всем сложившиеся обстоятельства. Формирование нравственных качеств, проявляемых в соревнованиях, требует соблюдения юными дзюдоистами ряда условий: а) Приобретение знаний о нравственном поведении на соревнованиях. Для этого тренером-преподавателем применяются формы нравственного просвещения — индивидуальные и коллективные беседы, организация встреч с известными дзюдоистами, на которых обсуждаются ситуации проявления настойчивости, честности, целеустремленности в период соревнований. б) Организация жизни и деятельности юных дзюдоистов в коллективе, содействующая приобретению ими положительного опыта нравственного поведения. Тренер-преподаватель должен быть примером поведения в условиях соревнований, независимо от возникающих ситуаций — проигрыш учеников, предвзятое судейство и др. в) Формирование у юных дзюдоистов потребности нравственного поведения, что требует воспитывать у них стремление к честному противоборству, уважению соперников, внимание к замечаниям старших, проявление культуры поведения, критическое отношение к неспортивному поведению, соблюдение правил соревнований. г) Проявление взаимопомощи, дружбы и уважения к окружающим, особенно в период соревнований. Поддержка товарища по команде перед поединком Развитие самостоятельности выражается в осуществлении дзюдоистом спортивной деятельности (принятие решения, реализация намеченного плана, самоконтроль, ответственность за поступки). Соревнования по дзюдо эффективно развивают самостоятельность занимающихся. С одной стороны это обусловлено ответственностью за результат выступления, с другой — самоорганизацией (подготовка спортивной формы, документов, контроль веса, планирование соревновательного дня). Для юных дзюдоистов, участвующих в соревнованиях, тренер-преподаватель должен разрабатывать задания на развитие самостоятельности. Например, совместное планирование с занимающимися соревновательного дня. ПЛАНИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ДНЯ Планирование соревновательного дня зависит от индивидуальных особенностей дзюдоистов. Накануне участия в соревнованиях важное значение имеет режим дня. Привычный суточный режим накануне соревнований содействует не только повышению умственной и физической работоспособности организма, но и регуляции физиологических процессов. В день соревнований дзюдоистам желательно соблюдать ряд правил (особенно спортсменам массовых разрядов): — Подъем после сна и гигиенические процедуры проводятся в привычное время, чтобы до соревнований было не менее 3 — 4 ч. Если соревнования проводятся в непривычно раннее время, необходимо привыкать к этому заранее, соответственно перестроив режим дня и распорядок жизни. — Состав и калорийность завтрака зависят от требований весовой категории. Для новичков и спортсменов массовых разрядов не рекомендуется «подгонка» веса к соревнованиям, завтрак должен соответствовать потребностям юных дзюдоистов. — Необходимо предварительно приучать занимающихся к участию в процедуре «взвешивание», дзюдоисты должны уметь представлять документы и необходимую информацию о себе без помощи тренера-преподавателя. — В соревновательную разминку необходимо включение собственно-разминочных (бег, общеразвивающие упражнения) и специальных упражнений. — Непосредственно перед соревновательным поединком проводится кратковременная разминка (1–2 мин) для проработки основных мышечных групп. — Перед поединком тренер-преподаватель должен ободрить ученика кратким напутствием. — После поединка при любом результате важно уделить внимание воспитаннику, тренер-преподаватель должен стараться справедливо совместно со спортсменом проанализировать причины неуспеха (успеха) поединка.
|