![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №8. Движущие силы и закономерности психического развития.
Существуют 2 диаметрально противоположные концепции развития: диалектико-материалистическая (развитие как результат единства и борьбы противоположностей; развитие – это большие качественные изменения) и метафизическая. Количественные и качественные изменения происходят как в теле, так и в психике. Развитие отдельных органов и психических функций происходит взаимосвязано и обусловлено. Рост и развитие отдельных органов, их систем и психических функций протекает не параллельно, а с разной степенью интенсивности. Синдитивные периоды – в эти периоды наблюдается особая чувствительность ребенка к обучению: 3 года – развитие речи 3 – 6 лет – восприятие, мышление, воображение 5 – 6 лет – чтение 6 – 7 лет – формирование учебных навыков Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время в соответствии с индивидуальными различиями для каждого ребенка. Процесс роста и развития – это целостный единый процесс, который регулируется ЦНС и корой головного мозга. В целом, развитие у детей протекает неодинаково и зависит от ряда факторов: - наследственность - среда - обучение и воспитание - активность самого ребенка Первый фактор психического развития: воспитание и обучение – это специально организованные методы передачи социокультурного опыта. Социальное наследование обязано эволюции человека (изменение общей структуры поведения, освоения социокультурного опыта приводит к появлению новых форм и структур психики). Второй фактор: активность самого ребенка. Активность развивается на всех этапах психологического развития в разных видах деятельности. Особенности поведения ребенка: высокая степень подражательности; подвижность; эмоциональность; шумливость. При ограничении подвижности страдает произвольность психического процесса. Третий фактор: среда. Макросреда – социальные, экономические и культурные условия жизни. Микросреда (семья), коллектив; круг общения (друзья и знакомые). На развитие ребенка влияет: 1) характер заботы взрослого; 2) взаимоотношения родителей между собой; 3) характер эмоциональных реакций. Четвертый фактор: наследственность и врожденные свойства организма. Наследственность – это материальная основа психической деятельности (наследуется темперамент). Врожденные особенности человека могут очень сильно влиять на развитие ребенка после рождения. Пятый фактор: экзогенные факторы среды. Что едите и пьете – все это влияет на организм, ребенок не может этому противостоять. Сами по себе наследственные задатки не определяют становление личности, психическое развитие происходит в результате комплексного развития всех факторов.
|