Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корреляционные исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Для подтверждения или отвержения гипотезы по статистической связи между несколькими переменными. Наличие связи НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРИТЬ, ЧТО ЕСТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ; Отсутствие связи – ТОЧНО НЕТ.
(см. про корреляцию в конспекте) ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – Метод, посредством которого возможно уменьшение размерности данных, когда их очень много. Выделение наиболее важных факторов, которые могут быть объединены; отражает какую-либо закономерность на статистическом уровне.
[ Тест Кеттела (трехступенчатая теория личности): Дж. Кеттел выписал из английского языка все слова, которые обозначают характер (более 10 000); испытуемые отмечали, насколько данная черта выражена у них; используя метод Спирмена (ранговая корреляция), выделил наиболее часто встречающиеся сочетания => синонимы, равноценные слова (137 сочетаний). ВТОРОЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – группы качеств (ок. 50). ТРЕТИЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – 16 базовых качеств]. ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ – следующий этап; позволяет обнаружить причинно-следственную связь между выделенными факторами по методу Спирмена.
СТРУКТУРА И ЛОГИКА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ФЕНОМЕНОВ
2 подхода (после Второй мировой войны: объяснить социально-психологические явления (агрессию и т.д.); Европа - конструкционизм, Америка – детерминизм): 1. КОНСТРУКЦИОНИЗМ – ожидается, когда ситуация возникнет сама, затем – анализируется. Человек – совокупность конструктов (КЕЛЛИ), черт, качеств. В различных ситуациях ведет себя по-разному. Каждый человек индивидуален => нужно изучать его, а не совокупность людей. · Если есть возможность обойтись без экспериментального воздействия, то это лучше; · Наблюдать ситуацию эффективнее, чем моделировать ее искусственно; · Возможность исследовать динамику социально-психологического явления, протекающего в естественных условиях; · Соблюдение этических требований к организации эксперимента и безопасности его участников (увидеть человека за социально-психологическими явлениями); · Невмешательство экспериментатора после начала эксперимента (за исключением развития его в деструктивном направлении). Достоинства: · Исследование событий в настоящем и попытка предсказать последствия; · Позволяет выявить то, что есть, но пока еще не зафиксировано; · Позволяет исследовать те качества, которые раньше считалось возможным исследовать лишь аналитически; · Наблюдение за изменениями, которые происходят в ходе естественного развития ситуации, а не строят эксперимент. Недостатки: · Непредсказуемость начала исследования; · Неспособность оказывать влияние на ход эксперимента; · Отсутствие системы фиксации поступающей информации (явлений, которые не были предусмотрены; неизвестно, на что нужно обратить внимание); · Не учитывается состояние экспериментатора. 2. ДЕТЕРМИНИЗМ – ситуация моделируется, анализируются результаты; существует причинно-следственная связь, изучаются события. Достоинства: · Учитывается роль экспериментатора; · Учитывается действие побочных переменных; · Можно смоделировать изучаемое явление. Недостатки: · Причинно-следственные связи выявляются только первого уровня (близкие к событию); · Позволяет исследовать те явления, которые нам известны; · Позволяет выявить связи при условии, что причина и следствие известны. С. Милграм: «Эксперимент в социальной психологии» 1. Разрабатывается экспериментальная ситуация или сценарий; 2. Организовать и провести этот сценарий; 3. Определить объект, предмет, гипотезу; убедиться, что они правильные.
Неконтролируемые факторы (переменные) – не поддаются контролю (субъективные и объективные).
Источники артефактов (ложный, искаженный посторонней причиной результат исследования): · Невалидные методики; · Предвзятость испытуемого или экспериментатора; · Ошибки измерения; · Личностное эмоциональное состояние испытуемого. Примеры: 1. Эффект Хотторна (факт участия); 2. Плацебо (самовнушение); 3. Аудитории; 4. Ореола (влияние установки); 5. Первого впечатления; 6. Пигмалиона; 7. Барнума (с научной точки зрения). ВЛИЯНИЕ НЕКОНТР. ПЕРЕМЕННЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОАНАЛИЗИРОВАНО ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА!!!
Социально-психологический конструкт – совокупность личностных, социальных, биологических и природных факторов и явлений, которые, при условии их взаимодействия, являются причиной появления данного конструкта. = социально-психологический феномен = социально-психологическое явление
Фактор – отдельный личностный, социальный, биологический или природный феномен, который может быть проконтролирован в ходе эксперимента при помощи специально организованного исследования. 1. Базовый – обязательное наличие или отсутствие обеспечивает возникновение конструкта; 2. Вторичный – наличие или отсутствие не оказывает существенного влияния на существование конструкта. КОНСТРУКТ = БАЗОВЫЕ + ВТОРИЧНЫЕ + НЕИЗВЕСТНЫЕ (факторы и переменные)
Цель социально-психологических исследований – в объяснении: · Формулирование теоретического положения относительно связи между конструктами; · Проведение эмпирического исследования для подтверждения этого положения. ПРИЗНАКИ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ: 1. Причина предшествует во времени следствию (искл: причина – поощрение); 2. Пространственная организация явлений (внешнее и внутреннее); ПРИЧИНА ВНЕ СЛЕДСТВИЯ, ВНЕШНЯЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЛЕДСТВИЮ!!!
Влияние тревожности на самооценку – оба компонента внутри личности, о влиянии говорить не можем (только о взаимодействии) – суммарно влияют на личность. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ – сочетание ряда факторов => традиционные экспериментальные планы не подходят!!! Необходимы факторные планы. ЗП – социально-психологическое явление (объект); НП – факторы, влияющие на это явление (предмет). 2 варианта реализации факторного плана: 1. Американский (детерминистский) подход – С. Милграм (50е гг., США «Тюремный эксперимент» - до него лишь опросы); · Задача; · Выделение этапов эмпирического исследования (составление плана); · Подготовка и проведение эмпирического исследования; · Анализ полученных результатов. «Хвост управляет собакой», исследование ради исследования. Нет объекта, предмета, гипотезы – находятся внутри после окончания. Нет предпосылки, научной проблемы, практической значимости. Насколько повторяема эта модель на других людях??? [ Почтовый эксперимент; Светофор – более структурный, системный характер, направленный на организацию некоей модели научного исследования (пробные исследования); Метро ]
|