Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование памяти






Попытайтесь примерно в течение пятнадцати секунд удерживать в памяти какое-нибудь неприятное воспоминание и при этом внимательно наблюдать за тем, что происходит с вашим телом. Сразу же после этого вызовите в памяти приятные воспоминания, относящиеся к тому же самому времени, и также внимательно наблюдайте за реакциями тела. Вы обнаружите, что неприятные воспоминания склонны заставлять вас чувствовать себя усталым, скованным, угнетенным или несчастным, в то время как приятные воспоминания вызывают чувство легкости, расслабленности, свободы и счастья. Наряду с фактом, что два типа воспоминаний вызывают у вас различное самочувствие непосредственно здесь и сейчас, обратите также внимание на то, с какой скоростью происходят эти изменения. В какой-то момент вы чувствуете себя плохо, испытываете неприятные ощущения, а в следующий момент все меняется и вы чувствуете себя хорошо и приятно. Как нетрудно понять, все это происходит из-за изменения фокусировки внимания. Таким образом, можно сказать, что одним из способов контролировать эмоции и здоровье является выбор соответствующих воспоминаний.

Как я уже говорил, я каждый раз покрываюсь краской стыда, когда вспоминаю случай с забыванием имени моей жены. Покраснение является эмоциональной реакцией, а эмоции включаются воспоминаниями. Это и есть источник эмоциональных реакций, обычно называемых чувствами. Эти чувства не возникают сами по себе. Они представляют собой энергетические реакции, вызываемые соответствующими воспоминаниями. Не бывает, например, так, чтобы кто-то ходил, переполненный гневом и раздражением просто так, безо всяких на то оснований. Но это случается, когда человек погружен в воспоминания, связанные с гневом и раздражением. Воспоминания, способные, оказавшись в сознательной сфере, рассеять гнев, подавлены напряжением соответствующих мышечных групп.

В качестве примера можно привести случай, когда вы имеете дело с какими-нибудь недавно полученными знаниями или переживаниями, не связанными с прошлым опытом и знаниями и не вызывающими эмоциональных реакций сами по себе. Единственный вариант, когда вновь приобретенные знания и пережитый опыт могут приводить к эмоциональным реакциям, связан с тем, что у вас в памяти уже есть какие-то привычки или ожидания, способные заставить вас реагировать соответствующим образом при совмещении их с вновь полученным знанием или опытом. Если у вас в воспоминаниях уже имеется установка на то, что вновь получаемые знания или опыт могут быть или были возбуждающими или пугающими, то ваша реакция окажется связанной с этими воспоминаниями. Ваша реакция может выразиться в словесной форме типа " с чего бы это? " или " ну что ж, прекрасно! ".

Основная идея такая, что эмоциональные реакции порождаются воспоминаниями о том, как следует реагировать в данной ситуации, и в этом можно увидеть способ косвенного воздействия на эмоции при помощи переключения внимания на различные ситуации в прошлом. Способы и средства достижения этого мы обсудим несколько позже.

Эмоциональные реакции могут также находиться под косвенным контролем с помощью обучения вашего ку новым приемам. Это утверждение основывается на том, что наши эмоциональные реакции, особенно отрицательные, вроде страха и гнева, всегда сопровождаются мышечным напряжением.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал