Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава пятая. Природа - обязательный персонаж произведений Рериха
" РАДОСТЬ - СИЛА НЕПОБЕДИМАЯ" Природа - обязательный персонаж произведений Рериха. Типичная для него композиция: путник и пейзаж, то радостный, то напряженно-тревожный, угрюмый, а подчас соединяющий и то и другое. Природа никогда не выполняла в творчестве Рериха вспомогательной роли. Пейзаж - это не фон, на котором разворачиваются события. Пейзаж, как и человек, равноправный и действенный участник событий. Вслед за Тютчевым художник мог бы повторить: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. - Надо природу понимать, - призывает Рерих. - Надо войти в нее как бы сотрудником ее, не осудительно, но восхищенно. Мальчик нам подал чернику в бересте. Девушка протянула пучок пахучей травы. Малыш расстался для нас со своей в полоску нарезанной палочкой. Он думал, что с нею нам будет легче идти. Но как же реагируют на бескорыстное движение сердца взрослые путники, столь щедро одаренные малышами? А вот как: Мы проходим. Никогда больше не встретим этих детей. Братья, мы отошли от хуторов еще недалеко, но вам уже надоели подарки. Вы рассыпали пахучую траву. Ты сломал корзинку из бересты. Ты бросил в канаву палочку, данную малышом. К чему нам она? В нашем долгом пути. Но у детей не было ничего другого. Они дали нам лучшее из того, что имели, чтобы украсить наш путь. Аллегория стихотворения несет в себе обобщающую мысль. Конечно, " наш путь" символизирует собой путь человеческого познания. Но познание, взвешивающее лишь на строгих аптекарских весах холодного разума, не в силах проникнуть в красоту окружающего мира. А значит, оно неполно. Познание становится истинным лишь тогда, когда к нему на полную мощь подключается сердце. Библейское изречение, характеризующее путь познания как скорбный и трагический (" во многой мудрости много печали"), Рерих решительно отвергает. В истоке познания, в существе его - радость. Познание начинается с радости. Рерих недаром многократно повторит знаменитое восточное изречение: " Радость есть особая мудрость". "...К черте подойдем и заглянем. В тишине и молчанье". " Тишина и молчанье". Рерих делает на этих словах смысловое ударение. Они становятся ключевыми в лексическом рисунке стиха. Сам облик Учителя (еще раз напомню, что для Рериха слово " Учитель" обозначает творческий зов жизни) сливается с безмолвием, и голос его звучит из безмолвия. Не знаю и не могу. Когда я хочу, думаю, - кто-то хочет сильнее? Когда я узнаю, - не знает ли кто еще тверже? Когда я могу - не может ли кто и лучше, и глубже? И вот я не знаю и не могу. Ты, в тишине приходящий, безмолвно скажи, что я в жизни хотел и что достигнуто мною? Но слова " тишина", " молчанье", " безмолвье", которые у нас нередко отождествляются с такими понятиями, как " бездейственность", " созерцательность", " отрешенность", не должны ввести нас в заблуждение. Вот, что пишет Рерих по этому поводу: Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью - и молчи. Мир " таинственно-волшебных дум" Рериха концентрируется вокруг величественного образа Учителя. Отличительная черта внутреннего мира художника - устремленность. Здесь все подчинено единой идее. Здесь все устремлено ввысь, к тому, что поэт объединяет словом " Учитель". Звуки жизни случайной меня не тревожат. Жду. Я знаю, что ты меня не покинешь. Ко мне подойдешь. Образ твой в молчании я сохраню.
Есть у Рериха статья " Небесное зодчество". В ней, он делит людей на два вида. " Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют". Чувство, которое сам художник определяет словами " восторг о небе", присутствует у него всюду. Звучащее небо властвует в его картинах, но оно не отделяется от земли, не противополагается земле. Более того. Как справедливо отмечает Леонид Андреев, художник стремится " небесное объяснить земным". Начатую работу Ты мне оставил. Ты пожелал, чтоб я ее продолжил. Я чувствую Твое доверие ко мне. К работе отнесусь внимательно и строго. Ведь Ты работой этой занимался сам. Я сяду к твоему столу. Твое перо возьму. Расставлю Твои вещи, как бывало. Пусть мне они помогут. Но многое не сказано Тобою, когда Ты уходил. Под окнами торговцев шум и крики. Шаг лошадей тяжелый по камням. И громыхание колес оббитых. Под крышею свист ветра. Снастей у пристани скрипенье. И якорей тяжелые удары. И птиц приморских вопли. Тебя не мог спросить я: мешало ли Тебе все это? Или во всем живущем Ты черпал вдохновенье. Насколько знаю, Ты во всех решеньях от земли не удалялся. Во всем живущем черпать вдохновение - таков неколебимый, завет истинного творчества. Любителям чудес и феноменов Рерих отвечает: мир, окружающий вас, и есть феномен подлинно чудесный. В повседневности таится возможность того, что люди именуют сказкой. Надо лишь уметь видеть необыкновенное в обыкновенном. Красота жизни разлита повсюду. Она мерцает даже в том, что на первый взгляд кажется малоинтересным и будничным. В стихотворении " Замечаю" поэт поведал историю, похожую на притчу, о незнакомом человеке, поселившемся около сада. Он оказался певцом. Но вот что замечательно. Год идет за годом, а он не повторяется в песнях. " Песнь незнакомца всегда нова". Наконец люди обращаются к нему с вопросом: " Откуда берет он новые слова и как столько времени нова его песнь? " ...Он очень удивился как будто и, расправив белую бороду, сказал: " Мне кажется, я только вчера поселился около вас. Я еще не успел рассказать даже о том, что вокруг себя замечаю". Труд земли, любой, лишь бы в него был внесен творческий порыв, рождает " восторг о небе". " И самый прозаичный быт полон чудесности. Чудеса отменены, а чудесность бытия стучится во все двери". Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых. Властная интонация стихов прорезает тишину, как звук сигнальной трубы. То, что вчера было лишь туманным предчувствием, сегодня становится ясно различимым зовом. Радостное дыхание вести преобразует мир. Взгляду открывается " несказуемая по красоте своей небесная книга". Небо ночное, смотри, невиданно сегодня чудесно. Я не запомню такого. Вчера еще Кассиопея была и грустна и туманна, Альдебаран пугливо мерцал. И не показалась Венера. Но теперь воспрянули все. Орион и Арктур засверкали. За Алтаиром далеко новые звездные знаки блестят, и туманность созвездий ясна и прозрачна. Разве не видишь ты путь к тому, что мы завтра отыщем. Звездные руны проснулись. Бери свое достоянье. Оружье с собою не нужно. Обувь покрепче надень. Подпояшься потуже. Путь будет наш каменист. Светлеет восток. Нам пора. По настроению, по замыслу, по внутренней наполненности стихи продолжают цикл картин Рериха с названиями, которые характеризуют их больше, чем любое описание: " Звезда Героя", " Звезда Матери Мира", " Звездные руны". В жизни так много чудесного. Каждое утро мимо нашего берега проплывает неизвестный певец. Каждое утро медленно из тумана движется легкая лодка и всегда звучит новая песнь певец за соседним утесом. И нам кажется: мы никогда не узнаем, кто он, этот певец, и куда каждое утро держит он путь. И кому поет он всегда новую песнь. Ах, какая надежда наполняет сердце и кому он поет? Может быть, нам? Действительно, кто и как может вычислить то радостное мгновение, когда постучится вестник? " Должен ли он найти вас на башне, или должен найти в катакомбах - вы не знаете этого, да и не должно знать, ибо тогда нарушилась бы полная готовность. Будьте готовы".
мой вестник. Ты стоишь и улыбаешься. Нет ли у тебя приказа лечить несчастье улыбкой? Собственно, вопрос заключает в себе утверждение и приказ (если уж таким словом назвать пришедшую весть), это " приказ, выводящий из сумерек, - РАДУЙСЯ". Нет и не может быть такого положения, в котором бодрый человеческий дух не разглядел бы просвета. За моим окном опять светит солнце. В радугу оделись все былинки. По стенам развеваются блестящие знамена света. От радости трепещет бодрый воздух. Отчего ты не спокоен, дух мой? Устрашился тем-чего на знаешь. Для тебя закрылось солнце тьмою. И поникли танцы радостных былинок. Но вчера ты знал, мой дух, так мало. Так же точно велико твое незнанье. Но от вьюги было все так бедно, что себя ты почитал богатым. Но ведь солнце вышло для тебя сегодня. Для тебя, знамена света развернулись. Принесли тебе былинки радость. Ты богат, мой дух. К тебе приходит знанье. Знамя света над тобою блещет! Веселися! Как мы уже неоднократно убеждались, поэзию Рериха трудно отделить от его публицистики, и не только потому, что в ней разрабатываются те же мотивы, но и потому, что она - поэтична. Стихи Рериха и его философско-поэтическая публицистика все время подкрепляют друг друга. Мысль о всепобеждающей волне радости, воплощенная в афористичные строчки стихов, находит столь же чеканное выражение в многочисленных статьях художника.
|