Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гомеровские гимны
na("Источник: Античная литература\n AA82606A586D034041515F82607C7D66606B01799B655B61005B525347476EAD497B30625F609778987C5E5A4F5E0559767B63A4FF6D58739562546B404F1250485D607EAAB4B1AB58660A7F5E6A4658184C444C76A1676A767103785F6B427D425D428B8C58236C646D7F74037E53A5536A594D41440D4571676CAFBE64536C9B601A6A524C405007437FA9A0576C654A79116D496D4D5481595E576A7AEAB8B85F4B7B19705FA7565155574A4A31AFAA6B667C8F584F6F5B7FCD4942814A522BAC7969B6655176537C146183") Благодаря большому авторитету Гомера в античности, ему приписывали 33 сохранившихся стихотворения, написанных гекзаметром, так называемые " Гомеровские гимны". Теперь считают, что Гомер не был их автором, но кто их создал, — неясно. Гимны датируются VIII—VII вв. до н. э. Они посвящены Зевсу, Гере, Посейдону, Аполлону, Аресу, Гермесу и другим обитателям Олимпа, а также не принадлежавшим Олимпу божествам Дионису, Матери Богов, Гее, Селене, Гелиосу и другим. Одни гимны длинные, занимающие более, чем полтысячи строк, другие — короткие, имеющие 10—20 строчек. В них не только прославляется бог, которому посвящена песнь, но рассказываются связанные с ним мифологические истории. Например, в гимне к Деметре изображается похищение Персефоны, странствия Деметры в поисках ее, основание Элевсинских мистерий. В гимне к Гермесу излагается история похищения коров Аполлона. Некоторые " Гомеровские гимны", видимо, были созданы для хора и имели влияние на развитие греческой хоровой лирики. Лирика na("Источник: Античная литература\n FACDE9A12BDDA78B584387997863AE7DF1A849AE9E16857E594CC04641586E72B7757A760E675E60586D4355854FCBEED3C0C0B861A78B6812A04EA98C5792854A512B707C797471576757A909624541524B464B7565267C686553A448A15E701E4B5C44445163AD62782F66566E4F6E556B5450085B915E72687D7678ADCE74526B4B6F5A5A4B4F0B5A626C6A7672768B6EDC724670494754408E9332697D71667C92665C63176096828247475C697AEB786B66507C48749C640B5B5F4D4C54B2AD4D603A625CA0436C4073484A17495F") VII —VI вв. до н. э. — это время начавшегося в VIII в. до н. э. дальнейшего распространения и выражения мировосприятия греков, сформировавшегося в течение " темных веков", время больших перемен. Греки энергично преобразовывали окружающий и свой собственный мир: за несколько столетий, прошедших после наплыва дорийцев, число жителей изрядно выросло. В VIII в. до н. э. они начали активно колонизировать побережье Черного моря, южные области Италии и Сицилию, а также некоторые местности Северной Африки. В VII в. до н. э. началось, а в VI в. особенно усилилось движение в самой Греции: здесь создавались демократические города-государства. Это был сложный, иногда даже весьма драматический процесс. na("Источник: Античная литература\n A18E62A15D650557424944486E6F6BB030665F684F6F47A3454FC04B41536A7C62767E6905A5546551B992485448CB5B6A696F7C63644EAC0D7253624042574D5F4DE0647D796F7592765963116794484785584965672BB5A5674C6E80699C6B1E434B5347536C6D7C6BF1A867A0516F54684E460D4C449D6D7D777A7AA10360866B496E5A464546034966A5A9756DA9497D19A052754C475247465A287D6DBC6D69506957660962564359495F97A54B2A62726042A45D7352AB015B5449584C7269667B31A85965") В большинстве полисов он происходил так: все граждане стремились иметь такие же права, как и аристократы. У последних права не отнимались, но все становились равноправными. Обычно это происходило не сразу. Лидером возмутившихся граждан чаще всего был аристократ, который становился правителем, называемым тиранном. na("Источник: Античная литература\n A18E716F5E7B0B475F4C445779AD697D3F7F516D56648572404C0244919F7065677877A3CE6A566B5372474441451998747B7866676987AC116E836A495B564B454D2A62B1726F625A73596C0B734B8E4C57975A75603C7C746742674EBB9C681E4E4D4458537468AE623778546D537A856D4A5917495F9D6F68B7747462056D866440714E8A454C1A5671777B75786543AC1865526842585C49469FE04C61746C7B5C765C6205A29CFECDC9DECDABA59DB9B4B43BB690AD9CBADD9A8FC03E88AFBCBBF2F6A850605B73") Современное значение слова " тиран" происходит отсюда, но несколько отличается от греческого: греческие тиранны обычно не могли быть абсолютными деспотами. Аристотель (Polit. V 19—20, 1315a—1315b) дает такое объяснение: " Так как государство состоит из двух частей — неимущих и состоятельных, то следует внушать тем и другим, что их благополучие опирается на власть тиранна, и стараться, чтобы одни ни в чем не терпели обиды от других [...]. Цель ясна: он в глазах своих подданных должен быть не тиранном, а домоправителем и царем, не грабителем, а опекуном; он должен вести скромный образ жизни, не позволять себе излишеств, знатных привлекать на свою сторону своим обхождением, а народом руководить при помощи демагогических приемов" (Аристотель. Политика. Пер. С. А. Жебелева. / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4, М., 1984, с. 564—565). Тирания была недолговечной, после свержения тиранов утверждалась демократия. Во время этих перемен, в VII—VI вв. до н. э., появился новый жанр — лирика. na("Источник: Античная литература\n A18E6B694C63044B9A3689446E63AE7F3175536841AD856945500E545142A26272737A7012A54E6E53A3564F4F460B547279677A63624B7D00A041A75D44535540532E6A757970615AA452610979988E42855F546B662F79A51A8C704B64557915859A638959717F66673266457256A157665B4E0849919F696567707061CCA58E5A596857474D48CB5774766B7068675A70DC70436A505259898E462560B16E78795E6C54A7D94F544940455A5160A5E9726D7D446E40A39C651C8B4B4A475B7CADAC7B377854A2") Лирика — это поэзия, которая пелась или декламировалась в сопровождении лиры, а иногда — флейты. В античности термин " лирика" (Явление появилось раньше, чем термин. Название " лирика" от слова " лира" предложили филологи эллинистического времени) фиксировал только внешние признаки жанра (аккомпанемент), но нужно подчеркнуть, что VII—VI вв. до н. э. — это время появления в Европе и лирической поэзии в современном смысле слова. Здесь важны две вещи: во-первых формируется стихотворение как литературное произведение, имеющее определенный объем и форму; во-вторых, появляется поэзия индивида, в которой преобладает раскрытие душевных переживаний поэта. Хотя от греческой лирики сохранились только случайные отрывки, только фрагменты, она не может не зачаровывать глубиной и разнообразием чувств и тем. na("Источник: Античная литература\n A18E62A15C661C434D4C4750BC666660376251A05364856C4546174141576A6F7773727012A54EA5566692444A5D0E5C7F6276736B7857AC1660496F4042914E46502EAC7E6C7D6B5A6F596511A2534C514F595B7E60EB686B6A4E77576943AB0C8B504F444F79AD7F622F665EA0566A4DA349820454425E6A78B7747F701C6553A593735A5E4956C294BA64697062674070046546A74E4754494E5C2869B17EBD64576D997A1D675F51494B4645A575236B697E82A46870536505575D5256996B687E753B665660536940") В античной лирике не подчеркивались и не определялись какими-либо правилами звуковые созвучия в конце строк или в других местах (рифмы), наибольшее внимание в ней уделялось ритму. Используя чередование кратких и долгих слогов, греческая поэзия создала множество ритмических вариантов — метров. Не преувеличивая, можем сказать, что метр был идолом античных поэтов. Он организовывал стихотворение, упорядочивал его, а понятия " порядок" и " соразмерность", как уже упоминалось, были синонимами понятия " красота". Метр определял настроение стихотворения: стихотворения ясного, прозрачного, а иногда торжественного симметричного ритма звучат по-своему, иначе — стихотворения восходящего ритма, совсем по-другому — стихотворения нисходящего ритма. Можно выделить две разновидности греческой лирики: песенную и декламационную, иначе говоря, песни и стихотворения. Последние также часто декламировались в сопровождении музыки.
|