Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития модерн-джаз танца. Работа на этой книгой была начата в 1993 году, первое издание увидело Свет в 2000 г






ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Работа на этой книгой была начата в 1993 году, первое издание увидело свет в 2000 г. Естественно, что современный танец за это время совершенно изменился особенно в нашей стране.

Прошло почти 10 лет с тех пор как в Ярославле состоялся первый семинар совре­менного танца, в котором принимали участие такие известные педагоги как Мэйбл Робинсон, Аллен Луафи, Келли Холт, Мирра Базел. Это был первый официальный семинар, на котором русские педагоги познакомились с таким направлениями как танец модерн и джазовый танец. Конечно и до этого приезжали в Москву по част­ным приглашениям целый ряд известных педагогов — Б.Феликсдан, М.Гарднер, (педагог, у которого в Копенгагене учился автор этих строк), Э.Рооге, Э.Валлентайн и другие. И всегда это было открытием... Открытием новой лексики танца, новой техники, нового подхода к движению. И для нас.первых педагогов, которые на­шли в себе смелость заниматься этими, считавшимися запретными техниками тан­ца, это был просто оглушительный поток информации, открытие новых горизон­тов в нашей работе. В 1992 году в Москве состоялся Первый семинар ADF. Значе­ние этого события трудно оценить. Впервые в Москву совершенно официально при­ехали лучшие педагоги США - Бетти Джонс (танцевавшая в труппе Хосе Лимона), Джин Радди (ассистент Марты Грэхэм), преподаватель центра Американского тан­ца А.Эйли — Бернард Джонсон и другие педагоги. Две недели в театре им. А.С.Пуш­кина царил современный танец во всем его великолепии. Затем Второй семинар ADF в 1996 году, Третий — в 2000. В промежутке — Великое Пришествие МАСТЕРА - в 1995 году Москву посетил и дал несколько классов Мерс Каннинхэм - всемир­но известный педагог и хореограф. Семинар Французской Академии танца в 1998 году, Первый и Второй Европейские Фестивали Современного танца, региональ­ные семинары и мастер-классы, проводимые известными педагогами всего мира. Современный танец в России начал свое победное шествие.

Оглядываясь назад трудно поверить, что еще в конце 80-х годов в Москве было 5-6 педагогов, которые занимались поисками в области современного танца. Я ду­маю, в контексте данного пособия будет очень уместно сказать и о первом педагоге джазового танца Алле Георгиевне Богуславской, человеке огромного мужества. Поскольку в то время, закончив карьеру солистки Большого театра, начать препо­давать джаз танец - было просто криминально. Нельзя не упомянуть и Николая Огрызкова, чья школа, одна из первых в Москве, на долгие годы стала синонимом современного танца в столице. Нельзя не вспомнить Геннадия Абрамова, чьи поис­ки в области постмодерна дали поразительные результаты и не только в хореогра­фии, но и в драматическом театре. Это замечательные педагоги Марина Суворова, Валентина Нелюбина, Валентина Гуревич, те, кто нашел в себе смелость отойти от привычных рамок академического танца и искать новые пути.

Сейчас положение кардинально изменилось. Открылось большое количество школ, для многих исполнителей джазовый танец и танец модерн стали основой профессиональной деятельности, однако проблема воспитания, проблема хороших педагогов встала еще острее. В России прекрасная школа классического танца, ко­торая готовит высокопрофессиональных исполнителей, в России огромное количе­ство талантливых хореографов, которые мыслят новыми понятиями и привносят свое видение танца. Однако, когда вопрос стоит о подготовке исполнителей именно в области современного танца — то отсутствие или профессиональная несостоятель­ность педагогов дают о себе знать до сегодняшнего времени.

Оглядываясь назад, трудно поверить что за 10 лет в России возникло множество профессиональных, и «не очень», коллективов современного танца, что предметы «джаз танец» и «танец модерн» введены в программы обучения будущих артистов балета и хореографов, что изданы пособия (правда очень немного) по методике пре­подавания современного танца, что русские педагоги и исполнители смогут свобод­но ездить на всемирно известные семинары в Вену, Париж, Нью-Йорк. Однако это случилось, и русское хореографическое искусство стало более многообразным и ин­тересным.

Анализируя любую систему танца (классический, народный, историко-бытовой, бальный танец), мы можем четко выделить определенный набор движений, кото­рые свойственны только этой системе танца. Особенно четко это можно проследить в классическом балете, где существует веками отшлифованный, четко зафиксиро­ванный язык движений. Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений лексического модуля заменяется рассуждениями о совре­менности темы произведения, современности звучания музыки, современности ге­роев произведения.

В начале 20 века возник новый язык движений, новая хореография, новый лек­сический модуль, который получил название ТАНЕЦ МОДЕРН. Параллельно шло развитие ДЖАЗ ТАНЦА, как определенной самобытной танцевальной техники. Развиваясь и совершенствуясь, эти техники танца не могли не повлиять друг на друга. Начиная с 70-х годов нашего века возникло множество танцевальных школ, которые органически соединили технику танца-модерн и джазового танца, многое за­имствовав из классического балета и других направлений хореографии.

Эта книга является попыткой проанализировать и систематизировать достиже­ния одной из ведущих в настоящее время систем — МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЦА. В книге кратко изложены теоретические принципы этого направления и основное — практика обучения. Это не только педагогические приемы и методы, не только двадцатилетний опыт работы автора, но и записи уроков для различных уровней обучения.

Современный танец — понятие временное, т.е. танец, который в отличие от историко-бытового.исполняется сейчас, в наше время. Однако в русском искусствозна­ние этот термин объединяет все направления танца, которые противопоставляются классическому и народному танцу. И возникает определенная путаница, посколь­ку наряду с танцевальными техниками, которые имеют определенную школу, точ­но выстроенный урок и свою систему подготовки исполнителей (я имею ввиду джаз танец и танец модерн), в это же направление относят и бытовой (социальный танец) и бальный (спортивный) танец, танец эстрады (варьете и кабаре) и многие другие направления хореографического искусства. Большой интерес к современно-

му танцу, особенно на периферии и в любительских коллективах, очень часто при­водит к дилетантизму, когда педагоги и руководители коллективов, не знающие основ современного танца, подменяют технику джазового танца или танца-модерн, социальным или бытовым танцем.

Задача этого пособия следующая. Во-первых — дать краткую историческую справку о путях развития современного танца за рубежом и прежде всего в США. Естественно - это краткий обзор, в котором указаны только основные вехи исто­рии. Во-вторых — определить особенности танцевальной техники модерн-джаз тан­ца. В-третьих, и это наверное самая главная задача, дать основы методики препода­вания модерн-джаз танца. Дело в том, что анализируя учебные пособия, которые были изданы во многих странах, я пришел к неутешительному выводу, что методи­ческая часть в этих работах практически отсутствует. В основном - это набор дви­жений и комбинаций, из которых строиться урок. Естественно самобытность и ин­дивидуальность педагога в современном танце - это залог его успешной работы, но созданная индивидуальная школа всегда должна опираться на закономерности присущие всему направлению. Именно поиск этих закономерностей составляет ме­тодическую главу этой книги. Мне хотелось бы дать те «полочки», на которые лю­бой педагог или исполнитель мог бы разместить свои, индивидуальные находки в лексике.

Большая часть книги — это записи уроков. Безусловно, записать точно современ­ную хореографию практически невозможно. Да и не нужно. Примеры уроков дают возможность выбрать тот материал.который поможет в создании индивидуальной техники преподавания. Конечно, во многом эти уроки устарели, но поскольку эти записи делались на протяжении многих лет и под влиянии уроков различных педа­гогов, различных школ, различных техник — то я надеюсь, что каждый кто откро­ет эту книгу, найдет для себя что-нибудь полезное.

Автор приносит большую благодарность Марте Гарднер, американскому педаго­гу и хореографу, в школе которой ему представилась возможность совершенство­вать свой педагогический опыт. Автор выражает признательность Марион Хинц (Германия), Рафаэлле Скупп (Нидерланды), Дэвиду и Тарье Екке (США) за помощь в работе над книгой. Слова глубокой признательности первому в России педагогу джазового танца - А.Г. Богуславской, которая редактировала записи уроков.

Неоценимую помощь оказала Е.Я. Суриц в редактировании исторической части.

За прошедшие годы стали достаточно известными педагогами мои ученики, кото­рые продолжают развивать систему преподавания современного танца в нашей стране. Особенно хочеться отметить замечательного педагога Инну Шварц, которая оказала большую помощь в работе над методической частью этой книги.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЦА

Танец модерн и джазовый танец долгие годы развивались как самостоятельные направления, и только в 70-е годы начался процесс заимствования приемов из раз­личных школ. Причем не только из вышеупомянутых техник, но и из классическо­го балета. Поэтому сначала будет рассмотрена история танца-модерн и джаз танца отдельно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал