Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фольклорный стиль






 

Источником создания одежды в фольклорном стиле служит деревенская и национальная одежда. Ее отличительными особенностями являются простота кроя, функциональность, удобство и национальный колорит. Крой в значительной степени зависит от национальных традиций, но прежде всего это прямоугольные и трапециевидные силуэтные формы, позволяющие чувствовать себя свободно и приближающие человека к природе.

Однако не только практичность, естественность и относительная простота изготовления сделали этот стиль столь популярным. Это и оригинальная отделка, и цветовая гамма, которая может быть самой разнообразной. Для одежды в фольклорном стиле подходят натуральные ткани естественных расцветок. Самый распространенный рисунок - геометрический. При отделке изделий применяются вышивка, мережка, кружево, плетение, рюши, аппликация.

Фольклорный стиль сравнительно молод, ведь мода так долго была привилегией высших слоев общества, всячески стремившихся подчеркнуть одеждой свое богатство и превосходство, что не могло быть и речи о каком-то сходстве с народным костюмом. К счастью для нас, ситуация изменилась, и мы с огромным удовольствием вспомнили, в чем ходили наши предки. Именно романтические фольклорные тенденции открыли нам мексиканское пончо, шотландскую юбку килт, парео, жилеты и блузоны, выполненные в традициях Востока, широкие пояса со шнуровкой и многое другое.

Микростилями фольклорного стиля являются кантри, рустикальный, вестерн.

 

Кантри - один из вариантов фольклорного стиля, в котором идет обращение к костюму жителей британской деревни и европейских переселенцев, появившихся на территории Северной Америки в конце XIX – начале XX века. Закрепился в моде в конце 70-х годов. В костюме стиля кантри отдается предпочтение толстым тканям типа твида и шотландки, вязаному трикотажу. Цветовая гамма материалов включает сдержанные тона: все оттенки серого, коричневого, бежевого, охристого цвета. Плотные чулки, обувь на плоской подошве, мягкие сумки-торбы и простые прически с плетением волос дополняют образ девушки в костюме стиля кантри.

 

Рустикальный стиль. Это микростиль фольклорного стиля или стиля кантри. Одежда шьется в деревенском или народном стиле, довольно простая. Например, толстая шерстяная юбка, поверх нее просторная, навыпуск фланелевая рубаха, а сверху кофта подчеркнуто грубой вязки, толстые шерстяные чулки. Ткани в рустикальном стиле имеют шероховатую поверхность, видны переплетения нитей.

 

Вестерн. Одежда в стиле первопроходцев Дикого Запада: слегка поношенная с кожаными заплатами, обычно с длинной бахромой. У женщины волосы убраны от лица; в верхней части затылка перевязаны замшевой лентой натурального цвета.

Героиня одета в клетчатую блузку с отстроченной кокеткой и уголками воротничка из серебристого металла. Сверху на ней жилет из коричневой замши, возможно с бахромой. Из украшений — маленький сложенный по диагонали шейный платок, пояс с серебряными украшениями либо в виде корсажа. Предпочитает джинсы цвета индиго или длинную широкую юбку с воланом.

На ногах обязательны сапоги — либо длинные раструбами, либо короткие без задника с кожаным ремнем вокруг голенища и бантом сбоку.

Цыганский — вошел в моду вместе с фольклорным стилем в сезон 1976/77. Ориентирован на стилизованный цыганский костюм (отдельные элементы этого костюма были популярны еще в XIX веке); характерны юбки с оборками, воланами и шлейфами, также блузки, украшенные оборками, завязывающиеся на пупке узлом и/или с декольте «кармен», пышные украшения в виде цепочек, бус и монисто.

 

 

Рассмотрим современные эвристические методы:

 

Метод ассоциаций - один из способов формирования идеи. Он может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение дизайнера обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления дизайнера, приведение его «мыслительного аппарата» в постоянную «боевую готовность» - одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается даже как принципиально новый способ самого проектирования. Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти. Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом может трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком. Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые нас окружают. Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжение объемов, сочетание разнообразных построений. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные. Форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне - все это дает пищу для придумывания.

Метод аналогий - метод решения поставленной задачи. При этом методе используются аналогичные решения, взятые из народного костюма, национальной одежды, инженерных решений, произведений архитектуры и т.д. Дизайнер сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформаций в проектное решение. Этот метод применяют достаточно часто и широко, особенно на стадии образного решения объекта в проектировании. Новые интересные решения получаются при образовании не визуальных признаков творческого источника, а одного из способов создания вещи, например:

Способ «несшитой одежды» можно позаимствовать из истории костюма (плащи, тоги, накидки);

Способ «упаковки» - из дизайна тары и упаковки;

Способ «переплетения» подскажут изделия декоративно-прикладного искусства, народный костюм;

Способ «создания объемной фактуры» придет из растительных форм, цветов, листьев, корней и др.;

Способ «членения большой формы на составляющие» навеют средневековые доспехи и модульное проектирование.

Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, т.е. проектированию не предмета (вещи), а способа, например, проектировать:

Не чайник, а способ кипячения воды;

Не отопительную батарею, а способ обогрева помещения;

Не галоши, а непромокаемую обувь, не боящуюся непогоды (гололед, дождь, слякоть);

Не авоську, а способ переноски покупок.

Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформации деталей. Свечение некоторых насекомых может натолкнуть на идею разработки обуви со встроенным автономным освещением дороги. Таким образом, бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. Кроме того, этот метод предполагает пристальное внимание дизайнера перенести на объекты природы; увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ. В этом проявляется связь творческой личности с окружающем миром, со средой обитания человека.

Метод неологии является методом использования чужих идей, передового отечественного и зарубежного проектирования. Вообще мода основана на подражании. Поэтому каждое модное нововведение или признак тиражируется специалистами и потребителями до тех пор, пока не наступит психологическая усталость. Сюда можно и метод поиска формы на основе пространственной перекомпоновки прототипа. Необходимо в процессе заимствования поставить и ответить на следующие вопросы. Что нужно изменить в процессе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом?

Использование прототипа без имени может грозить профессиональным скандалом и обвинением в плагиате. Корректным будет только заимствование приема или способа, но применение их должно быть в другой области. Например, понравившееся ажурное переплетение кожаной сумки можно, видоизменив масштаб, форму фрагментов и др., использовать в моделировании одежды (выходные платья, трикотаж, юбки и брюки из кожи и т.д.).

Метод трансформации - это метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании. Сам процесс трансформации определяется динамикой, движения превращения или небольшого изменения. Трансформация осуществляется следующим образом:

Превращение одной формы в другую (например, была длинная юбка, стала короткая при помощи кулисок; шапка-ушанка; складная сумка);

Трансформация деталей внутри одной формы (например, концы воротника загибаются, складываются в гармошку, завязываются вокруг шеи, заплетаются в косички).

Кинетизм (от греч. Kinetikos - приводящий в движение) - комбинаторный метод проектирования в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей. Идея движущейся формы принадлежит художникам советского авангарда 1910 - 1920- гг. - конструктивистам В. Татлину, К. Мельнкову, А. Родченко и др. В Европе 1920 - 1960-х гг. идеи кинетизиа развивали Л. Мохой-Надь, М. Дюшан, Р. Сото, Н. Шоффер и др.

В дизайне одежды метод кинетизма используется все шире, особенно в профессиональных показах: в динамике трансформирующихся деталей костюма, в применении светящихся объектов, световодов, автономного освещения, крутящихся или движущихся элементов костюма. Особое место занимает создание моделей, даже целых коллекций, в стиле «оп-арт» с использованием графических иллюзий, например, движение, в декоре или в рисунках тканей, трикотажных полотнах, в украшениях.

Применение модульного проектирования в производстве изделий дизайна есть высшая форма деятельности в области стандартизации. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспективные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структурных элементов изделий. В технике наличие унифицированных узлов и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяет преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Основной принцип унификации - разнообразие продуктов дизайна при минимальном использовании унифицированных элементов (модулей). Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться составной частью изделия, в том числе другого функционального назначения.

Модуль - единица меры. Это исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целостной форме (объекте). Модули могут быть одинаково размера, который выбирается в зависимости от антропологии тела человека и оптимальных размеров готовой одежды.

Метод деконструкции был предложен японскими дизайнерами Ё. Ямамото и Р. Кавакубо в начале 1980-х гг., затем разработан представителями «бельгийской школы» в дизайне одежды (Д. Ван Ноттен, А. Домельмейстер), его использовали Ж.- П. Готье и Дж. Гальяно.

Метод деконструкции заключается в новом подходе к моделированию одежды, который представляет собой свободное манипулирование формой и посадкой изделия на фигуре. Работы японских дизайнеров оказали сильнейшее влияние на модельеров Европы, которые с интересом использовали асимметричный крой, неровные края одежды; разрывы, всевозможные прорези и дырки; деление конструкции на правую и левую половины; инверсию (швы наружу, лацканы на спине, застежки в нетрадиционных местах, вытачки «на лицо»); элементы незавершенности; нарушение традиционной технологии. Особый интерес представляет использование инверсии (от лат. Inversio - перестановка) - метод проектирования «от противного», метода «переворота», зачастую абсурдной перестановки. Этот метод зачастую используется при деконструкции, так как разрушает привычные приемы моделирования одежды. Некоторые примеры применения этого метода:

Сумки с множеством наружных карманов, но пустые внутри;

Двухсторонние пальто. Плащи, костюмы, жилеты, которые можно носить на обе стороны;

Превращение нижнего белья в верхнюю одежду;

Вынесения лейбла фирмы на лицевую сторону изделия и т.д.

Инверсия способствует всестороннему развитию гибкости мышления дизайнера и позволяет получать совершенно новые, порой парадоксальные решения. Например, воротники и лацканы располагаются внизу изделия, рубашка и галстук превращаются в юбку, брюки надеваются на руки, как кофта, стеганная одежда в виде обнаженного тела и др. Особенно часто этим методом пользуются молодые дизайнеры, создающие модели для различных конкурсов, включая международные, в качестве дипломных проектов.

В 2000 - 2001 гг. деконструкция изменилась в сторону большего разрушения привычных комплексов одежды: Блузы, майки, куртки с одним рукавом; Брюки с одной штаниной; Куртка только с левой или правой половиной; Куртки без спинки, со съемными рукавами; Половина юбки плюс одна штанина; Половина юбки; Жакет переходящий в купальник, и др.

Изменились способы ношения одежды. Сказалось сильное влияние стиля «гранж»: нарочитая небрежность, наслоение вещей с разной длиной. «Гвоздем» моды 2001 г. стал прием сильной поперечной сборки не только в трикотажной одежде, но и на брюках, жакетах платьях, юбках, в рукавах, которые «засучиваются» до локтя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал