![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример гигиенической оценки и классификации условий труда водителя специального автомобиля
Пример. Выполнить гигиеническую оценку и классифицировать условия труда водителя автомобиля аварийной службы химического предприятия при воздействии следующих производственных факторов: 1. Химический фактор: Диоксид азота: факт. концентрация C NxOy= 1.5 мг/м³ на протяжении 0, 75 времени смены; Оксид углерода: факт. концентрация CCO =15, 0 мг/м³ на протяжении 0, 75 времени смены. 2. Биологический фактор: при перевозках общего назначения вредные факторы биологической природы отсутствуют. 3. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПДФ): Кремземсодержащие пыли с содержанием двуокиси кремния до 10% с фактической концентрацией CфSiO2 = 6 мг/м³ протяжении 0, 2 времени смены. 4. Шумовой фактор: исходные данные приведены в табл. 1. Таблица 1 Шумовой фактор
5. Вибрационный фактор: 5.1.Исходные данные по общей вибрации приведены в табл. 2. Таблица 2 Вибрационный фактор
5.2. Источники локальной вибрации отсутствуют. 5.3. Уровни инфра- и ультразвука в кабине данной машины не превышают фоновых значений. 6. Микроклиматический фактор: работа выполняется в теплый период года в условиях нагревающего микроклимата; тепловое излучение от нагретых солнцем поверхностей кабины составляет 53 Вт/м²; температура влажного термометра tвл = 22º С; температура сухого термометра tс = 24º С; температура шарового термометра tш = 26º С. 7. Показатели световой среды: стекла кабины и осветительные приборы находятся в исправном состоянии. 8. Уровень ионизирующих и неионизирующих излучений: уровень как ионизирующих, так и неионизирующих полей и излучений находится и в пределах естественного фона. 9. Показатели тяжести трудового процесса. 9.1. Физическая динамическая нагрузка: при работе водителя имеет место региональная нагрузка (преимущественно с участием мышц рук и плечевого пояса) до 2500 кг∙ м за смену. Общая нагрузка, связанная с перемещением груза, отсутствует. 9.2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную равна нулю. 9.3. Количество стереотипных рабочих движений при региональной нагрузке – до 10000. 9.4. Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза отсутствует. 9.5. Рабочая поза водителя связана с периодическим, до 25% времени смены, нахождением в неудобной и фиксированной позе. 9.6. Наклоны корпуса при работе водителя отсутствуют. 9.7. Перемещения в пространстве в течение смены – переходы, обусловленные технологическим процессом, отсутствуют. 10. Показатели напряженности трудового процесса. 10.1. Нагрузки интеллектуального характера. 10.1.1. Содержание работы: решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам. 10.1.2. Восприятие сигналов и их оценка: деятельность водителя связана с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой информации. 10.1.3. Распределение функций по степени сложности задания: обработка, проверка и контроль выполнения задания. 10.1.4. Характер выполняемой работы: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. 10.2. Сенсорные нагрузки. 10.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения: у водителя составляет более 75% времени смены. 10.2.2. Плотность сигналов и сообщений за 1 час работы: у водителя составляет в среднем 200 сигналов. 10.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения: составляет в среднем 9 объектов. 10.2.4. Размер объектов различения: больше 5 мм 100% смены. 10.2.5. Работа с оптическими приборами: у водителя отсутствует. 10.2.6. Наблюдения за экранами видеотерминалов и др.: отсутствует. 10.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор: имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м. 10.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат: суммарное число часов, наговариваемое за неделю до 16. 10.3. Эмоциональные нагрузки. 10.3.1. Степень ответственности за результаты собственной деятельности, значимость ошибки: для водителя характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей. 10.3.2. Степень риска для собственной жизни: вероятна. 10.3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц: возможна. 10.4. Монотонность нагрузок. 10.4.1. Число элементов, необходимых для реализации простого задания: 6 элементов. 10.4.2. Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий: более 100. 10.4.3. Время активных действий: более 75% продолжительности смены. 10.4.4. Монотонность производственной обстановки: время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса менее 20% от времени смены. 10.5. Режим работы. 10.5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня: 8 -9 часов. 10.5.2. Сменность работы: двухсменная работа без ночной смены. 10.5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность: перерывы регламентированы, достаточной продолжительности. Решение: 1.Гигиеническая оценка условий труда водителя грузового автомобиля при воздействии химического фактора. 1.1. Степень вредности условий труда для раздражающих веществ (NxOy) и веществ с остронаправленным механизмом действия (CO) устанавливается по максимальным концентрациям вредных веществ. 1.2.1. Оценка условий труда по диоксиду азота: фактическая концентрация CNxOy = 1.5 мг/м³; ПДКмр = 2, 0 мг/м³, тогда CNxOy/ ПДКмр = 0, 75; поэтому класс условий труда по табл. 4.11.1 Р 2.2.755-99 составляет 2. 1.2.2. Оценка условий труда по оксиду углерода: фактическая концентрация CCO =15, 0 мг/м³; ПДКмр = 20 мг/м³, тогда CCO/ ПДКмр = 0, 75; поэтому класс условий труда по табл. 4.11.1 Р 2.2.755-99 составляет 2. 1.2.3. Согласно прилож. 2, разд. 2 Р 2.2.755-99 комбинация диоксида азота и оксида углерода обладает эффектом потенцирования. Оценку их совместного действия проводят по формуле:
CNxOy/(3ПДКNxOy) + CCO/(1, 5ПДКCO) ≤ 1, т.е. 1, 5/(3∙ 2)+15(1, 5∙ 20)=0, 75< 1
Следовательно, оценка условий труда по химическому фактору остается без изменений – 2-ой класс (допустимый). 2.Оценка условий труда по факторам биологической природы: т.к. при перевозках общего назначения вредные факторы биологической природы отсутствуют, то согласно табл. 4.11.2 Р 2.2.755-99 устанавливаем 2-ой (допустимый) класс условий труда по этому фактору. 3. Оценка условий труда по воздействию АПДФ: класс условий труда при контакте с АПДФ определяют исходя из фактической величины среднесменных концентраций АПДФ Ссс и кратности превышения среднесменных ПДКсс по табл. 4.11.3 Р 2.2.755-99, т.е. Ссс = Cфsio2∙ 0, 2 = 6∙ 0, 2 =1, 2 мг/м³; тогда Ссс/ПДКсс = 1, 2/4 = 0, 3.
В этом случае согласно табл. 4.11.3 Р 2.2.755-99 имеем 2-ой класс условий труда (допустимый). 4. Гигиеническая оценка условий труда по шумовому фактору. 4.1.Определяем поправки Δ LAi, дБА, в зависимости от продолжительности ступеней шума по табл. 1.2.3 (продолжительность смены 480 минут): Δ LA1 = 12, 0 дБА (30 минут); Δ LA2 = 2, 0 (300 минут); Δ LA3 =6, 0 дБА (120 минут); Δ LA4 =12, 0 дБА (30 минут). Таблица 3 Поправки к значениям Δ LAi в зависимости от продолжительности ступеней шума
4.2. Вычисляем разности LA1 – Δ LA2: 60 – 12 = 40 дБА; 70 – 2 = 68 дБА; 80 – 6 = 74 дБА; 85 – 12 = 73 дБА. 4.3. Полученные разности энергетически суммируются в соответствии с табл. 4. Таблица 4 Значения добавок, Δ Li, в зависимости от разности слагаемых уровней
Для этого вычисляем разность двух наибольших уровней звука, определяем добавку и прибавляем к более высокому уровню: 74 -73 = 1, 0 дБА; добавка (см. табл. 4.4) ∆ L1 = 2, 5 дБА; 74, 0 + 2, 5 = 76, 5 дБА. Аналогичные действия производим с полученной суммой и третьим уровнем звука и т.д.: 76, 5 – 68.0 = 8, 5 дБА; ∆ L2 = 0, 55 дБА; 76, 5 + 0, 55 = 77, 0 дБА; 77, 0 – 48, 0 = 29, 0 дБА; ∆ L3 = 0 дБА; Lсум = 77, 0 дБА. 4.4. Полученный эквивалентный уровень звука Lэкв = Lсум = 77, 0 дБА сравниваем с ПДУ по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 равным уровню 75 дБА и определяем Δ LA = Lэкв – ПДУ = 77 - 75 = 2 дБА, поэтому класс условий труда по табл. 4.11.4 Р 2.2.755-99 составляет – 3.1. 5.Гигиеническая оценка условий труда по вибрационному фактору. 5.1. Определяем поправки ∆ Lvi к корректированному уровню на время действия общей вибрации для расчета эквивалентного уровня Lvэкв по табл. 5 и выполняем расчет эквивалентного корректированного уровня общей вибрации Lvэкв в дБ по методике, аналогичной изложенной в п. 4. Полученный эквивалентный корректированный уровень вибрации ∆ Lvэкв = 114 дБ сравниваем с ПДУv = 110 дБ по СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и определяем ∆ Lvэкв = 114 – 110 = 4 дБ, поэтому класс условий труда по табл. 4.11.4 Р 2.2.755-99 составит 3.1. Таблица 5 Поправки на время действия вибрации данного уровня
5.2. Так как по условию задачи источники локальной вибрации отсутствуют, класс условий труда по табл. 4.11.3 Р 2.2.755-99 – 1-ый. 5.3. Уровни инфра- и ультразвука в кабине данной машины не превышают фоновых значений, поэтому класс условий труда по этим факторам согласно табл. 4.11.3 Р 2.2.755-99 – 1-ый. 6. Определение класса условий труда по показателям микроклимата. 6.1. Работа выполняется в условиях нагревающего микроклимата, поэтому для его оценки следует использовать ТНС – индекс, определяемый по формуле: ТНС = 0, 7tвл + 0, 1tс + 0, 2 tш, т.е. ТНС = 0, 7∙ 22 + 0, 1∙ 24 + 0, 2∙ 26 = 23º С. 6.2. По 4.11.5.2 Р 2.2.755-99 определяем класс условий труда для работ 1б (водитель транспортного средства), равный 2-му (допустимому). 7. Определение класса условий труда по показателям световой среды: при исправном состоянии стекол и световых приборов класс условий труда по показателям световой среды равен 2-му (допустимому), при этом коэффициент естественного освещения должен быть ≥ 0, 6. Это накладывает ограничение на тонировку боковых окон кабины. 8. Определение класса условий труда по показателям уровней ионизирующих и неионизирующих полей и излучений: так как уровень ионизирующих и неионизирующих полей и излучений находится и пределах естественного фона, то по табл. 4.11.7.1 Р 2.2.755-99 установлен 1-ый (оптимальный) класс условий труда по этому фактору. 9. Определение класса условий труда по тяжести трудового процесса (см. табл. 4.11.8 Р 2.2.755-99). 9.1. Физическая динамическая нагрузка: при работе водителя имеет место региональная нагрузка (преимущественно с участием мышц рук и плечевого пояса) до 2500 кг∙ м за смену. Общая нагрузка, связанная с перемещением груза, отсутствует. Поэтому класс условий труда – 1-ый. 9.2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную равна нулю, поэтому класс условий труда – 1-ый. 9.3. Стереотипные рабочие движения: так как количество стереотипных рабочих движений при региональной нагрузке – до 10000, а локальная нагрузка отсутствует, класс условий труда – 1-ый. 9.4. Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза отсутствует, поэтому класс условий труда – 1-ый. 9.5. Рабочая поза водителя связана с периодическим, до 25% времени смены, нахождением в неудобной и фиксированной позе, поэтому класс условий труда – 2-ой. 9.6. Наклоны корпуса при работе водителя отсутствуют, поэтому класс условий труда – 1-ый. 9.7. Перемещения в пространстве в течение смены – переходы, обусловленные технологическим процессом, отсутствуют, поэтому класс условий труда – 1-ый. 9.8. Общая оценка тяжести трудового процесса делается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. В нашем случае это показатель рабочей позы, поэтому класс условий труда по тяжести трудового процесса – 2-ой (см. табл. 6). Таблица 6 Определение класса условий труда по тяжести трудового процесса
10. Определение класса условий труда по напряженности трудового процесса (см. табл. 4.11.9 Р 2.2.755-99). 10.1. Нагрузки интеллектуального характера. 10.1.1. Содержание работы: решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам, поэтому условия труда водителя относятся к классу 3.1. 10.1.2. Восприятие сигналов и их оценка: деятельность водителя связана с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой информации, поэтому имеем класс 3.1. 10.1.3. Распределение функций по степени сложности задания: обработка, проверка и контроль выполнения задания – это соответствует классу 3.2. 10.1.4. Характер выполняемой работы: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат, т.е. класс 3.2. 10.2. Сенсорные нагрузки. 10.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения: у водителя составляет более 75% времени смены, что соответствует классу 3.2. 10.2.2. Плотность сигналов и сообщений за 1 час работы: у водителя составляет в среднем 200 сигналов, что соответствует классу 3.1. 10.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения: составляет у водителя в среднем 9 объектов, что соответствует классу 2. 10.2.4. Размер объектов различения: больше 5 мм 100% смены, что соответствует классу 1. 10.2.5. Работа с оптическими приборами: у водителя отсутствует, что соответствует классу 1. 10.2.6. Наблюдения за экранами видеотерминалов и др.: отсутствует,, что соответствует классу 1. 10.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор: имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м, что соответствует классу 2. 10.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат: суммарное число часов, наговариваемое за неделю до 16, что соответствует классу 1. 10.3. Эмоциональные нагрузки. 10.3.1. Степень ответственности за результаты собственной деятельности, значимость ошибки: для водителя характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей, поэтому условия труда относятся к классу 3.2.. 10.3.2. Степень риска для собственной жизни: вероятна, поэтому имеем класс 3.2. 10.3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц: возможна, поэтому имеем класс 3.2. 10.4. Монотонность нагрузок. 10.4.1. Число элементов, необходимых для реализации простого задания: 6 элементов, т.е. находим класс 2. 10.4.2. Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий: более 100, что соответствует классу 1. 10.4.3. Время активных действий: более 75% продолжительности смены, что соответствует классу 1. 10.4.4. Монотонность производственной обстановки: время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса менее 20% от времени смены, что соответствует классу 1. 10.5. Режим работы. 10.5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня: 8 -9 часов, что соответствует 2-му классу. 10.5.2. Сменность работы: двухсменная работа без ночной смены, что соответствует 2-му классу. 10.5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность: перерывы регламентированы, достаточной продолжительности, что соответствует классу 1. 10.6 Общая оценка напряженности трудового процесса – 3.2 (см. табл. 7). Таблица 7 Определение класса условий труда по напряженности трудового процесса
11. Итоговая оценка условий труда – 3.2 (см. табл. 8). Таблица 8 Общая гигиеническая оценка условий труда в кабине грузового автомобиля
|