Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские корни системологии






В начале 70-х годов Людвиг фон Берталанфи заметил, что проблемы, с которыми ученые наших дней сталкиваются в связи с понятием " система", являются лишь современным выражением проблем, столетиями стоявших перед учеными и обсуждавшимися каждый раз на соответствующем языке. По мнению другого основателя системной методологии У. Р. Эшби, саму идею системности имеет смысл рассматривать не как порождение преходящей моды, а как явление, развитие которого вплетено в историю человеческой мысли. Действительно, представление о всеобщей взаимосвязи явлений природы, их подчиненности универсальным законам со времен античности составляло существенную черту рационалистической философии. Античности же принадлежит и сама идея системности, нашедшая свое отражение в известном тезисе Аристотеля о том, что целое больше суммы частей, его составляющих.

Тем не менее, объектом специального исследования системы становятся значительно позднее. Одной из первых философских работ на эту тему может считаться опубликованный в 1749 году трактат " О системах", принадлежащий перу блестящего представителя эпохи французского Просвещения Этьену Бонно Кондильяку. Свой труд Кондильяк посвящает принципам организации известных ему философских учений, представляющих, по его мнению, систему человеческого знания. Может показаться, что термин " система" здесь еще достаточно произволен, его легко можно заменить словом " теория", но для автора трактата все разобранные им философские построения это, прежде всего, системы взглядов их создателей. Его же собственный труд - это классификация, или система ранее созданных систем.

Несколько позднее, в 1770 г., системному видению мира посвящает свой главный труд его младший современник барон Гольбах. Его работа носит название " Система природы, или о законах мира физического и мира духовного" и содержит утверждение, что вечный, несотворимый материальный мир составляет целостную систему, бесконечную совокупность различных образований, взаимодействие которых образует естественный порядок природы. В основе целостности мира лежит единство форм движения и качественных состояний материи, считает Гольбах. Всеобщие законы природы определяют и нормы поведения в обществе.

Еще более глубокое понимание системной сущности мира привносит на рубеже XVIII и XIX столетий немецкая классическая философия. Ее родоначальник Эммануил Кант утверждает, что научное знание есть система, в которой целое главенствует над частями. Этот тезис развивает Фихте в своем главном сочинении «Наукоучение», доказывая, что наука систематична по своей природе и должна исходить из единого самодостоверного основоположения.

Замыкает же философское осмысление системного единства Вселенной теория Гегеля. Система Гегеля - это единственная в своем роде работа, последовательно объясняющая все явления окружающего мира и весь наш душевный мир как продукты исторического развития вечных идеальных и материальных сущностей. Основополагающим для Гегеля является представление о бесконечном качественном и количественном развитии всех явлений, последовательно проходящих стадии существования идеи, природы и духа. Соответственно этому, система Гегеля складывается из трех основных блоков - учения об идеях, или общих понятиях, иначе называемое логикой, учения о природе и учения о духе.

Мир идей - общих понятий - составляет вечную, логическую основу всего существующего. Логика есть первая часть системы Гегеля. Это наука о чистом мышлении, мышлении как процессе. Ее предмет - раскрытие и снятие противоречий, содержащихся в понятиях.

Вторая часть системы названа Гегелем «Философия природы». Природа есть реальное, а не виртуальное бытие, материальное осуществление абсолютной идеи и воплощение понятий, В этом смысле природа есть противоположность идеи, ее, следуя Гегелевскому выражению, «инобытие». В природе, согласно Гегелю, нет развития одних форм из других, а есть лишь одновременное существование различных форм в пространстве.

Третья часть системы - учение о духе. Дух есть воплощенное понятие, которое мыслит само себя. В отличие от природы, дух имеет историю, и существенная его особенность состоит в становлении, развитии. Абсолютная идея, опосредованная природой и человеческим духом, превраща­ется в абсолютный дух. Абсолютная идея, совокупность мировой информации, имеет чисто логическое, бессознательное бытие. Абсолютный дух - это абсолютная идея, прошедшая через природу и человеческий дух и ставшая субъектом, который себя самого сознает и мыслит, который приобрел действительность и жизнь. Для каждой из этих частей, или стадий, Гегель подразумевает существование различных ступеней качественной и количественной организации явления.

Не менее важной для системологии оказывается и разработка Гегелем диалектического метода и законов диалектики, исследуя которые, он на языке рационалистической философии выражает важнейшие структурные законы раз­вития систем:

- закон количественного преобразования в новое качество отражает тенденцию саморазвития системы, когда накопление горизонтальныхсвязей между ее однородными элементами приводит на определенном этапе развития к установлению новой структурной организации этих связей и возникновению вслед за этим нового системного качества, которое больше суммы составляющих его элементов.

- закон единства противоположностей отражает сущность вертикальных связей между различными системами, соотнося на уровне сверхсистемы характеристики составляющих ее подсистем.

- наконец, важнейший закон диалектики, получивший название закона отрицания (снятия), отражает сущность динамическихсвязей, изменяющихся с течением времени и, в конечном итоге, прекращающих свое существование в старых формах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал