Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тарногское Городище – начало первой улицы села.






Тарногское Городище стало началом первой улицей Тарногского Городка. И это произошло уже в советский период. Первое ее название - Первомайская площадь. Откроем еще одну страницу истории. Начиная с XVII века рядом с крепостными укреплениями, но за пределами церковного погоста,. ежегодно проходила Крещенская ярмарка В клировых ведомостях отмечалось при церкви имеется 50 лавок, 28 и т. д. В рукописях А. А. Угрюмова есть описание ярмарки. «На площади были выстроены торговые ряды – два длинных деревянных неотапливаемых здания, каждое из которых было разделено на 9-10 отсеков-лавок.Каждая такая лавка арендовалась приезжими торговцами.Впереди у лавок были откидывающиеся обоконки, днем они служившие прилавком, а на ночь закрывающее окно, через котороешла торговля, как ставень. два ряда таких лавок стояли «лицом» друг к другу, образуя улицу метров 15 шириной. В дни ярмарок площадь была заполонена народом; по ней ходили принаряженные крестьяне и крестьянки, высматривая нужный им товар, прицениваясь и торгуясь с купцами».В. И Ульяновский дополняет: «Торговля шла целую неделю. Народ с близлежащих сел, деревень приезжал за покупками. Торговля шла металлическими изделиями, конской сбруей, одеждой (шали, платки, пояса), украшениями (кольца, гайтаны), продуктами. Сахар продавался головами (большие конусные куски весом по несколько килограмм). Такого куска семье хватало на целый год. У жителей уезда было много хорошей одежды. У женщин и девушек было по несколько сарафанов-летних и зимних. Летние сарафаны шили из атласа (атласники), зимние – из шерстяной ткани и назывались шерстениками. По подолу летние сарафаны украшались кружевными прошвами. Пояса шерстяные, английского производства, шали персидские синего цвета с золотистыми узорами большого размера. Для зимы шили мужчинам шубы, женщинам кошули. Шубы были хорошо выделаны, иногда окрашивались или покрывались тканью. На ярмарках также покупали хром(тонкая выделанная кожа), из него шили женские сапожки, мужские сапоги, кепки. Конская упряжь украшалась кожаными кистями, медными накладками, дугами с резными украшениями».По мнению А. А. Угрюмова, Крещенская ярмарка и стала одной из причин возрождения Тарногского Городка и превращения его в центр Кокшеньги. Улица Первомайская начала застраиваться добротными двухэтажными домами. На левой стороне улицы стояли три дома священника Заостровского. Первый, одноэтажный, с мезонином, над рвом, был выстроен перед революцией; в 1920-е годы в нем размещался телеграф, телефон и почта. Второй, двухэтажный, священник сдавал в аренду: до революции под квартиры чиновников, позднее-советских служащих. Третий, тоже двухэтажный, занимала семья самого священника. Последнее здание благополучно дожило» до 2013 года, осенью этого года оно было снесено. Новую жизнь первая улица Тарногского Городка обрела в 2008 году, после построения нового храма. Церковь освящена во имя Николая Мирликийского Чудотворца, как и та, самая первая, церковь на территории Городища Улица в 1960 году поменяла свое название на Пионерскую, а затем начала носить имя героя - нашего земляка - П. И Ивановского. Подробно данная часть улицы описана в публикациях в местной газете, авторами которых являются А. А. Угрюмов и Ю. В. Кузнецов. А нас интересует история заселения территории Городища начиная с конца 40-х годов. Воспроизводим ее на основе воспоминаний старожилов этой улицы.Первый дом №15 был построен для первого секретаря райкома партии Усова А. Узнав, что дом построен на бывшем кладбище, он отказался вселяться в него. Тогда местные власти устроили в нём гостиницу для командированных из Вологды. Потом в нём была детская кухня, так как напротив был детский сад. Впоследствии в этом доме жил Расторгуев Василий Николаевич. Сейчас в нём живет его дочь Людмила с детьми и матерью Маисой Александровной.

Следующий дом №17 построил Силинский Павел Яковлевич. В армии он был политработником, демобилизовался в звании подполковника. Хотя ранее он был и полковником, но из-за каких-то неудачно проведённых операций, в звании был понижен. Кстати, тарножане называли его не по имени-отчеству, а просто «полковник»: он был на вид очень суровый, строгий. Воинская судьба П.Я. Силинского интересна. Перед войной он служил в Особом Белорусском военном округе, был замполитом в полку у Василия Ивановича Чуйкова После завершения ВОВ и войны с Японией в СССР было сокращение Вооружённых Сил. Демобилизованным офицерам выделялась земля для строительства жилья и обработки. Павлу Яковлевичу был отдан свободный участок за храмом по улице Пионерской. Кроме этого участка, П.Я. Силинскому был отдан участок площадью 1 га, там где располагается старый стадион. Первое время он обрабатывал весь этот участок, нанимая технику в Шевденицкой МТС, которой руководил его брат Пётр Силинский. Впоследствии он от него отказался, оставив себе на стадионе небольшой участок для посадки картофеля. Сейчас в доме Силинских живёт Кузьмин Фёдор Григорьевич.

История дома №19 такова. Первый хозяин дома Попов Пётр Андреевич (1947- 1948) работал в райкоме партии библиотекарем, а П.Я. Силинский после демобилизации из армии тоже работал в райкоме.. Павел Яковлевич отдал часть своего участка под строительство дома Петру Андреевичу. Сейчас дом №19 перестроен, живут в нём Ульяновские Вячеслав Иванович и Галина Ивановна.

Дом №21 по этой линии стоит на самом краю. За ним знаменитая сосна, которую знают все тарножане, она символ нашего Городища Примечательна она тем, что от одного корня пошли 3 ствола. Сосна очень старая, ее диаметр у основания более 1, 5 метра. На одном из сучьев чайка устраивает себе гнездо и выводит птенцов. Некоторые сучья большого диаметра сломаны. В результате чего, неизвестно, но это было сделано не человеком. Два ствола каким - то образом оказались сломанными. Посохшие остатки стволов были спилены на дрова мужчинами, которые жили в крайних домах. Ствол одной из сосен долгое время стоял. Его спиливал Попов А., но спилить не мог, так как один из сучков большого диаметра врос в здоровый ствол сосны. Этот ствол отпилил от здоровой сосны другой мужчина Оборин Ф.. По преданию старожилов, под этой сосной во время грозы от удара молнии погибла дочь священника. И эту сосну, по поверию, считают святой. На- сколько это справедливо, неизвестно.. Святыми у племён чуди считались деревья, кусты, большие камни, где совершались моления. Когда происходила христианизация чуди, это происходило в 8-14 веках, то славянские переселенцы эти святые места: камни, деревья, кусты не уничтожали, а «крестили». Устанавливали иконы и сами молились, объявляли эти кусты священными. Это было и у старообрядцев. Была ли освящена эта сосна-неизвестно. Такие священные кусты были и у нас в районе. Это Тиуновское святилище и еще один из кустов Шебеньге. Но у обоих этих мужчин, пиливших эту сосну, произошли трагедии в семье. У первого мужчины застрелился сын, у второго повесилась жена. Поэтому люди, знающие этот факт, считают, что эту сосну лучше «не трогать».

По публикации в районной газете нашего краеведа А.Е. Шишкина, под этой сосной стояла маленькая избушка. Жила в ней женщина по имени Анна-Ямна. Поскольку старая избушка прохудилась, то чуть повыше и была построена нынешняя избушка. Впоследствии в ней жил с семьёй Попов Анастасий, затем Сергачева Анна, Баженова Людмила, а сейчас Короткий Василий.

По левой стороне улицы Ивановского дома начинаются с №14а. Дом построен недавно. Принадлежит Силинскому Николаю Михайловичу. В 60-х годах на этом месте было решено построить многоквартирный дом. Пригласили бригаду закорпатцев, те начали копать ямы под фундамент, а наткнувшись на захоронение отказались строить дом. Они были людьми верующими, в отличие от наших руководителей. Прежде на том месте стоял многоквартирный дом, но он сгорел весной 1957 года. Дом был новый,, с двумя подъездами, построен в 1955 году на территории кладбища. Бало два загорания, и на третий раз дом сгорел.Потом на месте сгоревшего дома была детская площадка с навесом для детей. Рядом стоял двухэтажный дом, в котором и располагался детский сад. Запомнилась заведущая Степанова Нина Николаевна, очень энергичная инициативная женщина. Потом садик переоборудовали под квартиры и в нём долгое время жили люди. Сейчас этот дом снесён. На его месте строится дом Пешкова Ивана Вячеславовича.

Дом №16 принадлежал Миловидиным Апполону Сергеевичу и Милитине Андреевне. Они купили старую избу Сиротиных. Опять же по публикации А.Е. Шишкина тут жил когда-то церковный староста, а затем семья Генаевых. Сейчас дом перестроен и живёт в нём внучка Миловидиных Архиповская Татьяна с мужем и детьми. Раньше под их домом была мельница.

Чуть ниже расположился дом №18. После войны тут была баня. Затем жили Ступниковы Василий Васильевич и Екатерина Феодосьевна. Сейчас этот дом перестроен, живёт в нём их сын Виталий. Миловидин А.С. и Ступников В.В. оба участники ВОВ.

Дом №20.В нём жила старушка Гордеева Юлия Егоровна. Затем хозяйкой была Иванова Анна Викторовна. Летом с внуками она жила в Тарноге, на зиму уезжала в город Никель. Следующим хозяином стал Оборин Фёдор.

За храмом, где сейчас построено новое кирпичное здание бани, стоял ещё дом. В нём жила Силинская Александра с сыном Владимиром.

Дом Ивановских стоял на берегу реки между рвами. В этом доме родился и вырос Ивановский Павел Иванович. Мать, очень добрая женщина, одно время работала кассиром в арэопорту. Доживала в своём доме. После её смерти дом обвалился. На основе воспоминаниий старейших жителей этой улицы мы открыли новую страничку совсем не далекой от нас истории.

Заключение

Заканчивая свое исследование, хочется сказать следующее: территория Тарногского Городища небольшая по площади: 50 + 130 метров. Иными словами, как писал летописец: «Мера тому земляному валу двести тридцать три сажени…». Но какое богатое прошлое имеет эта древняя земля! Какой калейдоскоп исторических событий разворачивался здесь в течение почти шести столетий! Не все эти события имеют подтверждения в официальных документах: в летописях, писцовых книгах, явках Тарнянского Городка, в работах наших известных краеведов XIX, XX веков, а что-то происходившее передавалось в форме легенд, преданий, передавалось из уст в уста. Но можно сказать, что жизнь древних жителей этой земли (а среди них были и чудские племена, и финно-угорское население, и марийцы, и славяне и т. д.) была очень насыщенной и совсем не безоблачной. Наши прадеды, новгородцы, были людьми православной веры, по роду занятий они были хлебопашцы, но если нужно, - становились воинами и защищали свою крепость мужественно, стойко. Эта земля, имеющая такую героическую историю, она имеет и настоящее. У нас есть возможность ходить этой тропинкой, проложенной вдоль Городища, любоваться соснами, что остались нам от прошедших столетий. Но это не просто музей под открытым небом, это земля моих прадедов. Тарногское Городище – это удивительное сочетание прошлого и настоящего, истории и современности.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал