![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания изучения развития
Развитие – это качественно-количественные изменения во времени объекта как многоуровневой и многокачественной системы, реализуемые через спектр разнонаправленных тенденций (прогресс, регресс и т.д.) Психическое развитие человека - качественно-количественные изменения во времени многоуровневой и многокачественной психической системы в результате активного взаимодействия ее носителя – человека – с природным и социальным миром. Промежуточный результат психического развития, фиксирующий элементные, уровневые, структурные, системные изменения психики называется новообразованием. Наиболее четко теоретико-методологические основания изучения развития сформулированы в работах Д.Н. Завалишиной. Кратко они могут быть сформулированы следующим образом: 1) Основной единицей развития в психического развития является индивидуальная психика. Существование системы психического соизмеримо с длительностью жизненного цикла ее субъекта – каждого человека во всем богатстве социальных опосредствований его жизнедеятельности. Последнее и делает онтогенетическое развитие основным объектом психологического анализа. Вместе с тем психологию интересует и развитие психики в антропогенезе, и историческое развитие психического отражения в ходе эволюции органического мира. 2) Психическое развитие человека – это не просто воспроизведение видного качества, но его существенное изменение, реализуемое в различных новообразованиях. 3) Психическое развитие разнонаправленный процесс, в котором присутствуют прогрессивные и регрессивные тенденции одновременно в виде круговых движений, идущих в одной плоскости. 4) Разнонаправленность развития не отрицает принципиального преобладания в нем прогрессивных тенденций. При этом реализация последних ограничена лишь продолжительностью жизни отдельного человека. 5) Результаты психического развития на стороне субъекта безотносительны, по словам А.В. Брушлинского, к любому наперед заданному пределу. Поэтому финалистические концепции для их описания недостаточны. 6) Психическое развитие со стороны «материала» - системное гетерогенное образование, включающее в себя качественные изменения всех компонентов и уровней психической организации человека: личностных свойств, когнитивных процессов, нейробиологического оснащения и т.д. 7) Рассмотрение развития как системы изменений обуславливает и системное понимание критериев развития и его механизмов (движущих сил, факторов, условий). Последнее означает, в частности, что развитие детерминируется не единственным противоречием, но сложно взаимосвязанным их множеством (как внешних, так и внутренних). 8) Важнейшим методологическим принципом отечественной психологии является принцип единства актуального процесса (Функционирования) и развития, реализуемого в основном в рассмотрении психических процессов как развивающихся, в единстве их генетических микро- и макрохарактеристик.
|