![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест 1. Есть ли у вас склонность к творчеству?
Данный вопросник составлен на основе нескольких хорошо зарекомендовавших себя методик и предназначен для определения степени выраженности творческого компонента личности. И если его автор (Д. Холмс, 1976) делал акцент на получении результатов для отбора в определенные творческие вузы, то в нашей редакции он, как мне кажется, поможет лучше узнать творческий потенциал именно человека связанного со СМИ или мечтающего о журналистике как профессии. Если эту книгу будете читать не Вы один, то предварительно страницы теста лучше ксерокопировать. Отвечать нужно спонтанно, без долгих раздумий, и ни в коем случае не менять выбранные варианты. Конечно же, нельзя сразу заглядывать в ответы, даже для предварительного ознакомления – иначе теряется весь смысл тестирования. Далее. Слева от номера каждого вопроса или утверждения поставьте букву, значение которой точнее всего отражает степень Вашего согласия с данным утверждением. Буквы означают. А – согласен целиком. Б – согласен. В – затрудняюсь ответить определенно. Г – не согласен. Д – совершенно не согласен. 1. Творческие способности к журналистике у меня выше, чем у большинства обычных людей, и я их с успехом реализую. 2. Я больше, чем другие люди, забочусь о впечатлении, которое я произвожу на окружающих. 3. Я проявляю большую независимость в суждениях и меньший конформизм мышления, чем большинство людей. 4. Когда мне приходится собирать материал для проблемного выступления в СМИ или готовить его к печати, эфиру, я очень осторожен и работаю более медленно, чем мои коллеги. 5. Я рискую чаще, чем многие люди. Даже тогда, когда нет гарантии выигрыша. 6. Я более осторожен в отношении случайностей, чем большинство людей. 7. Я считаю себя более избирательным, изобретательным, решительным, независимым, бескорыстным, полным энтузиазма и более трудолюбивым, чем большинство людей. 8. Меня больше, чем других, занимает мысль – что люди думают обо мне. 9. Я чаще всего даю более нестандартное описание, рассказ о событиях, на которых побывал вместе с коллегами из других СМИ. 10. У меня, по-видимому, более слабое, чем у большинства людей, чувство своей индивидуальности и удовлетворенности собой. 11. Я больше, чем другие, чувствую себя одиноким, подчиненным данному свыше жизненному призванию, и это чувство отдаляет меня от обычных забот обычного человека. 12. Я талантливый журналист, поэтому, если кто меня и критикует за те или иные мои работы, то только из чувства зависти. 13. У меня больше авторитарных замашек, чем у многих других. 14. Когда я пишу материал, готовлю передачу, я работаю медленнее коллег лишь потому, что пытаюсь синтезировать всю собранную мной информацию. 15. Я считаю себя более ответственным, искренним, надежным, заслуживающим доверия, здравомыслящим, терпимым и понимающим, чем большинство людей. 16. В моем понимании, я более способен, чем другие люди, гибко реагировать, рассуждать, менять один аргумент на другой. 17. У меня больше признаков психического здоровья, чем у большинства людей. 18. Я менее других людей способен стоять на своем, когда мнеприходится не соглашаться с другими. 19. Я более субъективен, чем большинство людей. 20. Я более творческий человек, чем большинство моих коллег, и мешают мне полностью реализовать огромный потенциал чаще всего препятствия, которые сам я устранить не в силах. 21. Я чаще других людей стараюсь избегать ситуаций, в которых чувствовал бы в чем-то свою неполноценность. 22. Я более свободен, чем другие люди, и меньше поддаюсь жесткому контролю. 23. Я без колебаний, ни на что не смотря, берусь за материалы, передачи, в которых могу выразить свои взгляды, точку зрения, соответствующие моим убеждениям. 24. Чаще других людей я, в силу особенностей журналистской профессии, основываю свои суждения и выводы, опираясь на характер источника информации, нежели на саму информацию. 25. Я как человек творческий в большей степени, чем другие люди, не приемлю внешнего давления. 26. Я более самостоятелен в экономическом отношении, чем большинство людей. 27. Я лучше информирован, чем большинство людей с такими же умственными способностями и с таким же уровнем образования. 28. По сравнению с большинством людей, я более склонен менять свои интересы ради сохранения места работы, нежели менять работу ради отстаивания своих интересов. 29. У меня меньше жизненной силы и энтузиазма, чем у большинства других людей. 30. Больше многих других людей меня привлекают сложные проблемы и ситуации, нежели простые и понятные. 31. Меня интересует более широкий круг вопросов, чем тот, что характеризует моих коллег. 32. Я менее властен и агрессивен, чем большинство людей. 33. Я менее свободен от скованности и запретов, чем многие люди. 34. Вероятно, я в большей степени, чем большинство людей, склонен рассматривать авторитет как абсолют, а не как традицию. 35. Я в большей степени, чем коллеги, предпочитаю нормативные ситуации тем, которые требуют какого-то решения. 36. У меня больше энергии, чем у большинства других людей. 37. Мне присуща большая гибкость мышления, чем коллегам. 38. Больше других людей я стараюсь придерживаться «реалистичного», предсказуемого стиля поведения. 39. Мои интересы более ограничены, чем у большинства людей. 40. По сравнению со многими, меня больше интересуют межличностные отношения, я не боюсь общения с кем бы то ни было, и я менее скован. 41. По сравнению с большинством людей, я также в большей степени доволен собой, чувствую себя более удовлетворенным. 42. Я не столь самоуверен, как большинство коллег-журналистов. 43. Больше других людей я, в силу специфики своей профессии, стремлюсь к результату. И у меня часто просто нет возможности досконально изучить вопрос, собрать максимум информации по нему, прежде чем писать статью, готовить передачу. 44. Я чаще других способен удивить собеседника тем, что говорю. 45. Во взаимоотношениях с подчиненными, в отличие от многих руководителей, у меня существует или существовал бы такой принцип: подчиненные должны быть мне безоговорочно верны. 46. Мой личностный склад сложнее, чем у большинства людей. 47. Когда я вслух обсуждаю проблему, я могу более гибко, чем большинство людей, менять подход к ней. 48. Я не таков, как большинство людей. 49. Я хуже, чем многие другие люди, воспринимаю свои внутренние импульсы. 50. Когда возникает необходимость в этом, я способен выдвигать больше идей и делаю это быстрей, чем большинство коллег-журналистов. 51. В большей степени, чем другие люди, я могу проявить в отношении своих руководителей такие качества, как беспрекословное подчинение, преданность и уважение, граничащее с восхищением. 52. Я более, чем коллеги, восприимчив к эстетической стороне мира. 53. Больше, чем представители других профессий, я ценю свой социальный статус, положение, неплохую зарплату, а не сам «интерес к работе». 54. Я более скрытный, чем большинство людей. 55. Я иначе, чем большинство других людей, реагирую на сложности – скорее как на вызов, чем на то, чего следует избегать. 56. Вероятно, я, в отличие от многих других людей, вижу свое будущее в основном связанным со своей газетой (телерадиокомпанией), и меня очень волнует все происходящее здесь. 57. Я, прежде всего, в силу специфики и социального статуса профессии журналиста, более ответственно, чем большинство людей, работаю над каждым свои произведением. 58. Я делаю выводы быстрее и точнее, чем большинство людей. 59. По критериям научной психологии я, может быть, не очень хорошо приспосабливаюсь к обстоятельствам, но я хорошо приспособлен к жизни в том смысле, что я занимаюсь полезным для общества трудом и доволен своей работой. 60. Я более других способен к конструктивной критике. 61. Чувство интуиции и проницательность у меня развиты лучше, чем у большинства людей. 62. В трудных жизненных обстоятельствах я обычно обнаруживаю меньше свидетельств силы воли, характера, чем большинство людей. 63. По сравнению с коллегами, я в большей степени ориентирован на успех. 64. Я более динамичен, чем большинство людей. 65. Я, в отличие от некоторых своих коллег-журналистов, предпочитаю избегать готовить журналистские материалы на актуальные, но «скользкие» темы – а вдруг придет опровержение или на меня подадут в суд? 66. Многие темы моих журналистских выступлений настолько новы и оригинальны, что публикации (передачи) нередко вызывают легкую зависть у коллег. 67. Я ценю и, как мне кажется, понимаю юмор больше других людей. 68. Я меньше других способен пререкаться с начальством. 69. Я меньше других людей склонен поддерживать, а иногда и сам совершать «безрассудные» поступки. 70. У меня менее, чем у большинства людей, догматичный взгляд на жизнь, я хорошо понимаю, что все относительно. 71. Мне кажется, что у меня более острая, чем у других, потребность в разрешении трудных и сложных проблем. 72. Я терпимее, чем большинство других людей, отношусь к явному беспорядку. 73. Специфика моей профессии чаще, чем у большинства людей, предполагает работу в сложных и совершенно новых условиях. 74. Я более свободно выражаю «женские» интересы, чем большинство других мужчин (отвечают мужчины). 75. Я более свободно выражаю «мужские» интересы, чем большинство других женщин (отвечают женщины). Подсчет и оценка результатов. Все утверждения из вопросника делятся на две категории: сформулированные позитивно и сформулированные негативно, т.е. согласие с последними означает отрицание склонности к творчеству. Оценка утверждений из этих двух категорий проводится противоположным образом. К позитивно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся: 1. 3, 4, 7, 9, 11, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 37, 44, 47, 48, 50, 52, 55, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75. Ответы на эти вопросы оцениваются следующим количеством баллов: А = +2, Б = +1, В = 0, Г = -1, Д = -2. К негативно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся: 2. 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 21, 24, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 49, 51, 53, 54, 56, 58, 62, 65, 68, 69. Ответы на эти вопросы оцениваются следующий образом: А = -2, Б = -1, В = 0, Г = +1, Д = +2. Ответы на вопросы 12 и 20 не оцениваются. Подсчитайте общую сумму набранных баллов и соотнесите ее с приведенными ниже категориями: • Более 100 баллов – ярко выраженные творческие наклонности. • От 60 до 99 баллов – выраженные творческие наклонности. • От 0 до 60 баллов – средние способности к творчеству. • Менее 0 – слабая склонность к творчеству. Еще раз повторим, что эти результаты, конечно же, весьма условны. Во-первых, в связи с тем, что данный тест в полном авторском варианте включает в себя более 200 вопросов, и итоги соотносятся с помощью компьютерной программы с результатами других тестов. Во-вторых, при его проведении необходимо достаточно строго соблюдать процедурные требования. В-третьих, полная версия в обязательном порядке предполагает включение в тест «вопросов-ловушек», с помощью которых контролируется степень искренности ответов. Но, думается, даже отраженные в тесте характеристики журналистской профессии помогли Вам, читатель, сориентироваться в том круге проблем и вопросов, которые принято относить к сфере влияния психологии журналистики в целом и психологии творческой деятельности личности в частности.
Тест 2. Творческий потенциал журналиста-практика («Юнкор», «Ремесленник», «Творец»)
А вот еще один вариант авторской разработки теста, выясняющего коэффициент вашей творческости. Но в данном случае он адресован прежде всего тем, кто уже работает в средствах массовой информации. Кто-то из моих студентов очень метко назвал данный тест «Юнкор», «Ремесленник», «Творец», ибо после подсчета полученных баллов каждый читатель может (наверное, все же в шутку) узнать – на какой же ступеньке развития в профессии находится он. Итак, возьмите ручку, листок бумаги и на каждый из 19 вопросов ищите среди трех предложенных подходящий для Вас ответ. Затем запишите ту букву, которой он обозначен: «а», «б», «в». И, чур, не подглядывать раньше времени в ответы. 1.Считаете ли Вы, что с помощью журналистики можно добиться изменений в той или иной сфере деятельности человека? а) да; б) нет; в) да, но только кое в чем. 2.Вам самому по силам работать в журналистике «преобразующей»? а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях. 3.Верно ли, что некоторые из Ваших идей привели бы к совершенствованию, а в конечном итоге – к более эффективной деятельности того или иного средства массовой информации? а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) в некоторой степени. 4.Считаете ли Вы, что в недалеком будущем станете в журналистике (или в какой-то другой смежной сфере общественной деятельности) играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить в окружающей Вас действительности? а) да, наверняка; б) маловероятно; в) не исключено. 5.Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли Вы, что осуществите свое начинание? а) да; б) часто сомневаюсь; в) нет. 6.Бывает ли у Вас иногда желание подготовить журналистский материал на тему, с которой практически не знакомы? а) да, я авантюрист(ка) в журналистике; б) нет, считаю, что дилетантизм здесь недопустим; в) все зависит от обстоятельств и характера будущего материала. 7.Вы взялись за совершенно новую для Вас тему. Есть желание сразу подготовить неординарный, блестящий по исполнению материал? а) да; б) думаю, это нереально; в) да, если тема увлечет меня, я готов(а) буквально горы свернуть. 8.Коллеги «подкинули» Вам оригинальнейшую тему. Однако, прежде чем появится публикация (сюжет в эфире). Вы должны изучить всевозможные аспекты данной темы, поверить будущую гармонию алгеброй расчета? а) да; б) нет, в журналистской спешке это сделать практически невозможно; в) нет, мне будет достаточно простого удовлетворения авторского любопытства. 9.Представьте ситуацию. Публикация (или выход в эфир) все откладывается. Не пишется, не думается.... Или нет концепции выстраивания материала, не хватает фактов. Наконец, ясно осознаете – это Ваша творческая неудача. И тогда Вы... а) какое-то время упорствуете, пытаетесь «довести» материал; б) сразу же бросаете эту затею – без этого дел невпроворот; в) используете свою индивидуальную методику, имеющуюся на этот случай (отложить материал, а потом к нему вернуться; посоветоваться с опытным коллегой, другом; и т.п.). 10.Вам кажется, что журналистика позволяет добиться: а) жизненных перспектив в любой области человеческой деятельности; б) стабильности положения, материального достатка; в) творческой самореализации – возможности делать то, что тебе «по душе», что умеешь делать лучше других. 11. Путешествуя, или бывая в незнакомом городе в командировке, Вы обычно легко ориентируетесь? а) да; б) нет, в незнакомом месте все кажется типичным; в) да, но только там, где местность или архитектура неординарны или чем-то явно выделяются. 12.Сразу же после интервью или беседы с человеком Вы и без блокнота или диктофона можете вспомнить суть, смысл разговора? а) да, без труда; б) чаще всего это сделать трудно или даже невозможно; в) запоминаю я разговор избирательно – только самое «яркое» или то, что считаю в данный момент главным. 13.Улица для Вас – театр: чаще всего Вы непроизвольно запоминаете какие-то сценки, необычных «героев», можете что называется заглазеться на ту или иную мизансцену, на уличное происшествие? а) да, и эта черта раздражает не только моих близких, но и меня самого; б) нет, чаще всего мне не до уличного «театра»; в) да, но происходит подобное восприятие улицы непроизвольно, задерживаюсь же лишь в исключительных случаях. 14.В свободное время Вы предпочитаете: а) полное одиночество; б) шумную компанию, где можно отвлечься от дел; в) мне в общем-то безразлично, все зависит от того, как складываются обстоятельства. 15.Вы занимаетесь каким-либо делом. А примете решение прекратить это занятие, когда: а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным; б) когда «заказчики» более-менее довольны; в) бывает нередко, что обстоятельства заставляют отложить то или иное дело, но обязательно возвращаетесь к нему. 16.У Вас неожиданно выдался совсем свободный вечер, Вы дома один: а) есть возможность поразмышлять о каких-то абстрактных вещах; б) пытаетесь себе найти конкретное занятие или работу по дому; в) «допишу-ка я давно откладывавшийся материал (сценарий)». 17.Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней: а) независимо оттого, где и с кем Вы находитесь; б) Вы можете делать это только наедине; в) только там, где не очень отвлекают. 18.В Вашем характере следующая черта: а) не упорствовать, если аргументы оппонентов в споре убедительнее; б) оставаться при своем мнении, какие бы аргументы не выслушивали; в) измените свое мнение, только если сопротивление оппонентов окажется сильным. 19.Отвечая на вопросы, Вы: а) конечно же, немного потрафляли своему творческому самолюбию; б) были стопроцентно честны перед собой; в) все это – игра, и Вы просто приняли правила игры. Теперь подсчитайте количество баллов, учитывая, что ответ под буквой: «а» оценивается 3 баллами; «б» – 1; «в» – 2 баллами. 51 и более: В вас заложен творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор творческих возможностей, и открывают вам блестящие перспективы в журналистике. Хотя, наверное, вас уже и сейчас ценят коллеги и товарищи за нестандартное мышление и творческую мобильность. 26 – 50: У вас вполне достаточный творческий потенциал и вы обладаете профессиональными навыками по его реализации. Но есть и проблемы, которые мешают вам в процессе творчества, найти и искоренить их вам поможет анализ вопросов теста. Выявите по ним свои «изъяны». 25 и менее: Ваш творческий потенциал пока, увы, невелик. Может вам мешает набор комплексов, или вы недостаточно серьезно отнеслись к вопросам теста. Так или иначе, но вы только подступаете к настоящей творческой деятельности. А может вы просто случайный в журналистике человек? Если на вопрос 10 вы дали ответ «б», а на 19 – «в», то стоит подумать о смене деятельности.
|