Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политические еженедельники.

· «Нива».

· «Вокруг света».

· «Природа и люди».

· Журналы для самообразования.

· Союз подписчиков «Вестника знания».

· «Вестник и библиотека для самообразования».

· Сатирическая журналистика в годы первой русской революции.

· Журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон» и их сотрудники. А. Аверченко.

Тип еженедельного журнала не был новым для системы русской прессы. Еженедельники существовали в XVIII в., расцвет их пришелся на 50–60-е годы XIX в. Но в 1900–1917 гг. «примерно треть выпускаемых периодических изданий приходилась на долю еженедельников». В XIX в. отделения газеты от журнала еще не произошло, и общей особенностью еженедельников была только периодичность – раз в неделю. После революции 1905 г. еженедельники представляют только журналы. Постепенно выработалась форма подобного издания: тонкий журнал в 50–60 страниц. Обязательными для него были: «...наличие иллюстраций в качестве самостоятельных материалов издания; обязательный беллетристический отдел; компилятивные обзоры публикаций за неделю по различным общественно-политическим вопросам». Таким образом, от толстого издания остался отдел беллетристики, без романа или рассказа русский читатель журнал не воспринимал. Компилятивные обзоры событий утратили основательность журнальных обозрений, но и не превратились в простую газетную информацию. И, наконец, иллюстрации стали самостоятельным содержательным компонентом журнала. Они постепенно выходили на журнальные страницы в виде рисунков и репродукций, а с развитием техники, когда в России научились делать клише с фотографий, вышли и на страницы газетные. В еженедельниках иллюстрации играли самостоятельную роль, не всегда подчиненную основному тексту. Для читательской аудитории подобного типа периодики важна была и его невысокая цена. Значительную роль играли еженедельные журналы, появившиеся в конце XIX в., особенно такие, как «Нива», «Родина» и различные иллюстрированные и развлекательные издания. Тип еженедельников, завоевавших русскую журналистику в революционный период, сначала отличался от классического типа подобных изданий. В первую очередь в 1906 г. получили распространение общественно-политические еженедельники, аналогов которым в прежние времена практически не было. Именно их журнал «Современная жизнь» и включил в свой перечень в упомянутой выше статье. Пионером среди подобных изданий стал издаваемый П.Б. Струве с декабря 1905 г. журнал «Полярная звезда», вокруг которого возникла партия кадетов. Его название указывало на преемственность от изданий К.Ф. Рылеева и А.И. Герцена, но тип, по заявлению редакции, был новым для России типом политического еженедельника, в котором использовался опыт западноевропейских политических изданий. В списке журналов, приведенных «Современной жизнью», обращает на себя внимание одна особенность: тип еженедельника широко использовали левые партии – социал-демократы и эсеры. Возможность более быстрого, и в то же время более аргументированного разговора с читателем привлекала внимание левой оппозиции, которая стремилась заручиться поддержкой рабочих («Рабочая мысль», «Рабочий вестник» позже «Работница»), и представителей различных профессий («Вопросы страхования», «Голос булочника», «Печатник», «Нужды деревни» и т.д.). Достаточно много еженедельников издавали кадеты. Они использовали этот тип периодики для выработки тактических, стратегических и даже философских программ. «Наша мысль», «Вестник жизни», «Истина», «Народный вестник», «Без заглавия», издаваемый известными деятелями кадетского лагеря Е.Д. Кусковой и С.Н. Прокоповичем, с разных точек зрения оценивали революционные события, пытались выработать политику общественных групп, рупором которых являлись. Одним из самых известных и, кстати, изученных впоследствии, был «Московский еженедельник», который редактировал философ-идеалист князь Е.Н. Трубецкой, собравший вокруг своего журнала много интересных представителей русской идеалистической философии. Эти журналы по типу еще не были традиционными еженедельниками: в них отсутствовал отдел иллюстраций, но и время существования их было ограничено. Под ударами цензуры политические еженедельники довольно быстро исчезли. Все более заметную роль в системе русской журналистики начали играть издания для семейного чтения, научно-популярные, развлекательные, сатирические, спортивные, женские, детские, отраслевые, профессиональные и т.п. Одним из самых известных еженедельников, оставшихся и в памяти потомков, стала знаменитая «НИВА». У журнала был самый высокий тираж, какой когда-либо имела журнальная периодика в России, – 250 тыс. экземпляров в 1901 г. В домашних библиотеках наших современников сохраняются полные собрания сочинений русских и зарубежных писателей, сборники стихов и рассказов, альбомы репродукций с картин, издававшиеся «Нивой» в качестве приложений. «Нива» просуществовала около 50 лет (1870 – декабрь 1917). Издателем был А.Ф. Маркс – глава известной издательской фирмы. «Нива» была его главным и любимым детищем. Журнал создавался по типу немецкого Gartenlaube и предназначался для чтения в семейном кругу. Таким образом, это издание открыло целый ряд журналов «для семейного чтения». В конце 1904 г., в номере, посвященном памяти умершего А.Ф. Маркса, один из сотрудников журнала 3. Рогозин так определил тип семейного журнала: «Что такое собственно семейный журнал? В чем его задача? Задача несомненно воспитательная в самом широком смысле этого слова. В сущности ее даже можно бы назвать продолжением школы. Идеал, который преследует семейный журнал, сознающий все значение своей просветительской миссии, заключается в том, чтобы заурядная семья, более или менее поглощенная житейскими заботами и добыванием насущного хлеба и, следовательно, не имеющая возможности уделять много времени и средств на чисто культурные цели, выбрав себе один орган общения с отечественной и мировой жизнью, находила в нем настолько солидную пищу, чтобы не отощать, от современности не отстать и в то же время не терять и понимания вечных начал этики и красоты. В духовном бытии человека преобладают два элемента – любознательность и чувство или на простом языке – “ум и сердце”. Семейный журнал должен с обоими ровно считаться, удовлетворять первую своим фактическим и научным содержанием, второе – хорошей беллетристикой... В семье каждый член, кроме общих интересов, общих фамильных черт, имеет свои особые занятия, задачи, вкусы. Хорош тот семейный журнал, в котором каждый находит “свое” и в то же время расширяет свой кругозор, область того, что возбуждает его любопытство и участие». В задачи журнала входило, таким образом, предоставить пищу и «уму и сердцу», и пищу не только сиюминутную («не отощать, от современности не отстать»), но и духовную – воспитать в человеке «понимание вечных начал этики и красоты». Для «ума» – общественное и научное содержание, для «сердца» – беллетристика. Своей программы журнал строго придерживался. Критерием отбора материалов для публикации служили интересы «заурядной семьи», у которой нет средств для покупки большого количества книг и журналов. А.П. Чехов называл такого читателя «пестрым». «“Пестрый читатель”... если и не образован, то хочет и старается быть образованным, он серьезен, вдумчив и неглуп»[6]. Для такой аудитории «Нива» стремилась стать единственным журналом. Малоимущая семья «получает только “Ниву”, читает только “Ниву”, но читает ее всю – и не только прочитывает, но можно сказать, изучает». Эту задачу (заменить все остальные органы периодики) журнал старался выполнять постоянно, особую роль играли его разнохарактерные приложения. За почти полвека редакторы часто менялись, имена их почти забыты: поэт и прозаик А. Луговой, писатель князь М.Н. Волконский, литературовед Р.И. Сементковский и др. Литературный отдел не блистал знаменитыми именами, хотя в нем появлялись произведения Н.С. Лескова, И. Потапенко, Д.В. Григоровича. Журнал специализировался на исторических романах с авантюрным сюжетом, авторами которых часто были князь М.Н. Волконский и графиня Е.А. Салиас. С марта по декабрь 1899 г. «Нива» печатала роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Некоторые современные исследователи относятся к этому факту с недоумением: почему свой последний роман, в котором он любил мысль о будущем России, великий русский писатель отдал в такой «несерьезный» журнал? Возможно, Л.Н. Толстого привлек именно тираж «Нивы», дававший возможность прочитать роман сотням тысяч обыкновенных, но «серьезных, вдумчивых и неглупых» людей. Очень интересен был отдел биографий и характеристик выдающихся лиц современности и исторических деятелей. Только за первые 30 лет существования «Нива» поместила на своих страницах 2131 биографию: очерки о В.Г. Белинском, Т.Н. Грановском, И.А. Крылове, Л.Н. Толстом, М.Ю. Лермонтове, А.С. Пушкине, У. Шекспире. В географическом и этнографическом отделах публиковались иллюстрированные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине. Существовали также отделы «Технические изобретения и открытия», «Политическое обозрение», традиционная для русских журналов «Смесь». Был в журнале и своеобразный раздел «К рисункам», где комментировались помещенные в номере репродукции с картин русских и европейских художников или иллюстрации к художественным произведениям, рассказывалось о биографиях художников, истории создания картин, объяснялось их содержание. По-видимому, А.Ф. Маркс был большим любителем живописи, потому что материалы об изобразительном искусстве занимали большое место и в самом журнале, и в его приложениях. Качество репродукций было для того времени неплохим. Осваивал журнал и фотоиллюстрации: «Нива» одной из первых в русской журналистике начала печатать фоторепортажи с театра военных действий во время русско-японской войны.

17.Журнал для семейного чтения «Нива»: история, концепция. « Нива » популярный русский еженедельный журнал середины XIX — начала XX века с приложениями.Издавался 48 лет, c конца 1869 года по сентябрь 1918 года в издательстве А. Ф. Маркса в Петербурге.

Журнал позиционировал себя как журнал для семейного чтения и был ориентирован, главным образом, на буржуазного читателя. В журнале публиковались литературные произведения, исторические, научно-популярные и различные юбилейные очерки, репродукции и гравюры картин современных художников. Материалы политического и общественного содержания давались в «благонамеренном» духе и сопровождались многочисленными иллюстрациями — до начала XX века обычно гравюрами, затем фотографическими обзорами. Страницы изданий «Нивы», включая журнал и приложения, имели сквозную нумерацию для последующей брошюровки годовых комплектов, обложки к которым рассылались редакцией. Таким образом, журнал номер один имел страницу 1, а журнал номер 51 или 52 (последний в году) — страницу 1200. Бесплатные приложения: Начиная с 1891 года в качестве бесплатного приложения к журналу издавались собрания сочинений известных русских и иностранных авторов (обычно классиков, 12 книг литературных приложений в год в хорошем оформлении), а также 12 книг «Сборника Нивы» в год, олеографии, модные выкройки (журнал-приложение «Парижские моды», 12 номеров в год), календари и художественные альбомы. Благодаря высокому уровню печатавшихся произведений и низкой цене на подписку (по состоянию на 1903 год один номер — 25 копеек. Годовая подписка в 1900-х годах на журнал, со всеми приложениями, стоила неправдоподобно дёшево для печатных изданий: в Санкт-Петербурге — 5, 50 в год, в Москве — 6, 25, в Одессе — 6, 50, по России 7 рублей и за границу — 10 рублей. Успех у читателей: С первых лет своего существования «Нива» была самым распространённым иллюстрированным изданием. Так уже в 1870 году тираж «Нивы» составлял 9 тыс. экземпляров, что в два раза больше, чем тираж любого популярного «толстого» ежемесячника с солидным опытом издания, будь то «Отечественные записки», «Русский вестник» или «Вестник Европы». Но это — издания заведомо дорогие. У «Нивы» иной читатель, и она опережает по количеству подписчиков даже ежедневную прессу. Так в 1875 году распродано 18 тысяч экземпляров, в 1877 — 30 тысяч, в 1878 — 43 тысячи, в 1882 — 70 тысяч, в 1884 — 90 тысяч, в1886 — 102 тысяч, в 1891 — 115 тысяч, в 1893 — 120 тысяч, а в1894 тираж достигал уже 170 тысяч экземпляров — в этот год бесплатным приложением к «Ниве» шло Собрание сочинений Достоевского. Для России, где вплоть до конца XIX века 1 тысяча подписчиков — обычное дело, это был неслыханный успех. Апофеоз «Нивы» — публикация романа Льва Толстого «Воскресение». Для издателя неважно, что подоплёка публикации Львом Толстым, до этого отказывавшим почти всем журналам в праве печатать свои произведения, в коммерческой заинтересованности Толстого: доход от издания предназначался для передачи канадским духоборам. В этом (1899) году тираж журнала перевалил за 200 000 экз. Удивительно, что многочисленные иллюстрированные журналы, пытавшиеся повторить коммерческий успех «Нивы», не выдерживали конкуренции. Такова участь «Всемирной иллюстрации», «Огонька», «Живописного обозрения», «Севера», «Родины», «Нови», «Всемирной панорамы». Своеобразный рекорд дореволюционной России одержала «Нива» в 1904 году: в последний год жизни своего основателя А. Ф. Маркса она набрала 275 тысяч подписчиков — этот показатель был удивительным для той полуграмотной страны, которой была Россия в начале XX века. Абсолютный рекорд популярности так и не удалось превзойти ни одному изданию прежней России: наивысший тираж журнала «Gartenlaube» в 400 000 экз. пришёся на 1875 году; в 1904 году по числу подписчиков «Нива» уступала только «Illustrated London News» (бывш. «Penny Magazine»). До этого такой успех знали лишь единичные иллюстрированные журналы Англии, Германии, Франции и США. Годы революции внесли коррективы в читательские пристрастия, но «Нива» по-прежнему оставалась в своём сегменте самой популярной «иллюстрацией» вплоть до своего закрытия новой властью в сентябре 1918 года. «Нива» — своеобразная примета провинциальной России, едва ли не синоним косности и захолустья: во множестве домов России стены украшали цветные репродукции из журнала и для политиканствующих и снобистски настроенных жителей обеих столиц «Нива» была неиссякаемым поводом для иронии и шуток. Однако даже неполный перечень авторов «Нивы» не даёт повода к такой оценке..

Одним из ярких семейных еженедельных журналов стал журнал Адольфа Федоровича Маркса «Нива». В основу программы нового журнала, на наш взгляд, были положены пять принципов, которые становятся очевидными при изучении журнала: научность, популярность, занимательность, доступность и разнообразие материалов. В еженедельнике «Нива» задачи издания распределялись по степени важности, как правило, следующим образом: эстетический, популярно–познавательный или научный, нравоучительный, обобщающе–информационный, что воплощалось в структуре еженедельника. Открывала журнал беллетристика, затем шли материалы познавательного и научно-популярного характера (исторические, географические и др.). «Смесь» выполняла познавательную и развлекательную функции: там печатались полезные советы, шарады, ребусы, находилось место юмористическим материалам. Иллюстрации были обязательны в каждом номере, они были важнейшим элементом структуры и располагались на одних и тех же страницах, будучи неодинаковы по содержанию или технике исполнения. Таким образом, наряду с понятностью и дешевизной преимуществом «Нивы» как типа журнала являлась его энциклопедичность. Здесь умело сочетались разнохарактерные и разнотемные материалы, поэтому, все его отделы были равнозначны и формировались в расчете на целостное восприятие[1]. В географическом и этнографическом отделах публиковались иллюстрированные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине. Существовали также отделы «Технические изобретения и открытия», «Политическое обозрение», традиционная для русских журналов «Смесь

18. Журнал «Мир искусства» как новый тип издания. Роль С.П. Дягилева в журнале. Название «Мир искусства» относится к таким явлениям культурной жизни России рубежа XIX и XX вв., как литературно-художественный журнал и объединение художников, создавших целое направление русской живописи. Все началось с кружка друзей-единомышленников, существовавшего сначала в гимназии, потом на юридическом факультете Петербургского университета. А.Н. Бенуа, В.Ф. Нувель, Д.В. Философов, чуть позже присоединившиеся к ним Е.Е. Лансере, А. Нурок, Л.С. Бакст, К.А. Сомов и С.П. Дягилев стали основателями и участниками первого и самого знаменитого журнала русских модернистов «Мир искусства». Открылся «Мир искусства» статьей С.П. Дягилева «Сложные вопросы», излагавшей программу журнала. Главной задачей журнала было знакомить своих читателей с тем, что он считал ценным в художественном отношении. Он постоянно рассказывал в статьях и показывал в репродукциях произведения художников «нового стиля». Журнал пропагандировал работы В. Васнецова (репродукция с картины «Богатырская застава» открывала первый номер), И. Левитана, К. Коровина. Но буквально заново познакомил «Мир искусства» своих читателей с портретной живописью старых русских мастеров XVIII в., почти забытых в XIX в. С. Дягилев, специально занимавшийся творчеством Д.Г. Левицкого, разыскал много портретов работы этого мастера и поместил их в журнале. Очень интересными были статьи о театре. А. Бенуа в своих воспоминаниях много пишет о любви к театру, особенно к опере и балету, которая объединяла участников дружеского кружка. В театральных публикациях шла речь о художественном оформлении спектаклей, о декорациях и костюмах, т.е. о том, что раньше мало привлекало внимание театральных критиков. Впоследствии многие художники «Мира искусства» плодотворно работали как художники театральные. Большое внимание «Мир искусства» уделял архитектуре Петербурга, буквально открыв читателям его красоты. Свои художественные взгляды «Мир искусства» пропагандировал не только в журнальных книжках. Организаторский талант Дягилева проявился и в создании выставок, проходивших под эгидой журнала. Первая международная выставка проводилась в самом начале 1899 г. На ней демонстрировалось около 350 полотен.

19.Журналы русского модернизма: Весы, Золотое руно, Аполлон. Журнал эпохи Серебряного века — «Весы» — был направлен на знакомство с новым течением в литературе — символизмом. По содержанию это был научно-литературный и критико-библиографический журнал, издававшийся московскими символистами, сгруппировавшимися в издательстве «Скорпион». Руководящая роль в журнале принадлежала В. Брюсову, в последние годы — А. Белому. С журналом сотрудничали К. Бальмонт, М. Кузьмин, Н. Гумилев, З. Гиппиус, А. Блок. В художественном отделе принимали участие И. Грабарь, Н. Рерих, Л. Бакст, В. Серов. Но в «Весах» оформление остается вспомогательным элементом, оставляя главное место литераторам. В предуведомлении от редакции, напечатанном в первом номере «Весов», извещалось, что каждый выпуск журнала будет иметь два отдела: первый — «общие статьи по вопросам искусства, науки й литературы», второй — «хроника литературной и художественной жизни». Анализ и обоснование «нового искусства» должны были сопровождаться подробной информацией о нем. В дальнейшем «Весы» не раз сами подчеркивали свое родство с соответствующими периодическими изданиями на Западе. Журнал «Золотое руно», вышедший в 1906 г., стал вторым мос­ковским журналом, посвященным проблемам символизма. К этому времени бунтари-одиночки, которых высмеивали и журналы и га­зеты, превратились в известных писателей, печатавшихся в солид­ных изданиях, издававших книги и сборники. Деньги на из­дание дал Н.П. Рябушинский, представитель известной семьи мос­ковских текстильных фабрикантов. Рябушинский и стал издателем самого дорогого и роскошного русского журнала. Он тратил на «Золотое руно» около 100 тыс. в год, это позволяло не считаться с расходами при оформлении жур­нальных книжек. Великолепно иллюстрированные, отпечатанные на прекрасной бумаге, они приходили к подписчикам в изящных футлярах, перевязанных золоченым шнуром. Но Н.П. Рябушинский не ограничивался ведением материаль­ных дел журнала, он претендовал на редакторские функции, брал на себя диктаторскую роль в журнале. «Золотоеруно» печатало альбомы репродукций. Первый номер был посвящен работам Врубеля, в следующих читатель знако­мился с творчеством самих оформителей — Бакста, Сомова и др. В редакционном манифесте провозглашалось, что «искусство — вечно, едино, символично и свободно». Художественно-литературный ежемесячник «Аполлон», выходивший с 1909 по 1917 гг., стал последним журнальным изданием Серебряного века. Журнал был основан в Петербурге С. Маковским, и выходил ежемесячно кроме июня и июля. В журнале публиковались репродукции, статьи о творчестве выдающихся художников, сообщения о выставках и музейных экспозициях. Первый номер «Аполлона» вышел в ноябре 1909 г. в Петербурге. Организатором издания стал художественный критик С. Маковский, в создании «Аполлона» активно участвовал поэт И. Анненский. Сре­ди сотрудников были как литераторы (К. Бальмонт, А. Блок, А. Бе­лый, В. Брюсов), так и художники и театральные деятели (Л. Бакст, М. Добужинский, В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский). Но по свидетельству С. Маковского, родоначальниками журнала были по­эты-новаторы. Оформление нового журнала во многом повторяло «Мир искус­ства». Главная цель журнала заключалась в утверждении самоценно­сти искусства и внимании к вопросам мастерства.

20. Пресса во время Первой мировой войны: тенденции, система СМИ, тематика, особенности цензуры. Русская пресса в годы Первой мировой войны. Война – это особое время для журналистики. Даже в демократических странах на свободу печати накладываются некоторые ограничения. В России ужесточения по отношению к газетам прежде всего привели к закрытию всех легальных большевистских изданий (они выступали против войны и призывали к поражению в ней своего правительства) и некоторые из них стали вновь издаваться за границей. Остальные же издания заняли патриотическую позицию, призывали к единению народа перед врагом, призывали вести войну до победного конца. Видные литераторы и публицисты выступали как защитники европейской культуры от немецких варваров. Издания левых партий обсуждали вопрос, как скажется война на развитии рабочего движения. Они считали победу в войне важным условием успешной освободительной борьбы и на революционном поприще. Газеты всех направлений печатали воззвания, обращения, призывы политических и общественных деятелей по поводу национальной обороны и участия в ней всего народа. С первых дней войны вводилась военная цензура, она действовала во всех прифронтовых губерниях. Причем проверке подлежали не только передаваемые с фронта журналистские материалы, но и письма граждан, телефонные разговоры и прочее. Деятельность военных корреспондентов тоже строго регулировалась. Ограничивался и доступ корреспондентов в Ставку Верховного главнокомандующего. Только 10 журналистов были аккредитованы для этой работы. Давать сведения для газет и сотрудничать с ними могли только старшие офицеры. Низшим чинам это было строжайше запрещено. Монархические издания считались цензурой наиболее благонадежными и их старались распространять в армии. Для усиления патриотических настроений были созданы новые еженедельники “Илья Муромец”, “Альбом героев войны”. Легальные левые партийные газеты – эсеровские и социал-демократические – могли возникать и выходить только в провинции. Но они быстро закрывались. Находили отражение на страницах печати и социальные проблемы военного времени: нехватка товаров и продовольствия в городах, увеличение продолжительности рабочего дня, потери родных, появление раненых и инвалидов, организация работы госпиталей, работа сестер милосердия и сбор пожертвования на нужды армии. А еще приходилось писать о военных неудачах, о неблагоприятных настроениях в армии, о других негативных явлениях.

21. Пресса политических партий между двух революций 1917 г. (консервативные, либеральные, социалистические партии). Большевистская печать. Большевистская печать (дооктябрьский период), революционная печать нового типа, созданная В. И. Лениным, большевистской партией. Бесцензурные издания Б. п. печатались в подпольных типографиях РСДРП, явочным порядком под охраной дружинников в буржуазных типографиях, а также за границей в 13 городах Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии, Великобритании, Швеции, США. В России легальные и нелегальные органы печатались более чем в 100 населённых пунктах. Постоянными местами издания были крупные промышленные центры. Широкий круг авторов выпущенной большевиками общественно-политической литературы. Большая часть произведений Ленина была издана в дооктябрьский период. Вышли переводы работ ряда западноевропейских марксистов: А. Бебеля, Ж. Лонге, В. Либкнехта, Р. Люксембург, К. Каутского, Ф. Меринга, К. Цеткин и другие [3]

Вопросам организации и содержания партийной печати в дооктябрьский период Ленин посвятил свыше 30 произведений, не считая писем. Эти же вопросы занимали важное место в работах руководящих большевистских органов. Дореволюционная Большевистская партия. освещала тяжёлое положение рабочего класса, крестьянства, национальный гнёт царизма, разоблачала антинародный характер соглашательства буржуазных. На всех этапах истории большевизма большевистская партия вела последовательную борьбу против оппортунизма " справа" и " слева". Она разоблачала хвостизм экономистов, тактический, организационный и программный оппортунизм " богостроителей", образовавших антипартийную каприйскую школу и фракционную группу " Вперёд" (1909). Большевистская печать вела непримиримую борьбу с худшей разновидностью меньшевизма — троцкизмом, разоблачала центризм и примиренчество, способствовала идейному и организационному разгрому Августовского антипартийного блока, возглавлявшегося Троцким, и изгнанию оппортунистов из партии в 1912. С образованием партии большевиков (1903) началась её издательская работа. В условиях дезорганизаторской деятельности меньшевиков, по предложению Ленина в Женеве в 1904 было организовано самостоятельное большевистское " Издательство Владимира Бонч-Бруевича", переименованное затем в " Издательство социал-демократической партийной литературы В. Бонч-Бруевича и Н. Ленина". Издательство установило связи с рядом большевистских организаций в России. Большевики систематически уделяли внимание печатанию книг, брошюр, листовок, 2-й съезд РСДРП принял особое решение " О партийной литературе". С лета 1905 усилилось печатание марксистской литературы в самой России; бывшую до того под строгим запретом, её стали печатать отдельные издательства. В 1908, накануне нового революционного подъёма, по инициативе В. Д. и В. М. Бонч-Бруевичей в Петербурге создано было легальное партийное издательство " Жизнь и знание". В ноябре 1912 организовано, а в январе 1913 начало выпуск книг легальное партийное издательство " Прибой", специализировавшееся на массовой рабочей литературе. Издательство " Прибой" выпустило в 1913 " Спутник рабочего" — популярный справочник для рабочих. Это издательство было закрыто полицией в начале 1-й мировой войны. В годы войны издание литературы резко сократилось. Выпускали главным образом листовки и редко брошюры.

22.ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО СОБЫТИЙ ИЮЛЯ 1917 ГОДА. Всеобщее недовольство положением страны, политикой самодержавного правительства и лично Николая II, военные неудачи, разрушавшаяся от непосильного военного бремени экономика - вот что привело к Февральской революции 1917 года. Ее с энтузиазмом встретили почти все слои русского общества. Когда 27 февраля 1917 года Николай II объявил о роспуске Государственной Думы, это оказалось последней каплей, переполнившей чашу терпения общества. Последние несколько дней перед этим Россия жила словно на вулкане. В Петрограде не было хлеба, из–за сильных морозов разладился транспорт. В Петрограде практически не было людей, сочувствующих монарху. Он вызывал всеобщее осуждение не только за неумелое ведение войны, министерскую чехарду, бездарное руководство страной, огромные потери, но и за то, что допустил к государственному руководству Г. Распутина с его «распутством» и малограмотным вмешательством в процессы управления, за прогерманскую политику императрицы. Растерялись министры и постоянно сменяемые члены правительства, были полностью деморализованы армия и полиция. Солдаты на фронте все меньше понимали, за что воюют и проливают кровь. Усиливалось дезертирство. Сам Николай II находился в это время в Пскове, где размещалась Ставка, и оттуда пытался осуществлять руководство воюющей армией. Обеспечение порядка в стране попытался взять на себя организованный, как уже говорилось, Государственной Думой Комитет. В него вошли Родзянко, Милюков, Шульгин, Гучков, Керенский и др. Но город восстал, порядка нигде не было, огромные толпы людей стихийно шли в Думу, митинговали на улицах. Главное, что удалось достичь в эти дни - с 27 февраля по 2 марта - сделать революцию бескровной. Было очень много арестов, избиений, бесчинств, но не было массовой крови. В.В. Шульгин, монархист, правый депутат Думы в своей книге «Дни» мало лестного говорит о А.Ф. Керенском, но в одном отдает ему должное - именно он употребил все свое влияние, всю свою волю, весь свой актерский талант, чтобы не допустить кровопролития. Сторонников вокруг обанкротившегося императора не было. Подчиняясь настойчивым советам своего окружения, он принял решение отречься от престола в пользу своего брата Михаила. Чуть позже и Михаил отрекся от престола в пользу Государственной Думы. Февральская революция закончилась. Страну возглавило буржуазное Временное правительство, но и оно не справилось с труднейшими проблемами, стоявшими перед проигрывающей войну Россией. Агитация большевиков, их простые и понятные широким массам лозунги подготовили переворот Октября 1917 года. К 1917 году Россия обладала мощной для своего времени прессой. Различные периодические издания выходили более чем в 180 городах. Годовой тираж только московских газет превышал 450 миллионов экземпляров. В Петербурге выпускалось полторы сотни газет и более 400 журналов. По числу газет и журналов, а также по структуре и организации печатного дела Россия не уступала старым газетным державам - Англии, Франции, Германии. Февральская революция внесла свои коррективы в расстановку сил на информационном рынке. Откровенно черносотенные издания вроде «Земщины» были закрыты. Господствующее положение в буржуазной прессе получила кадетская печать. Боле 150 газет издавали мелкобуржуазные партии: меньшевики, эсеры, трудовики, анархисты. Интересно отметить, что большевики внутри страны в феврале 1917 года не издавали ни одной газеты. Если практически вся русская легальная пресса считала Февраль 1917 года высшим достижением в борьбе за демократию и республику, то после Октября большинство общественно политических органов прессы, как и их сотрудники, оказались в антибольшевистском, антисоветском лагере. Эти издания и были постепенно закрыты в первой половине 1918 года. Но это будет только через год. А пока что в России после Февраля установились две власти, возникло переплетение двух диктатур. Такого развития событий никто не ожидал. Соответственно и журналистика с первых дней после падения самодержавия характеризовалась и буржуазной, и социалистической направленностью. Хотя после Февральской революции близкие самодержавию газеты, такие как «Русское знамя», «Земщина» и др. были закрыты, буржуазных (особенно кадетских) изданий было во много раз больше, чем эсеровских, меньшевистских и большевистских газет и журналов, да и по своему объему они значительно превосходили социалистические печатные органы. Из буржуазных газет наиболее крупный тираж имели «Русское слово» (свыше 1 млн экз.), «Биржевые ведомости» (120 тыс. экз.), «Петербургский листок» (80 тыс. экз.), «Новое время» (60 тыс. экз.), «Раннее утро» (60 тыс. экз.), «Русские ведомости» (50 тыс. экз.), центральный орган кадетов газета «Речь» (40 тыс. экз.). В то же время общий тираж всех большевистских газет в июле 1917 г. составлял всего 320 тыс. экз. Ничтожными тиражами выпускались издания эсеров и меньшевиков. Центральный орган меньшевиков «Рабочая газета» выходила в количестве 10-12 тыс. экз., а тиражи местных социалистических газет были совсем мизерными: «Бакинский рабочий, например, имел лишь 4 тыс. экз. Перестройка печати после падения царизма началась с преобразования официальных органов самодержавия - «Правительственного вестника», ставшего с 5 (18) марта «Вестником Временного правительства» и «Сельского вестника», преобразованного 21 апреля (4 мая) 1917 г. - в «Народную газету». Номер первый «Вестника Временного правительства» открывался «Актом об отречении Государя Императора Николая II от престола Государства Российского в пользу Великого Князя Михаила Александровича», подписанным в Пскове 2 марта 1917 г. В этом же номере был помещен «Акт об отказе Михаила Александровича от принятия верховной власти и признании им всей полноты власти за Временным правительством». В номере содержится также подробный обзор событий с 27 февраля по 4 марта в Петрограде, которые привели к образованию новой правительственной власти. Подробно сообщалось также о событиях в связи с падением самодержавия в Москве и крупных губернских городах. О характере «Вестника Временного правительства» дают представление его постоянные газетные рубрики: «Постановления Временного правительства», «Административные известия», «Война», «По России». Всем своим содержанием «Вестник» свидетельствовал, что Временное правительство намерено продолжать прежний курс царизма, особенно во внешней политике. 8 (21) марта в газете были помещены обращения к гражданам России, жителям деревни, к офицерам и солдатам. В каждом из этих обращений особо подчеркивалось, что «путь к свободе и счастью России только один - победа». Напрячь все силы для спасения долгожданной свободы, которая, наконец, пришла к нам, призывал со страниц «Вестника» писатель и публицист В.Г. Короленко. 14 (27) марта появилась его статья «Отечество в опасности». С запада, читаем в ней, идет туча, какая когда-то надвигалась на Русь с востока. Для отражения этой опасности Россия должна стать у своего порога с удвоенной, с утроенной энергией. Перед этой грозой, призывает автор статьи, «забудем распри, отложим споры о будущем. Задача ближайшего дня - отразить нашествие, оградить Родину и ее свободу». Цели войны и при новом правительстве провозглашались старые. Но беда в том, что истощенная, измученная страна уже четвертый год задыхалась под тяжким бременем тяжелейшей войны, к которой к тому же оказалась не готова ни материально, ни морально. На полях сражений Россия уже потеряла три миллиона своих граждан: столько же, сколько ее союзники Англия, Франция, Италия, США вместе взятые. Но несмотря на это Временное правительство в своем официальном издании упорно провозглашало лозунг: «Война до победного конца!». На неизменности внешнеполитического курса России всячески настаивали кадеты. Занявший во Временном правительстве пост министра иностранных дел П.Н. Милюков в апреле 1917 г. в официальной ноте союзникам подтвердил верность России царским договорам. Вскоре это привело к первому кризису Временного правительства, вынудило Милюкова уйти в отставку. Возглавляя вместе с И.В. Гессеном редакцию центрального органа кадетов газеты «Речь», Милюков последовательно проводил политику территориальных притязаний царского правительства: захвата Галиции, польских районов Австрии и Германии, турецкой Армении, а главное - Константинополя, проливов Босфор и Дарданеллы. В первом же номере газеты «Речь», вышедшем после падения самодержавия 7 (20) марта, в статье «Первые шаги Временного правительства» Милюков утверждал: «Страна должна была освободить себя для того, чтобы успешно закончить свою борьбу с внешним врагом». Призывы довести войну до победного конца звучали со страниц газеты «Речь» столь настойчиво, что к ее редактору прочно прилипла кличка «Милюков–Дарданелльский». После падения самодержавия «Речь» мало изменилась. По-прежнему ее первая полоса отводилась под рекламу, приносившую центральному кадетскому органу немалые доходы. Из постоянных снова в газете были разделы «Известия за день», «По России», «Печать». «Известия за день» в основном содержали краткие сводки с фронтов, в том числе о действиях английской и французской армий. В заметках, публиковавшихся в разделе «Печать», звучали похвалы в адрес буржуазных изданий. В адрес же социалистических, особенно большевистских газет все более гневной становилась критика их позиций, особенно по отношению к войне. Так, в номере за 16 марта можно прочесть: «С большим достоинством и серьезностью освещает современные события газета «День». В частности, господин Заславский в ряде блестящих статей ведет борьбу с крайностями пресловутой «Правды». Пресловутой, по мнению кадетов, являлась и газета московских большевиков «Социал-демократ». В номере за 23 марта в ежедневном газетном обозрении «Речь» подчеркивает: «Все социалистические газеты настойчиво зовут к организации и предостерегают против дезорганизационной поспешности. Этому призыву изменяет «Правда» с ее демагогией». В большевистских изданиях нередко отмечалось, что своими нападками на «Правду» кадетская «Речь» едва ли не превосходит самой «Русской воли», основанной в годы Первой мировой войны крупным фабрикантом А.Д. Протопоповым (закрытой в 1917 г. Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов за погромную антибольшевистскую агитацию). В трехтомнике «История второй русской революции» П.Н. Милюков, анализируя события от Февраля к Октябрю 1917 г., приходит к заключению: «Массы принимали от революции то, что соответствовало их желаниям, но тотчас же противопоставляли железную стену пассивного сопротивления, как только начинали подозревать, что события клонятся не в сторону их интересов». Именно это и происходило в отношении кадетов в 1917 г.: массы все больше убеждались в несоответствии их интересам политики кадетов. А после выступления и разгрома Корнилова стали испытывать к ним открытую вражду. Народу ближе были программы социалистических партий: эсеров, меньшевиков, большевиков. С развитием революционных событий влияние последних на массы все больше усиливалось. Из социалистических самой многочисленной в 1917 г. была партия эсеров. Она насчитывала в своих рядах свыше 500 тысяч человек. Руководящим органом эсеров стала ежедневная политическая и литературная газета «Дело народа». Она выходила с 15 (28) марта как газета Петроградского Совета, а с 1 (14) июля как орган ЦК партии эсеров. Газету возглавляли В.М. Чернов, А.Р. Гоц, В.М. Зензинов. В газете участвовал А.Ф. Керенский. Как и все эсеровские издания, «Дело народа» выходило под девизом: «В борьбе обретешь ты право свое!». Главными в газете «Дело народа» были разделы «Из жизни партии эсеров», «В Совете рабочих и солдатских депутатов», «Рабочая жизнь», «Война», «Телеграммы», «Хроника». Ведущим публицистом был В.М. Чернов. Интересно, что в газете даже была специальная рубрика «Приветствия В.М. Чернову», как и в меньшевистском органе «Единство» - «Приветствия Г.В. Плеханову». Выступления В.М. Чернова определяли основную политическую позицию центрального органа партии эсеров. Она являлась непримиримой прежде всего к большевикам. Редакция призывала не следовать за теми, кто «очертя голову зовут к розни, развалу, дезорганизации, кто «играет в руку контрреволюции». «Игра с огнем» - так была озаглавлена статья В.М. Чернова в номере за 11 июня 1917 года. «Работа большевиков, - читаем в ней, - подготовляет почву для анархизма. Под влиянием ударившего в голову революционного хмеля большевики служение массам заменили прислуживанием им. Они разучились говорить прямо в глаза правду, - когда нужно, даже горькую правду»; «На всех парах ленинский большевизм помчался … куда? К политическому самоубийству». Столь же резкая критика звучит в статье «Анархиствующий бланкизм», появившейся в номере за 13 июня. «Невероятно, но факт, - пишет в ней Чернов, - вся история с демонстрацией – выкидышем 10 июня. Она может быть резюмирована в немногих словах: большевизм идет на подмогу анархизму». И далее: «Конечно, когда большевизм идет на поводу у анархизма, невольно приходится помнить слова: «Не ведают бо, что творят». И во многих других выступлениях В.М. Чернова неизменно проводится мысль, что политика большевиков «ультрафракционна, проникнута упрямым групповым эгоизмом и чувством безответственности», что она «обречена на бесплодие, на голое отрицание, на разрушение». С апреля 1917 г. начала издаваться другая столичная газета эсеров - ее правого крыла - «Воля народа». В числе сотрудников были Е. Брешко-Брешковская, В. Миролюбов, Б. Савинков. Партия левых эсеров, образовавшаяся уже в ноябре 1917 г., издавала газету «Знамя труда». Газета выходила под редакцией М.А. Спиридоновой, Г.Д. Камкова и др. Кроме столичных, эсеры имели довольно разветвленную сеть изданий в Москве (газеты «Труд», «Земля и воля», «Народное слово», «Власть труда», «Знамя труда», «Социалист-революционер», «Солдат–гражданин»); в Киеве - «Воля народа»; в Баку - «Знамя труда». Под таким же названием выходили эсеровские газеты в Тифлисе, Владивостоке. В ряде городов издавались газеты под названием «Социалист-революционер». Широкую издательскую деятельность в марте – апреле развернули меньшевики. В центре и на местах они выпускали около 60 газет и журналов. С марта стала выходить «Рабочая газета», ставшая впоследствии центральным органом меньшевиков, рупором их видных лидеров - Ф. Дана, В. Засулич, Ю. Ларина, А. Потресова, И. Церетели, Н. Череванина. «Рабочая газета» одной из первых начала полемику с ленинскими апрельскими тезисами. Уже 6 апреля она поместила статью «Опасность левого фланга». 9 апреля в газете появилась редакционная статья «Возрождение анархизма и максимализма». 11 апреля на ее страницах выступил известный меньшевистский публицист Н. Череванин с большой статьей «Чего добивается Ленин». Во всех газетных выступлениях говорилось о невозможности социалистической революции в стране, где пролетариат не составляет большинства населения. Левое крыло большевиков составляли сторонники Л. Мартова.

23. Русская общественность о социалистической революции 1917 года и преобразованиях в области печати. Тема свободы слова и сохранения культуры в публицистике А.М. Горького. Метод социалистического реализма «является основным методом советской художественной литературы и литературной критики.Это значит, что основной задачей советской литературы является стремление правдиво показать действительность в движении, в борьбе новых революционных начал со старыми отживающими формами жизни, раскрыть в художественных образах сущность и логику исторического процесса. Вмесе с тем правдивое и конкретное изображение революционной действительности, новых людей и характеров, рожденных социализмом, неотделимо от задач идейно-воспитательных в широком смысле этого слова, задач идейной переделки человека, воспитания трудящихся масс в духе социализма. Углубленность революционно-реалистического познания действительности и большевистская страстность, партийность в борьбе за утверждение социалистических идеалов, пронизанность идеями социалистического гуманизма и революционная непримиримость по отношению к темным силам капитализма — таковы отличительные черты советской литературы, особенно ярко выраженные во всей деятельности А. М. Горького. Нет и никогда не было литературы, кроме литературы советской, которая организовывала бы трудящихся и угнетенных на борьбу за окончательное уничтожение всей и всяческой эксплоатации и ига наемного рабства. Нет и не было никогда литературы, которая кладет в основу тематики своих произведений жизнь рабочего класса и крестьянства и их борьбу за социализм. Нет нигде, ни в одной стране в мире, литературы, которая бы защищала и отстаивала равноправие трудящихся всех наций, отстаивала бы равноправие женщин. Нет и не может быть в буржуазной стране литературы, которая бы последовательно разбивала всякое мракобесие, всякую мистику, всякую поповщину и чертовщину, как это делает наша литература. Такой передовой, идейной революционной литературой могла стать и стала в действительности только советская литература — плоть от плоти и кость от кости нашего социалистического строительства» Задачи, вставшие перед молодой советской литературой непосредственно после октября 1917, не имели никаких аналогий в опыте искусства всей предшествующей истории человечества. В условиях мировой капиталистической блокады советской литературе предстояло художественными средствами утверждать историческую необходимость и правоту молодой советской власти, реальные черты небывалого нового строя, художественно отразить патетику и мощь социалистической революции. Естественно, что центральной и существеннейшей проблемой для всей старой писательской интеллигенции явилась проблема политического самоопределения, проблема отношения к советской власти. В первые годы Октябрьской революции с необычайной остротой происходит политическое размежевание в писательской среде. Большая часть буржуазно-дворянских писателей оказалась в белой эмиграции. И дворянские эпигоны и буржуазные демократы объединились на почве звериной ненависти к пролетарской революции. Куприн в эмиграции стал писать тенденциозные монархические сказки, Шмелев — контрреволюционные повести-памфлеты, Л. Андреев занялся антисоветской публицистикой, Бунин и Зайцев обратились к воспеванию погибших дворянских гнезд. Драматические события 17 года в России повлекли перемены в жизни и литературной деятельности И.Бунина и М.Горького. В 1920 году И.А.Бунин вынужден навсегда покинуть Родину. Горький остается в России, становясь символом революции, ее " буревестником".Внимание и интерес литературоведов к творчеству М.Горького были постоянными, как к писателю, представлявшему искусство, связанное с революцией. В 30-40 годы организуется Архив и Музей художника, выходят сборники " Горьковских чтений", в основу которых были положены доклады и сообщения, сделанные на специальных горьковских конференциях. Большую помощь горьковедам оказало изданное в 1949-1955 гг. тридцатитомное " Собрание сочинений" Горього, куда были включены многие его ранние произведения, публицистические и критические статьи и 3 тома писем. Академия Наук СССР выпускает большие сборники документов и исследований о литературе - " Литературное наследство", из которых два тома посвящены Горькому.На этом этапе истории фигура Горького изображалась в качестве ведущей фигуры литературного процесса. Дарование других значительных писателей недооценивалось или просто принижалось.В современных исследованиях Горький представляется фигурой глубоко трагичной и недостаточно изученной. Литературоведы обращаются к малоизвестным фактам из жизни писателя, освещают истинные причины отъезда Горького из России в 1921 году. До сих пор вызывает споры загадочная смерть М.Горького в 1936 году. На современном этапе Горький интересен как замечательный мастер слова, деятельность которого рассматривается с общечеловеческих позиций.

24. Формирование советской системы СМИ первых послереволюционных лет. Типология изданий. Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова – таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции. Идеологический партийный диктат во всех сферах жизни, в том числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей – вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР. Но это произошло не сразу. Потребовалось несколько лет. Накануне 25 октября 1917 г. в стране выходили газеты различных буржуазных и социалистических партий. Например, 52 меньшевистских, 31 эсеровская, 6 анархистских. Большинство из них отнеслись негативно к свершившейся пролетарской революции. И уже на следующий день после победы вооруженного восстания 10 самых крупных буржуазных газет были закрыты: “Речь”, “Новое время”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и другие. Их полиграфическая база была передана большевистской “Правде”, “Деревенской бедноте” и “Солдатской правде”. В типографии преуспевавшей “Копейки” стали печатать вновь созданную газету “Известия”. Буржуазная пресса возмутилась и обвинила новую власть в ущемлении свободы печати. После чего большевики приняли “Декрет о печати”. Он предполагал ликвидацию буржуазной прессы, которой молодое государство не может противостоять, и преимущественное развитие пролетарской печати. Ограничения для оппозиционной прессы вводились, как указывалось в декрете, временно, но они так и не были отменены до 90-х гг. нашего века. С принятым законом инакомыслящие СМИ не согласились и опубликовали Обращение Временного правительства. Частично продолжавшего работать и после своего низложения. Главное требование Обращения – созыв Учредительного собрания. Это привело в расправе как над изданиями, так и над журналистами и редакторами. Были закрыты многие буржуазные и меньшевистские газеты – все, кто напечатал Обращение. Ряд сотрудников газет был арестован. В разряд неугодных попали и социалистические издания, и все еще не закрытые буржуазные. Чтобы лишить их доходов, большевики издают декрет “О введении государственной монополии на объявления”. Дальнейшие недовольства свободной прессы привели к появлению нового декрета “О революционном трибунале печати”, дававшего широкие полномочия властям, вплоть до закрытия изданий. Это дало возможность избавиться от меньшевистских и эсеровских газет. Так шел процесс монополизации средств массовой информации. Но в стране еще оставались издания других партий, входивший в Совнарком и ВЦИК. Для расширения своего идеологического влияния большевикам нужны были и новые газеты советской власти для различных слоев населения: в марте 1918 г. – газета “Беднота”, в апреле – “Известия Комиссариата по военным делам”, в мае – “Известия Комиссариата здравоохранения”, затем – “Вечерняя красная газета” Получает развитие местная советская печать. Она ориентируется в своей работе на две главные газеты страны: партийную “Правду” и государственную– “Известия”. В них находили отражение политическая борьба, проблемы внешней и внутренней политики, нововведения в области экономики и организации жизни. Ленин сформулировал принципы партийной журналистики. “Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор”. Важнейшими требованиями журналистики стали партийность периодической печати, народность, действенность, наступательный и критический характер, непримиримость к врагам революции. Газеты оказались на службе революции. Они разъясняли политику большевиков, агитировали против войны, за выход из нее любой ценой. В эти годы в журналистике появились новые жанры: дискуссионные статьи, письма-отклики, стали обычными шапки-призывы, лозунги, аншлаги. Характерной особенностью советской печати было стремление максимально вовлечь в обсуждение вопросов своих читателей, расширить их участие в печати. Первоначально это рождало дискуссии на страницах прессы, но большевистская печать жестко проводила идеи пролетарской революции и беспощадно боролась с инакомыслием. Начало гражданской войны и поляризация общества на “белых” и “красных” поставило большинство небольшевистских легальных изданий вне закона, в том числе и печать социалистических партий. В сентябре 1918 г. их осталось 50, а в 1919 г. – 3. В первые годы советской власти, в том числе в годы гражданской войны, главное место занимала большевистская печать, которая проводила политику правящей партии. В системе однопартийных СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1919 г. начали выходить в свет первые советские политические журналы “Вестник агитации и пропаганды”, “Спутник агитатора”, “Коммунист”, “Юный коммунист”, а также военные журналы “Политработник” и “Красноармеец”. Важным этапом развития СМИ стало появление радио. Первоначально это были радиотелеграфные станции, передающие важнейшие новости, декреты советской власти. Они передавались в газеты и в листки радиосообщений. В июле 1918 г. в стране уже работало 103 радиотелеграфных станции. Но только Царскосельская радиостанция под Петроградом была окном во внешний мир. После переезда правительства в Москву главным передающим центром стала Ходынская радиостанция. Она осуществляла связь центра с окраинами страны и с западными государствами. Но мощность ее была недостаточной. Поэтому было решено начать строительство новой мощной радиостанции на Шаболовке (1920) Ее радиус действия составлял 2 тысячи километров. Это был наиболее оперативный канал передачи информации, в том числе и журналистской. Радиоперехваты для наших газет были часто в эти годы единственным источником зарубежной информации. Радио еще не было говорящим, но создание мощной радиопередающей станции стало важным условием для появления сети радиовещания в более поздние годы.

25 Советская пресса в условиях Гражданской войны. Деятельность РОСТА. Создание Российского телеграфного агентстваРОСТА. Организовано в сентябре 1918 г. для обеспечения партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о героизме трудящихся на фронте и в тылу. В агентстве было 10 отделов, среди них литературный, агитационный, инструкторский, художественно-фотографический. Быстро была создана корреспондентская сеть. В 1919 г. у РОСТА было уже 42 отделения по стране. Оно стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В гражданской годы войны работники РОСТА участвовали в деятельности агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки. Плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами “Окна РОСТА”, с которыми сотрудничал Маяковский. Сначала РОСТА занималось и распространением периодических изданий. Но в 1919 г. была создана Центропечать (позднее преобразованная в Союзпечать), которая и взяла на себя эти функции. По стране появилась целая сеть ее отделений. В Центропечати почти сразу был создан отдел “Советская пластинка”. Уже в 1920 г. было выпущено 80 тысяч пластинок. Их тоже стали использовать как средства пропаганды и агитации. Главная задача советской журналистики времен гражданской войны – борьба с контрреволюцией. Трудности с формированием Красной Армии приводили к крайним мерам, к террору по отношению к командирам. Комиссарам солдатам, которые не смогли остановить продвижение белогвардейцев. Газеты полнились устрашающими сообщениями о расстрелах в войсках Красной Армии. На фоне страха в печати велась пропаганда, что восстановление старых порядков лишит крестьян земли, что, только победив “белых”, можно отстоять свое право на землю. Большевистские газеты старались убедить читателей, что, несмотря на трудности и разруху, в стране идет постоянная созидательная работа, что и на фронте, и в тылу люди совершают подвиги и приближают торжество революции. Белогвардейские издания (около 30 по всей стране – в регионах, подконтрольных белогвардейцам) вели свою агитацию: борьба за единую неделимую Россию, защита веры, установление военной диктатуры, борьба с большевиками до конца. Но все эти издания исчезли еще в ходе гражданской войны – в 1920 г., а последние небольшевистские газеты были закрыты в 1919 г.После этого в советской печати утвердилась однопартийность. Важнейшей журналистской темой в это время наряду с показом фронтовых будней стал трудовой героизм рабочих, крестьян, трудармейцев, молодежи. В 1918 и 1919 гг. проходят первые съезды советских журналистов, определивших важнейшие задачи прессы по реализации политики партии. Восьмой съезд РКП(б) обязал журналистов усилить действенность выступлений печати и своим решением включил журналистов в структуру административно-командного управления. Журналист стал “подручным” партии, проводником ее политики, ее рупором. Советская журналистика стала монопольным владельцем прессы, выражающей точку зрения только одной партии. Это главная особенность советской журналистики вплоть до 90-х гг. ХХ в

26. Журналистика «белого» движения во время Гражданской войны. Газетная периодика в годы Гражданской войны была одним из центральных элементов пропагандистских систем противоборствующих сторон. В силу сложившейся политической ситуации после окончания войны исследования деятельности белогвардейской прессы почти не проводились, хотя это весьма интересная тема в контексте истории развития журналистики в России. Структура прессы белогвардейского направления в некоторых аспектах была аналогичной партийно-советской, зачастую совпадали и методы журналистской деятельности двух противоборствующих сторон. Идеи белого движения активно пропагандировались официальными правительственными изданиями, такими как «Вольная Кубань», «Ставропольские губернские ведомости», «Донской вестник», «Вестник Верховного управления Северной области», «Свободная Россия», «Вестник Верховного круга» и мн. др. В белой армии выходила разнообразная военная печать – армейская, дивизионная, гарнизонная. В числе самых крупных изданий этого типа были газеты «Вестник Донской Армии», «Голос Сибирской Армии». Выпускалась периодика для войск противника, велась пропаганда среди населения прифронтовых территорий. В лучшие для «белого» движения моменты в стане Деникина выходило более ста газет и журналов, у Колчака – 122 газеты и 69 журналов. В отличие от Советской России белогвардейцы допускали разные формы собственности в издательском деле, в том числе, частную, так в мае 1919 г. «Отдел печати при канцелярии Омского правительства» был передан частному акционерному объединению «Русское общество печатного дела».Так же, как и на территории Советской России, информационное обслуживание прессы осуществлялось в основном централизованно. Все антисоветские режимы имели свои правительственные идеологические центры: Миллер – «Архангельское бюро печати», Юденич – «Отдел пропаганды в Северо-Западном правительстве» (Таллин), Врангель – «Отдел печати при начальнике гражданского управления в «Просветительстве юга России», Деникин – «Осведомительное агентство» (ОСВАГ), Колчак – «Отдел печати при канцелярии Омского правительства», который не только снабжал информацией гражданские и военные газеты, но и контролировал деятельность печати. Отдел состоял из «Российского телеграфного агентства», «Пресс-бюро», «Бюро иностранной информации». Антисоветскую пропаганду белогвардейские газеты вели не без помощи Американского бюро печати, действовавшего на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке в 1917–1920 гг. Политический спектр партийной прессы был очень широк – от черносотенцев и монархистов до демократов и социалистов. На территории «белой России» частично были возобновлены те дооктябрьские издания, которые были закрыты большевиками в 1917–1918 гг. Выходили многочисленные «независимые», «надпартийные» издания, бульварная периодика. В то же время здесь присутствовала практически такая же жесткая политическая цензура, как и у большевиков. Так, например, первым же приказом военного губернатора на Ставрополье все большевистские издания запрещались, прекращался выпуск близких к эсерам «Трудового слова», «Трудового крестьянина». При таких условиях вполне закономерным являлся тот факт, что оппозиционная пресса в классическом понимании этого слова в Белой России отсутствовала. Стоит отметить уровень кадрового состава белогвардейской печати зачастую поголовно состоявшей из высокопрофессиональных журналистов, имевших богатый опыт работы в дооктябрьской прессе. Например, газету «Юг России» редактировал популярный фельетонист А. Аверченко, редактором-издателем газеты «Приневский край» был писатель А. Куприн, основу редакции газеты «Юг» составили ведущие сотрудники закрытого большевиками «Русского слова». В различных «белых» изданиях сотрудничали М. Булгаков, В. Вересаев, 3. Гиппиус, В. Короленко, С. Маршак, П. Милюков, Н. Устрялов и мн. др. Судьба печати нераздельна с судьбой режимов, в рамках которых она существует. После поражения белого движения белогвардейская печать прекратила свое существование, хотя некоторые издания были возобновлены за пределами России (в основном в странах Западной Европы) и стали частью эмигрантской прессы, разбившись на два лагеря — монархический и либеральный.

27. Журналистика 1920-х годов в условиях НЭП: партийная и независимая пресса. Специфика журнальной периодики этого времени. Это был период после гражданской войны, период восстановления народного хозяйства, когда НЭП сменил политику «военного коммунизма». На первый план в советской журналистике выдвигался вопрос организации пропаганды НЭП среди рабочих и крестьян. Но пропаганда носила декларативный характер. Кроме того, НЭП рассматривался как эксперимент, поэтому в прессе боялись делать прогнозы. В 1921 году был создан Государственный институт журналистики, он готовил профессиональные кадры. Унифицировали план строительства местной прессы. В каждой губернии должно быть 3 издания: массовая рабоче-крестьянская политическая и производственная газета, партийный еженедельник или двухнедельник и «Известия». Во второй половине 1922 года печать находилась в состоянии кризиса, так как переход к НЭПу усугубил тяжелое материальное положение. Пресса не справилась с пропагандой НЭПа. В конце 1921 года издан декрет «О введении платности газет» (переход газет на самоокупаемость, существование на средства от подписки). Это привело к снижению количества газет (янв.1922 – 803 газеты, июль 1922 – 313). Так же для этого периода характерно оживление частного предпринимательства и, как следствие, возникновение издательских объединений (выпускали продукцию для нэпманов, деловых людей, рядового обывателя). Это привело к оживлению желтой прессы; стали появляться объявления, они печатались гигантскими буквами. В обстановке либерализации советского режима, оживления частного предпринимательства, выхода сменовеховской литературы и изданий деловых людей возрождение идеи свободы печати было вполне естественным. Один из руководителей Пермской партийной организации, Г. Мясников, выдвигая вполне доброжелательную идею борьбы с недостатками, имевшимися в советском обществе, высказывал мысль о предоставлении свободы печати для всех партий — от анархистов до монархистов включительно. Однако В.И. Ленин был против идеи свободы печати, так как считал, что в обществе, где пролетарская власть еще не окрепла, свобода печати будет содействовать контрреволюционным силам. Для преодоления кризиса печати требовались комплексные меры, такие как материальная помощь прессе (бюджетное финансирование местной и центральной печати) и стимулирование подписки, также обеспечение печати кадрами и реконструкция типографий. Исследователи отмечают 1921–1925 гг. как время массового развития журналистики. Создаются новые общественно-политические, литературно-художественные, научно-популярные, молодежные издании, издания Советов рабочих и крестьянских депутатов, молодежная, профсоюзная печать, военная печать. Для систематичного руководства периодическими изданиями создаются в начале подотделы, затем в 1923 г. – отделы печати. Затем в составе отделов печати появляются подотделы национальной печати. В 1921 году начинают действовать первые радиоустановки. Развитие их шло быстрыми темпами. 1924 из Москвы начались регулярные передачи информации РОСТА для местной печати. Появляется первая радиогазета (статья на международную тему, московская информация, новости науки и техники, объявления, фельетон). С 1925 года радиогазета внедряется в деревню («Крестьянская радиогазета»). Развитие радиосети шло быстрыми темпами. В конце 20-х начале 30-х годов выделялись отдельные информационные блоки: «По Союзу Советов», «Что слышно в Москве», «Что нового за границей», «Спорт» и т.д. К концу первой пятилетки в СССР работало 60 станций. Развитие радио привело к необходимости создать руководящий радиовещательный центр. Им в 1931 г стал Всесоюзный комитет по радиовещанию при Народном комиссариате почт и телеграфов. Функции главного цензора выполнял народный комиссариат просвещения, в состав которого входил Госиздат. 6 июня 1922 декретом СНК был создан Главлит - главное управление по делам литературы и издательств, орган Наркомпроса. Он стоял на страже политических, идеологических, военно-экономических и культурных интересов Советской страны и соответственно этому осуществлял предварительный и последующий контроль над издательской деятельностью в целом, за исключением хозяйственных

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Документ 4. Анкета эксперта | Журналистика США в 1945-1995 годы
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал